Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы культурогенеза




Вопрос о происхождении, генезисе культуры, напрямую связан с проблемой появления человека, и общества (антропо-социо-культурогенез). Он был и остается ключевой проблемой всего социогуманитарного знания, и от того или иного его решения зависит вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития.

Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени и в сущности, но различающийся в частях, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть, осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.

Собственный опыт каждого из нас показывает, что человек живет в тесной связи с представителями своего вида – и более того, без тесного взаимодействия и поддержки других людей – он не может выжить, а для начала стать человеком. То есть, без процессов социализации[197] и инкультурации[198] – он не становится человеком, а остается на уровне животного (феральные люди)[199]. Вопрос - что же отличает вид Нomo Sapiens от всех других живых существ в мире, и прежде всего от ближайших его родственников – приматов – был и остается одним из самых важных в гуманитарном знании. Ответ напрашивается сам – человек иначе выживает в этом мире, иначе общается, он активно преобразует этот мир согласно своим ценностным установкам, своему пониманию каким должен быть мир, символически маркируя внешнюю среду обитания.

Но какой механизм отвечает за эти важные и специфические моменты в жизни людей, что за этим стоит – все это остается в науке до сих пор дискуссионным.

Ответ может быть получен именно в рамках культурологического знания, для которого обозначенный круг проблем является предметом непосредственного внимания. Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания. Именно культура как внегенетическая способность приспособления к этому миру, способность преобразовывать этот мир и передавать полученный опыт, также небиологическим путем по наследству и стала этим самым главным отличительным признаком человека от всех животных в мире. В таком – «интегральном» – понимании культура это явление, свойственное исключительно человеку и человеческому сообществу. Культура - по сути дела - система внебиологического наследования приобретенного опыта. Поэтому вопрос о появлении культуры, причинах и факторах, вызвавших к жизни столь сложное явление остается ключевым для всего социогуманитарного знания. Зарождение и эволюцию, а также смену культурных форм, интегрируемых в существующие культурные системы называют культурогенезом. При этом, чаще всего не различают собственно культурного от цивилизационного, культуру от цивилизации, считая, что цивилизация – нечто развившееся значительно позже, чем культура. Поэтому зарождающиеся культурные формы и системы, изучаемые культурными антропологами содержат в себе многое, что относится не к культуре в ее современных смыслах. Хотя само различие между тем, что возможно называть культурой и тем, что скорее имеет отношение к цивилизованности, это различие в глубокой древности весьма не просто усмотреть.

Необходимо подчеркнуть, что культурогенез и антропогенез тесно связаны между собой - культура невозможна без человека, человек невозможен без культуры, именно поэтому любая культура антропогенна.

В европейской гуманитарной традиции существуют разные теории, гипотезы антропогенеза.

Эволюционная теория понимает под эволюцией происходящие во времени постепенные необратимые процессы изменения какой-либо системы, благодаря чему возникает что-то новое, разнородное, стоящее на более высокой ступени развития. Весь окружающий нас мир можно представить как совокупность таких разнообразных систем. Каждая из них существует в определенной среде, и эволюционирует как среда, так и система, причем именно среда диктует системе направление эволюции. Каждая эволюционирующая система должна быть устойчивой, консервативной, сохраняя накопленную полезную информацию, и одновременно изменчивой, способной адаптироваться к меняющимся требованиями среды.

Особый смысл приобретает понятие эволюции в естествознании, где исследуется преимущественно биологическая эволюция. Биологическая эволюция – это необратимое и, в известной степени, направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся постепенным изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом. Иными словами, под биологической эволюцией следует понимать процесс приспособительного исторического развития живых форм на всех уровнях организации живого.

Первый шаг в объяснении факта происхождения людей
сделал К. Линней, который в своей классификации видов живых существ поместил человека в отряд приматов вместе с обезьяной, обосновывая это схожестью строения тела человека и примата. Труды Линнея послужили началом для дальнейшего изучения сходств и различий между человеком и животным и вскоре дали возможность французскому ученому Ж.-Б.Ламарку создать первую гипотезу о естественном происхождении человека от древних обезьян.

