Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурная динамика




 

 

К числу фундаментальных проблем в современном социогуманитарном знании относится вопрос о культурных изменениях и причинах их вызывающих. Во многом это стало причиной интереса к данной теме со стороны практически всех исследователей культуры, а потребность в результатах этих исследований имеет место во всех сферах социальной жизни. Резкие перемены, происходящие в обществе, необходимость управления, прогнозировании и проектировании этими сложными процессами (не только собственно культурными, но и политическими, экономическими, технико-технологическими и др.), вывела проблему трансформации и динамики общества на новый уровень актуализации ее осмысления. Культуры зарождаются, распространяются, разрушаются, с ними происходит множество всевозможных метаморфоз, именно поэтому изучение динамики культуры имеет огромное значение для понимания постоянно происходящих в обществе изменений. Термин «динамика» (δύναμις — сила) в научный оборот был введен Лейбницем и служил наименованием учения о движении объектов под действием сил. Но несмотря на то, что данное понятие использовалось, прежде всего, в точных науках – в механике и математике, немецкий ученый определял сущность динамики значительно шире, он был убежден, что при сотворении природы Бог наделил ее внутренней способностью к действию, к активности - силе (dýnamis). Лейбниц подчеркивал, что не математика, а именно метафизика должна раскрыть существенные измерения природного бытия, потому что не протяжение, а сила представляет собой главное сущностное определение природы. Динамика как наука изучает взаимодействие сил и их направленность, опираясь в методе познания на математику, но специфика силы, как основы бытия, может быть раскрыта только метафизикой и философией. [205] Т.е. уже Лейбниц относит постижения процессов динамики мира в целом к области гуманитарного знания.

Современная социогуманитарная мысль сосредоточивает свое внимание на объяснении сложных процессов исторической эволюции социокультурных систем, пытаясь определить механизмы, которые обуславливают тесно взаимосвязанные количественные и качественные преобразования, определяющие сущность развития всей мировой культуры.

Культурное развитие связано с понятием «культурное изменение», под которым подразумеваются всякое движение и взаимодействие, любые трансформации в культуре, в том числе и те, которые лишены целостности, и не имеют ярко выраженной направленности. Когда же идет речь не просто о «культурных изменениях», а об изменениях, в которых осуществляется целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о «динамике культуры». Таким образом, динамику культуры характеризует изменение и модификация черт культуры, которые протекают во времени и пространстве, для которых характерен холизм, наличие упорядоченных тенденций и направленный характер.

Но надо иметь в виду, что любая мировая культура является содержательным аспектом совместной, то есть, социальной жизни людей, поэтому точнее будет говорить о проблеме исследования особенностей социокультурной динамики.

Также важно отметить, что формируется специальный раздел в культурологии, изучающий социокультурные трансформации – культурная динамика (социодинамика культуры), в рамках которого исследуются процессы изменчивости в социокультурных системах, их обусловленность, направленность, сила выраженности, закономерности и факторы адаптации культур к новым условиям существования

Социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурных фактов, а также описанием известных культурных процессов – она старается выявить детерминанты происходящих процессов и тенденций, теоретически их объяснить и осмыслить.

Таким образом, социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина, предметом которой является культурно-историческое развитие. То есть, предметом изучения становится не столько культура сама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, или социальные механизмы культуры.

Мировая научная мысль накопила огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать философскую, социологическую, культурологическую интерпретацию понятия социокультурной динамики с разных познавательно-гносеологических позиций.

Подобный методологический плюрализм неизбежен при анализе столь сложного базисного явления, каким выступает социокультурная динамика. Сложность, и во многих случаях неочевидность, изменений в культуре делает различные подходы к изучению культурной динамики равновероятностными и взаимодополняющими по отношению друг к другу.

Во взглядах на социокультурные динамические процессы можно выделить две противоположные позиции и большой диапазон концепций между ними. Представители первой утверждают, что единой истории человечества не существует, а значит не существует общих законов развития, и каждое поколение ученых вправе по-своему интерпретировать историю. К. Поппер, [206] например, считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение.