Основные же постулаты теории эволюции были разработаны Чарльзом Дарвином и изложены им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859), - историческая заслуга Дарвина состояла в том, что он совместно с Уоллесом вскрыл движущий фактор эволюции – естественный отбор и тем самым выявил причины протекания биологической эволюции.

В 1871 г., когда дарвинизм был уже принят в качестве естественнонаучной концепции, выходит книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сходство, но и родство человека и приматов. Дарвин утверждал, что предок человека может быть найден по современной классификации, среди форм, которые могут быть даже ниже, чем человекообразные обезьяны. По мысли ученого и человек и обезьяны подвергаются сходным психологическим и физиологическим процессам в ухаживании, воспроизведении, рождаемости и заботе о потомстве. Русский перевод этой книги появился в том же году. В следующем - 1872 году - выходит книга «Выражение эмоций у человека и животных», в которой на основе изучения лицевых мышц и средств выражения эмоций у человека и животных доказывается их родство.

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях: все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы; возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями; в основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование; результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

Эволюционная теория строит свою систему антропогенеза, анализируя имеющиеся у нее в арсенале факты и археологические находки, именно поэтому эволюционизм трактует культурогенез, как естественный независимый процесс, случившийся приблизительно 3 млн. лет тому назад. В рамках этой гипотезы культура стала новым, иным способом выживания человека в мире, и стала духовным механизмом, заменившим человеку генетическую приспособляемость к окружающей природе.

С позиций эволюционной теории – основной причиной культурогенеза становиться необходимость адаптации раннего первобытного общества - праобщины - к быстроменяющимся условиям их существования - в первую очередь изменению климата, что вызвало к жизни необходимость выработать новые приемы и технологии деятельности, а также создать принципиально иные условия социального взаимодействия - опирающиеся на нравственные и моральные принципы, в основе которых лежали новые способы взаимодействий людей с окружающем миром и с себе подобными.

Один из классиков современной философской антропологии А. Гелен, считал, что человек пришел в мир своеобразным «пасынком природы», неприспособленным к существованию и обреченным на вымирание – «недостаточным существом» (Mangelwesen), отличающимся от всех млекопитающих уже на уровне морфологии и физиологии. У человека, по мысли Гелена, отсутствует специализация органов, они не приспособлены для выполнения жизненно важных функций нападения или защиты. Именно эта нехватка потребовала замещения инстинктов и специализированных органов интеллектом и рукой, приспособленной к орудийной деятельности. Эта «недостаточность» вызвала к жизни общество и культуру. «Второй природой» человека оказались система орудийной деятельности и новый тип коммуникации, образующие мир культуры, которая по существу и есть человеческий мир». [200]

Появление на Земле нового биологического вида — человека — было обусловлено поиском наиболее эффективного способа выживания. Популя­ции гоминидов вымирали, не находя выхода к новому — внебиологическому и более сложному, чем биогенетический, — способу орга­низации своего бытия, который позволил бы людям противостоять природе и подчинять ее потребностям своего существования.

Как отмечает М.С. Каган, спа­сительным путем для человека как вида, явилось создание людьми искусственных орга­нов, способных преодолеть природную слабость органов естествен­ных (благодаря многократному умножению физической силы руки, интеллектуального потенциала мозга и коммуникативной энергии средств общения) и одновременное «изобретение» искусственного способа передачи из поколения в поколение поведенческих про­грамм, компенсирующего утрату генетически инстинктивного спо­соба их кодирования и трансляции. [201]

Процесс порождения культуры - культурогенез - охватывает одновременно важные стороны жизнедеятельности человека - его материальную и духовную деятельность, и его способности к труду, и его способности к мышлению.

 

При эволюционном подходе важную роль в процессе культурогенеза играет индивидуальное творческое начало в человеке, которое детерминирует беспрерывный поиск в интеллектуальной и технической сферах, совершаемый первобытным человеком на пути освоения собственного жизненного пространства, именно поэтому культурогенез не является однократным событием, произошедшим в Первобытной эпоху, но представляет собой процесс постоянного порождения новых культурных форм и явлений.