Адепты другой позиции полагают, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека жестко детерминированы, управляются и предопределены. Это может быть и божественное провидение, и рок, и астрологическая карта, и карма, и закон социального развития и т.д. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь попытаться угадать свою судьбу, или же, изучив законы развития, гармонично существовать в их поле, или же - научиться управлять законами эволюции.

Э. Дюркгейм считает, что иллюзией являются как воображаемые способности колдунов и магов преобразовывать одни предметы в другие, так и представления о том, что в социальном мире все произвольно и случайно и воля одного законодателя может изменить облик и тип общества. Управлять исторической эволюцией, изменять природу, как физическую, так и моральную, по мнению Э. Дюркгейма, можно только, сообразуясь с законами науки. [207]

Концептуальное разнообразие проблемы социокультурного развития в макро-измерении группируется вокруг трех основных направлений: во-первых, вокруг идеи линейно поступательного развития — эволюционизма, во-вторых, идеи цикличности цивилизационного процесса, и, в-третьих, актуальных социально-синергетических подходов. На основе этого, можно выделить основные научные направления и разработанные ими различные модели социокультурных динамических процессов:

Линейно-стадийное направление (эволюционизм). Для линейно-стадийного направления характерно рассмотрение общества как сложной системы, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. В этой системе действуют специфические законы развития, носящие универсальный характер, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Соответственно, главная задача науки состоит в выявлении этих законов, а поэтому при изучении истории необходимо четко определить факторы, обусловливающие историческое развитие. Такое развитие именуется «социальным прогрессом». В этом процессе культурное своеобразие каждой страны, хотя и признается, но отступает на второй план. Можно выделить три основные черты, присущие традиционной теории универсальной (unilinear) социокультурной эволюции:

1. Современные общества классифицируются по определенной шкале, от «первобытных» до «развитых» («цивилизованных»). 2. Существуют четкие, дискретные стадии развития от «первобытного» до «цивилизованного». 3. Все общества проходят через все стадии в одном и том же порядке.

Динамика общества и культуры подчиняется тем же законам. Такой позиции придерживались И.-Г. Гердер (1744-1803), Ж.-А. Кондорсе (1743—1794), Г.-В.-Ф. Гегель (1770-1831), О.Конт (1798—1857), К.Маркс (1818 -1883), Э. Тайлор (1832 - 1917) – их основные методологические расхождения касались не самой сути социокультурной динамики как линейного процесса, а механизмов ее «запускающих», тех факторов, которые становятся определяющими для исторических изменениях.

Для германской теоретической мысли – и ее представителей Гердера, Гегеля характерны построения всемирно-исторических моделей развития культуры. В наиболее обобщенном виде идея линейно-стадийного развития всемирной истории разработана в философской системе Гегеля.

Сущностью культурно-исторического процесса Гегель считал развитие мирового духа (сверхчеловеческого разума). Процесс развертывания единого мирового духа включает в себя дух отдельных народов, который проходит стадии становления, расцвета и упадка, после чего, выполнив свое историческое назначение, т. е. реализовав определенную форму осознания свободы, сходит с исторической сцены, и в итоге мы имеем мировую историю. Гегелю определял ее как «прогресс в сознании свободы».

Вместе с тем история, по Гегелю, осуществляется по необходимости, т.е. она подчинена единому закону. В соответствии с этими началами, Гегель представил всемирную историю в виде последовательно чередующихся стадий прогресса. В философии истории Гегеля всемирный исторический процесс представал как процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом. Исторические культуры, по Гегелю, выстраиваются в последовательной лестнице ступеней прогресса в сознании свободы.

История духа во времени составляет, по Гегелю, фундаментальную основу социокультурной динамики, определяющий весь всемирно-исторического процесс, его начало и конец, единство и многообразие внутри него.

Для О. Конта, весь исторический процесс есть последовательный переход человеческого мышления, культуры и общества от теологической стадии к метафизической и затем к позитивной. [208] Поэтому «социальная динамика» Конта целиком посвящена выведению и подтверждению его «закона трех стадий», и тех факторов которые его обусловливают. Причем О. Конт подчеркивал, что не следует пытаться выстраивать иерархию факторов, сводя движение силы истории к какому-либо одному из них, поскольку все они равнозначны.

Одним из двигателей прогресса, согласно Конту, является человеческий разум, поскольку он всегда стремится к положительному знанию, таким образом мыслитель психологизирует идею прогресса - соответственного этому, катализатором прогресса выступает в контовской концепции духовная элита — совокупный носитель и проводник идей поступательного развития, несущий эти идеи из поколения в поколение.

Учение К.Маркса [209] о социально-экономических формациях, отвергало идеалистическую философию истории и выдвигало на первый план вопрос о материалистическом понимании общественного развития, его объективных диалектических закономерностей.

Маркс был убежден в приорите­те экономики, именно поэтому для него, фундаментом всякого общества, его «базисом» выступа­ет способ материального производства как совокупность «производительных сил», включающих людей и сред­ства производства, и «производственных отношений», характеризующихся как формой собственности на средства производства, так и соответствующим общественным разде­лением труда.

История общества предстает как история способов производства, которых собственно и выступают источниками общественного развития – основной социокультурной динамики, а смена форм социально-экономических формаций и классовая борьба служили, в концепции Маркса, ключом к объяснению исторических закономерностей.

Еще одним направлением, тесно связанным с линейно-стадийным подходом к объяснению социокультурной динамики является собственно «Эволюционизм», который обращался к решению вопросов взаимосвязи вопросы общечеловеческого и национального в культуре, роли личности и народа, соотношения восточных и западных культур, цели и смысла истории. Эволюционизм привлекал многих ученых, наиболее известными его сторонниками являются: Л. Морган (1818 1881), Г. Спенсер (1820 - 1903), Дж. Мак-Леннан (1827 - 1881), Дж. Леббок (1834 -1913), Дж.Фрезер (1854 - 1941), Но основоположником эволюционной теории развития культур, считается английский ученый Э. Тайлор –автор фундаментального труда «Первобытная культура» [210]. Его концепция основывалась на нескольких простых положениях. Человечество - единый вид. Природа человека везде одинакова. Эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам. Эволюция идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество. Сходства и различия между культурами объясняются прежде всего степенью их развитости. Путь, пройденный европейскими народами, является общим для всего человечества.

Он рассматривал культуру как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе, поэтому Тайлор, в противовес прежде всего О.Конту, рассматривал разум только как одно из проявлений культуры - наряду с выплавкой железа, скотоводством, магией. Ему представлялось, что культура движима не столько разумом, сколько силой привычек, инстинктов, простых ассоциаций. Свободная мысль, изобретательство, инновации выглядят чем-то редким, даже экзотическим. Поэтому главная цель исследования культуры заключается в систематизации фактов, в разработке теоретической естественнонаучной основы обществознания - в виде эволюционной теории.

Научная мысль XVIII - XIХ веков была сосредоточена на изучении разнообразия линейных тенденций развития, разворачивающихся во времени и в пространстве. Она оперировала главным образом понятием «человечества вообще» и стремилась отыскать «динамические законы эволюции и прогресса», определяющие магистральное направление человеческой истории. Сравнительно мало внимания уделялось социокультурным процессам, повторяющимся в пространстве (в разных обществах), во времени или в пространстве и во времени. Во многом именно поэтому линейная, европоцентристская концепция социокультурной динамики развития не давала удовлетворительного объяснения эволюции Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации.

В последней трети XIX века, выходит в свет труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (1869), заложивший основы новой парадигмы в объяснении процессов социокультурной динамики и ставший базисом нового научного подхода – цивилизационного (циклического), нового понимания принципов и механизмов культурной динамики общественных процессов.