Сам термин «культурогенез» в отечественной культурологической науке взвывает различное толкование и определение его смысловых границ,[202] и он решается в двух основных подходах: Первый рассматривает культурогенез как зарождение культуры в эпоху первобытности – т.е. рассматривает это явление, как начало человеческой истории - такое мнение высказывают А.Б. Агаркова М.С. Каган, И.Ф. Кефели, А.П. Садохина А.В. Шнирельман,

При втором подходе существует несколько различающихся толкований термина культурогенез, но общее, что объединяет исследователей данного вопроса – это понимание этого явления, как беспрерывного процесса возникновения и становления форм культуры, Так, культурогенез как появление крупных культурных образований, определяют А.П. Окладников, В.С. Бочкарев, В.М. Массон, А.В. Кияшко и др; как перманентный процесс генерации новых культурных форм и систем, его определяют А.Я. Флиер, И.Л. Коган, С.М. Оленев и др. Культурогенез как развитие культуры конкретных этнообразований выделяют Л.Н. Гумилёв, Р.Х. Бариев, И.Н. Михеев и др.); Также его используют как синоним термина «инкультурация», как обозначение личностного культурогенеза, вхождения ребёнка в мир культуры и всей культуротворческой деятельности человека И.Л. Коган, А.А. Леонтьев, А.А. Майер.

Важно выяснить, какие именно факторы и импульсы стимулируют творческий потенциал человека, появление новых ценностей и их интеграции. Необходимо определить, как создаются «первичные очаги» культуры, имеющие не только свое место в пространстве, но и «автора» или «группу авторов», которые своими талантами содействовали возникновению новых ценностей, стилей, школ, так как впоследствии распространение этих форм нередко ведет к утрате представлений о первоначальном источнике их возникновения. Исследование культурогенеза позволяет восстановить первоначальный ареал возникновения этих культурных явлений, выявить реальную динамику изменчивости культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями и культурным наследием, полифункциональность и полисемантику культуры, историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись в истории явления культуры.

А.Я. Флиер[203] разработал собственную теорию развития культуры выделив макро- и микроуровни и предложил собственную морфологию культурогенеза, выделив такие частные процес­сы, как:

a. генезис культурных форм и норм;

b. формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др;

c. появление межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентаций.

Генезис культурных форм можно разделить на следующие фазы: 1. инициирование новаций - «социальный заказ», творческий поиск; 2. создание самих новых культурных форм; 3. “конкурс” их функциональной и технологической эффективности, а также внедрение отобранных в ходе “конкурса” форм в социальную практику производства и интерпретирования. Некоторые формы, заимствуемые извне из культуры прошлого, сразу включаются в фазу “конкурсного отбора”.

Генезис культурных норм, в интерпретации А.Я. Флиера, является продолжением формогенеза, при котором в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сообществе..

Генезис социокультурных систем определяется по деятельностному признаку (по профилям деятельности и взаимодействия людей), который также проходит поэтапно основные фазы: вызревание - “социальный заказ” на новые виды деятельности, результатом чего становится практическое формирование технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда, а также обособление людей, специализирующихся в этих областях социальной практики. Далее происходит рефлексия эффективности новых технологий и выработка стандартизированных норм ее осуществления, затем следует процесс обучения становление профессий, специальностей и специализаций. Следующим этапом становится образование корпораций в этих видах деятельности - цехов, гильдий, орденов, союзов и пр. и, наконец, постепенное объединение родственных по социальным и политическим интересам корпораций в крупные социальные общности - сословия, классы, с проявлением специфических профессионально-культур­ных черт в комплексных социальных субкультурах.

Генезис этнокультурных систем, к которым в конечном счете могут быть отнесены любые сообщества, складывающиеся на основе территориального единства, включает следующие фазы: складывание общих факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышенный уровень их коллективного взаимодействия, далее следует накопление исторического опыта их совместной жизнедеятельности и аккумуляции этого опыта в традициях, ценностях. Это приводит к реализации доминирующих ценностей в формах социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и т.п. и, наконец, рефлексии опыта, накопленного на предшествовавших фазах этногенеза, и формированию на его основе этноидентичности данного сообщества.