Для цивилизационного подхода характерно отрицание понятия «общечеловеческая цивилизация». Развитие человечества происходит посредством смены самобытных культурно-исторических типов, и ни об одном культурно-историческом типе нельзя сказать, что он выступает основой и лидером всемирной общественной эволюции. Теоретики цивилизационного направления исходят из идеи постоянного возвращения, круговорота, идеи множественности культур, рассматривая человечество как совокупность исторически сложившихся общностей, каждая из которых занимает определенную территорию и имеет свои присущие только ей специфические черты, в совокупности образующие особый культурно-исторический тип.

Циклические теории разрабатывались многими философами и историками древности, стремящимися усмотреть определенный порядок, ритм, выявить смысл в хаосе исторических событий. При этом использовались аналогии с космическими ритмами, сменой времен года, биологическими циклами, кругооборотом веществ в природе.

Но только к концу XIX столетия сформировались теоретические концепции, в которых было дано объяснение сложным социокультурным процессам развития.

Культурологические теории и концепции мыслителей цивилизационного направления - Н.Я. Данилевского (1822-1885), К.Н.Леонтьева (1831-1891). О.Шпенглера (1880—1936), А. Тойнби (1889 -1975), П.А.Сорокина (1889 — 1968), К. Ясперса (1883-1969) — объединили поиски истоков в объяснении динамики культуры, которые заключались не в самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в особенностях специфического уникального развития каждого национального образования.

Основоположником теории культурно-исторических типов является русский ученый Н.Я.Данилевский. В книге «Россия и Европа» [211] он представил человеческую историю разделенной на отдельные и обширные автономные образования - «историко-культурные типы», или цивилизации. Западная - германо-романская цивилизация - лишь одна из многих, которая возникла и процветает в истории, так как в реальности общей хронологии, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, которое означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира не существует. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии только свойственные в определенной последовательности.

Русский философ отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Н.Я.Данилевский допускал лишь в смысле «почвенного удобрения». Всякое же системообразующее воздействие чуждых духовных начал на культуру он абсолютно отвергал. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих черпают содержание своей исторической жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой полнотой и многосторонностью.

Н.Я. Данилевский сформулировал основные принципы социокультурной динамики, которые аналогичны процессам, происходящим в живом организме — это возникновение, рост и закат цивилизаций.

Культурологические идеи Данилевского оказали воздействие на теоретические взгляды К. Н. Леонтьева – в своем магистральном труде «Византизм и славянство» [212] он анализирует причины и механизмы социокультурных изменений. Процесс эволюции в органическом мире, по мысли Леонтьева, – это постепенный переход от простого к сложному, постоянная адаптация, с одной стороны, к окружающей среде, похожими, родственными организмами, а с другой стороны, индивидуализация от похожих и родственных явлений. Это непрерывный процесс перехода от «невыразительности» и «простоты» к оригинальности и сложности, что приводит к постепенному увеличению сложных элементов. Внутреннее увеличение и одновременно непрерывная интеграция, приводят к высшей точке эволюции – высшей степени сложности, которая удерживается некоторой внутренней принуждающей силой.

Согласно Леонтьеву, каждый культурный организм проходит в течение своего жизненного цикла три стадии: 1) первичной простоты, 2) цветущей сложности, 3) вторичного «смесительного упрощения».

Взгляды Данилевского и Леонтьева предвосхитили аналогичные теоретические построения О. Шпенглера, который в своем главном труде «Закат Европы» [213] сделал предметом исследования «морфологию всемирной истории». Шпенглер настаивал на своеобразии мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемые им, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий.

Он отвергал общепринятую условную периодизацию историко-культурного процесса как «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер предлагал другой взгляд на эволюцию мировой истории, объясняя ее сменой ряда независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Закат всякой культуры, будь то египетская или «фаустовская» (то есть, современная западная), характеризуется переходом от культуры к последней стадии своего существования - цивилизации. Отсюда ключевой принцип его концепции противопоставление «становящегося» - живого, творческого начала – то есть культуры и «ставшего», мертвого, формализованного - цивилизации.

Английский историк и социолог А.Тойнби под влиянием идей предшественников разработал свою концепцию культурно-исторического процесса, где речь идет о 21 относительно замкнутых цивилизациях. В этом труде Тойнби выделял цивилизации, для которых характерны уникальные универсальные религии, специфические формы правления и институционализации, а также самобытные искусство и философия. (Позже он выделял уже 36 цивилизаций и пять «живущих» цивилизаций третьего поколения: западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную). Каждая цивилизация в своем развитии прошла четыре стадии: возникновение, рост, надлом и разложение. Тойнби попытался обосновать эмпирический закон повторяемости общественного развития. Согласно его концепции эволюция общества осуществляется через «подражание». Если в примитивных обществах подражают старикам и предкам (что делает эти общества статичными), то в «цивилизациях» подражают творческим личностям, что обеспечивает динамику развития. Он отмечает, что: «Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное до сих пор усилие». [214] В качестве «вызовов» рассматриваются неблагоприятные природно-климатические условия, вторжения соседей и гениальные достижения предшествующих цивилизаций. Если цивилизация достойно отвечает на вызов истории, то она получает импульс к дальнейшему развитию. Если же этот вызов оказался ей не по силам, то происходит надлом цивилизации, а потом ее упадок. Движущей силой цивилизации, которая дает импульс к поиску ответа на вызов, является ее элита, творческое меньшинство, противопоставленное пассивному большинству

Одна из важных концепции, где обосновывается гипотеза о нелинейном, циклически-волновом характере исторических процессов, представлена творчеством П.А.Сорокина. Свою теорию круговорота суперсистем П.Сорокин развил в работе четырехтомнике «Социальная и культурная динамка», введя в научный оборот термин – социокультурная динамика.

В основу модели социально-культурной макродинамики П.Сорокин положил известный принцип цикла исторических эпох. Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга культурные три типа культуры:

1) Чувственный, для которого характерно чувственно-эмпирическое восприятие, где главными ценностями выступают утилитаризм и гедонизм. 2) Идеациональный тип, для которого характерна ориентация на сверхчувственные ценности - Бог, Абсолют. 3) Идеалистический – смешанный тип, сочетающий черты первого и второго типов.

Каждый из этих трех типов обладает единством ценностей и значений, которое проявляется во всех сферах культуры. Динамику культуры можно представить как движение маятника из одной крайней точки – «идеациональной» – в другую крайнюю точку – «чувственную», и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической», или интегральной, культуры.

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями.

Широкое использование понятия социокультурная динамика приходится на вторую половину XX в., когда в область научного исследования активно вторгаются проблемы развития, изменения и распространения культурных институтов, культурных конфликтов и инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры, типологии культурного развития (линейно-поступательные, фазовые, циклически этапные, волновые, инверсионные, маятниковые и другие модели), дифференциации и диффузии культуры, взаимодействия разных культур.

Одним из наиболее интенсивно развивающихся подходов к исследованию динамики культуры становится социально-синергетическая парадигма. Это комплексное научное направление, вобравшее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации. Синергетика радикально изменила понимание отношений между порядком и хаосом, между энтропией и информацией. Возникло новое видение мира культуры, представляющее состояние хаоса как переходное от одного уровня упорядоченности к другому.

Основание синергетики связано с именами немецкого физика Г. Хакена (p. 1927) и лауреата Нобелевской премии, бельгийского физика И.Р. Пригожина (1917—2003).

В 1977 г. Вышла книга Г. Хакена «Синергетика», [215] где была предложена, разработанная ученым, теория самоорганизации в открытых системах и образовании структур из хаоса. Пригожин использовал математическую теорию для описания динамических процессов, происходящих в живом мире. Он пришел к выводу, что стремление к порядку приводит к наименьшей напряженности системы, и в этом проявляется фундаментальный принцип жизни общества.