К области чисто теоретического моделирования А.Я. Флиер предлагает отнести рассмотрение генезиса межэтнических культурных образований, признаком которых служит порой только внешнее сходство изучаемых систем – хозяйственно-культурных, историко-этнографических или культурно-истори­ческих (цивилизационных) общностей. Происхождение этого сходства, как правило, связано с процессами диффузии тех или иных культурных форм или автономным происхождением схожих форм в ходе адаптации к похожим природным и историческим условиям существования сообществ. В целом генезис этих макромасштабных явлений куль­туры может быть описан в парадигмах формо-, нормо-, социо- и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм.

Отдельным явлением культурогенеза, по мнению А. Я. Флиера, является культурная инноватика – творчество. Смысл ее, в отличие от рассмотренных выше процессов генезиса новых культурных явлений, детермнированных преимущественно задачами адаптации сообществ к внешним природным и историческим условиям, состоит в иновационности, порожденной внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов, если и связанных с каким-либо “социальным заказом”, то совершенно опосредствованным образом.

Хотя визуально нам кажется, что практически мы живем главным образом в мире вещей и предметов, составляющих материальную основу нашей культуры и цивилизации, на самом деле преимущественно мы живем в мире идей, социальных порядков, взаимодействий и договоренностей, детерминирующих специфичность и эффективность нашей культуры существенно больше, чем материальные ценности. Поэтому порождение новаций социально-интеллектуального плана (новых правил общежития и взаимодействия), часто является гораздо более значимыми событиями культурогенеза, нежели научно-технические изобретения.

Другой путь порождения инноваций традиционно называется словом “творчество”. Хотя о природе творчества были написаны многие тома философских, эстетических, искусствоведческих, психологических и даже социологических сочинений, этот феномен остается сравнительной “terra incognita” для науки. Во всяком случае, способность человека к творчеству всегда являлась одним из самых сильных аргументов в дискуссии о том, что происхождение человеческой культуры не имеет никакого отношения к биологическому антропогенезу.

Систематизируя различные мотивации к творчеству, А.Я.Флиер выделяет:

1. “социальный заказ”, основанный на как внешних предпосылках, так и на обстоятельствах “внутреннего функционального конфликта”

2. интуитивное прозрение специалиста, увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития содержания и смысла того, чем он занимается;

3. аналогичное прозрение в области логики развития технологии изготовления какого-либо продукта или изготовления его по прежней технологии, но с существенным улучшением качества.

Откуда и как приходит к специалисту такого рода прозрение, до сих пор неясно науке. Вполне возможно, что за этим стоит перманентная неудовлетворенность личности той схемой упорядочения представлений о Бытии, которое доминирует в сообществе, одной из форм преодоления которой становится формирование собственной (не согласованной с социумом) альтернативной модели подобной упорядоченности, построенной на иных основаниях и опредмечиваемой в конкретном произведении (художественном, интеллектуальном, техническом).

Стимулом творческого вдохновения могут выступать профессиональные, статусные или личностные амбиции и притязания, а также определенные комплексы индивидуальной неполноценности или физической ограниченности, психические отклонения, инициирующие нетривиальный взгляд на проблемы и т.п. Очень значимым представляется то, что практически всякое творчество является высоко эмоциональным актом, определенной психологической “разрядкой” накопившихся у человека эмоций, что может иметь как конструктивный, так и деструктивный характер.

Культурогенез дает возможность представить топографию культуры, определить источник и ареал распространения новаций. Поэтому необходимо отметить основные непосредственные способы распространения культурных форм за пределы ареала их происхождения, которые могут быть стихийными и целенаправленными, к ним можно отнести м играцию – внешнюю и внутреннюю, торговлю, колонизацию, войну, мессианство.

В конце XIX начале - ХХ века серьезные культурные трансформации в европейском обществе, вызвали к жизни новые формы распространения культуры, такие как СМИ, и в первую очередь Телевидение, Интернет, экономическая помощь слаборазвитым странам, туризм. [204]

Таким образом, в процессе культурогенеза и далее, культура разнообразно изменялась. Культурологи, осмысляя эти изменения, стали обращать внимание на проблемы социокультурной динамики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...