Одним из центральных постулатов в теории является понятие «сложных систем». Такие системы имеют место в различных сферах общественной жизни - в науке, в экономике, политике и т.п., а, значит, и в культуре в целом. Особо важными являются два аспекта системы: большая размерность пространства и многоуровневая структура. Именно в силу своей сложности системы обладают таким свойством как неустойчивость, нестабильность. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это исходное состояние, а неустойчивым, если отклонения от него растет со временем. Сложные системы также характеризуются многообразием нелинейности процессов. Синергетика развивает также новое понимание отношения случайности и необходимости, признавая, что в окружающем нас мире существуют и детерминизм, и случайность - важно проследить, каким образом необходимость и случайность согласуются, дополняя одна другую

Любая сложная динамическая система (в частности, историческое событие или даже ряд событий) в своем развитии проходит так называемые точки бифуркации, а точнее полифуркации — кризисные моменты, в которых небольшие случайности, колебания (флуктуации) могут стать решающими при выборе направления дальнейшего развития. В синергетике также выделяют катастрофы - резкие изменения поведения системы в ответ на изменение внешних условий.

В рамках теории катастроф появился термин аттрактор, то есть, тенденция структурирования системы, формирования порядка. Противоположная аттрактору тенденция, стремление системы к хаосу, проявляется через диссипативность (рассеивание) структуры. Таким образом, в рамках синергетики исследуется внутренняя неустойчивость процессов спонтанного упорядочивания систем, когда небольшие воздействия или случайные флуктуации способны привести к крупным последствиям в их дальнейшем саморазвитии. Для сложных, нелинейных систем также характерны процессы самоорганизации, которые характеризуются следующими особенностями:

- развитие происходит через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние;

- новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний;

- настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего;

- в нелинейной среде предзаданы все будущие состояния, но актуализируется в точке бифуркации лишь одно;

- хаос амбивалентен по своей сути - разрушителен, но он же и созидателен при переходе в новые состояния;

- развитие необратимо, действует «стрела времени», термин, введенный Н. Моисеевым. [216]

Одним из ведущих отечественных культурологов, создавших оригинальную концепцию культурной динамики, в рамках синергетического подхода был М.С. Каган (1921-2006). [217]

М.С. Каган развивает системный подход во взгляде на культуру, которая является для него составной частью более широкой системы – бытия вообще, существующего в трех основных, взаимосвязанных формах: природа-общество-человек. А культура, как порождение человеческой деятельности, становится четвертой, интегральной формой бытия, охватывающей все три сфер в равной степени.

Уже из этого видно, что культура включает в себя три сложных уровня, именно поэтому, отмечает М.С. Каган, при осмыслении столь сложного феномена как культура необходимо применять синергетический подход – т.е. рассматривать ее, как детерминированный изнутри процесс, обусловленный стремлением человека к самостоятельной, свободной и целенаправленной деятельности.

Культурная динамика, по мысли философа, соотносится с законами, которые действуют в физических процессах – т.е. переход от одного уровня культурной организации к другому, совершается через разрушение сложившегося порядка (энтропии). Затем уровень энтропии падает, и на смену ему приходит более совершенный порядка. Таким образом, история культуры проходит через этапы чередования состояний гармония- хаос.

В синергетических моделях культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа. Культура как антиэнтропийный механизм, развиваясь, увеличивает энтропию в других системах и приводит к периодическим антропогенным кризисам.

Современный взгляд на культуру предполагает, что культура – это не просто система, а открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система. То есть, культура развивается в соответствии с некими общими законами самоорганизации материи, что вынуждает культуру, в качестве открытой системы, обмениваться энергией (информацией) с окружающей средой. Отсюда вытекает, что любые изменения в системе будут носить системный характер, например, невозможно поменять экономическую систему, без изменения ценностных установок в обществе, которое эту экономику создает, и соответственно наоборот. Таким образом, синергетическая модель эволюции обнаруживает широкие перспективы применения в понимании, а, следовательно, и решении разного рода социокультурных проблем.

Культурная динамика исследует изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. В рамках теории культуры можно провести следующую классификацию источников, формирующих и поддерживающих изменения в культуре:

1. Динамические процессы, которые в культуре различают по месту и длительности.

Так, крупномасштабными изменениями в культуре считают интервалы времени в 100—1000 лет (цивилизационные сдвиги), микромасштабными — периоды от 25—30 лет (время активной жизни в культуре одного поколения) до 100 лет), быстропроходящими — от одного месяца до нескольких лет (напр., сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), они не способны закрепиться в глубоких пластах культурной жизни.

2. Культурная инноватика – культуротворчество, появление новых элементов или их комбинации в культуре.

К категории инновации относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире, либо новые технологии его освоения. Носителями новаторства, как правило, выступают творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, способы деятельности, отличные от принятых, в данном обществе. Большую роль в реализации этих идей играет степень готовности общества воспринимать те, или иные открытия. Всякое нововведение обречено на затмение, отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества. Особенно сильное отторжение нововведений обнаруживают традиции общества. Поэтому, появившись, они обречены либо на скорое забвение, либо на использование в узких границах. Компас, порох, бумага, спички, фарфор – все это изобретения первенство в которых принадлежит китайцам. Однако к кардинальному перевороту в образе жизни они не привели, хотя ими и пользовались. Зато малой доли этих изобретений, часть из которых была сделана европейцами, самостоятельно (производство фарфора, книгопечатание), а часть позаимствована, оказалось достаточно, чтобы произвести настоящий переворот в образе жизни общества.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными путями:

Культурных заимствований (целенаправленное подражание). Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.

Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что:

а) является близким и понятным, нужным его собственной культуре, т. е. то, что смогут оценить и использовать аборигены;

б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит иметь некоторое преимущество перед другими народами;

в) отвечает аутентичным потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, находящиеся в его распоряжении;

Культурной диффузии (стихийное распространение). Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных форм, образцов материальной и духовной подсистем при их соприкосновении, где эти культурные элементы оказываются востребованными, заимствуемыми обществами, ранее подобными формами не владевшими.

Культурное соприкосновение может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга, либо не менее сильным, но односторонним влиянием.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Независимых открытий. Это означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах в приблизительно одном временном отрезке. Независимые изобретения — открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.

Среди факторов, влияющих на характер заимствований выделяют следующие:

· степень интенсивности контактов – в высшем качестве проявляющих себя в культурной экспансии (от лат. expansio — распространение), в процессе которой общество борется за сферы влияния своей национальной культуры и выходе ее за первоначальные пределы или государственные границы. Постоянное или частое заимствование обществ ведет к быстрому усвоению инородных элементов. Так люди, живущие на национальных окраинах, или в торговых центрах обычно быстрее усваивают элементы других культур, чем жители глубинки;

· условия контактов: насильственное навязывание культуры неизбежно порождает реакцию отторжения, сопротивления «оккупационной культуре»;

· состояние и степень дифференциации общества. На процесс заимствования влияет степень готовности общества к усвоению инородных новшеств, что означает, и наличие той социальной группы, которая может принять эти нововведения в своем образе жизни.

3. Воспроизводство культуры или трансмиссия – т.е. межпоколенная трансляция культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения, освоения им совокупного социокультурного опыта, усвоение традиций и способов коммуникаций, освоение культурного наследия, характерных для данного общества, что, в свою очередь, и является процедурой воспроизводства этого общества как целостной, устойчивой и специфической человеческой общности.

Благодаря культурной трансмиссии, каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее, т.е. происходит культурная аккумуляция опыта предшествующих поколей. В результате аккумуляции происходит образование культурного наследия, т.е. материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. В ней сохраняется все то, что на том или ином этапе было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто, но позднее может вновь найти свое место в обществе.

Разновидностью культурной трансмиссии является фундаментализм. Тесно свя<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...