1.1 Сущность, задачи и принципы международного культурного сотрудничества
В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных вопросу международных отношений, их динамике, особенностям развития и влияния на состояние общемирового социума. Очевидно, что для понимания вектора развития современных международных отношений между государствами, необходимо раскрыть сущность понятия «международные отношения». Авторство в изобретении термина «международные отношения» принадлежит английскому мыслителю И. Бептаму, который понимал под данным термином общение между государствами [9, с. 10]. Сегодня данный термин применяется для обозначения правовых межгосударственных взаимодействий, включая подписание международных договоров, двусторонние визиты, сотрудничество между государствами в различных политических, экономических и социокультурных сферах. В свою очередь, исследователь Р. Арон определяет международные отношения как отношения между политическим единицами, к которым автор относит греческие полисы, Римскую или Египетскую империи, Царство шумеров и аккад, монархии, буржуазные республики и народные демократии [6 с. 13]. . По мнению исследователя П. А. Цыганкова, международные отношения в строгом смысле подразумевают особый род общественных отношений, отличающихся своими особенностями от другого их рода -общественных отношений, свойственных той или иной социальной общности, выступающей участником международных отношений. В этой связи П. А. Цыганком определяет международные отношения, как особый род общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных взаимодействий территориальных образований [40]. Таким образом, международные отношения – это особый вид общественных отношений, который выходит за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований.
Очевидно, что международным отношениям как сложной системе коммуникационных связей присущи определенные виды, инструментарий, набор ключевых функций и принципов функционирования. В частности, исследователь А. П. Цыганков классифицирует международные отношения, согласно следующих признаков: 1. Исходя из цели, поставленной участниками международного взаимодействия, к которым автор относит экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические международные отношения. 2. В зависимости от состава (социального статуса) участников международных отношений: межгосударственные и межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями [40, с. 25]. В свою очередь, ученый А. Г. Богатуров предложил следующую классификацию международных отношений: 1. Классический тип, опирающийся на «равновесие сил» государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война - основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире. 2. «Холодная война», вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран. 3. «Мирное сосуществование», пришедшее на смену «холодной войне». Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.
4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов [9]. На сегодняшний день первые три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества. В свою очередь американский ученый М. Каплан выделил 6 типов международных систем: система «баланса сил», свободная биполярная система, жёсткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и система «вето». Так, в системе «баланса сил» основными участниками международных отношений являются только национальные государства с широкими военными и экономическими возможностями, а устойчивой системой является та, в которую входят пять или более государств [25]. Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостоянии, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнёрство во имя мира. Однако осуществить на практике этот переход достаточно трудно. На наш взгляд, наиболее полная классификация международных отношений предложена исследователем А. П. Цыганковым, так как в данной концепции автор акцентирует внимание на цели, поставленной участниками международного взаимодействия и на составе участников международных отношений. Таким образом, опираясь на классификацию А. П. Цыганкова, международные отношения имеют следующие виды: политические, экономические, научно-технические, идеологические, военные, правовые, культурные. В основе международных отношений в культурной сфере лежат процессы интернационализации общественной жизни, обогащения культур, систем образования, развитие средств массовой информации, обмен культурным наследием между государствами. Международное культурное сотрудничество является важнейшей частью политики Республики Беларусь, направленной на продвижение белорусской культуры за рубежом, укрепление позитивного образа нашей страны и содействие поддержанию культурной идентичности белорусских соотечественников.
Целью развития международных культурных связей является обеспечение взаимодействия с международными организациями, зарубежными учреждениями культуры и образования, а также туризма, что в свою очередь, обеспечивает установление дружеских связей культурного сотрудничества с народами других стран. Среди важнейших задач международного культурного сотрудничества следует назвать формирование гражданской идентичности, развитие представлений об общественных ценностях и приоритетах, а также способствование усвоению демократических и гуманистических ценностных ориентаций. К благоприятным факторам, содействовавшим интеграции Республики Беларусь в международное культурное пространство, следует отнести международное признание Беларуси и ее позитивный международный имидж. В данном случае важную роль сыграли культурно-исторические факторы, связанные с наличием у Республики Беларусь развитого культурного потенциала, традиций поддержания зарубежных культурных связей, а также выгодным географическим расположением. Культурные связи между народами являются неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны также, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение.
Анализ теоретических источников позволяет выделить ряд функций, которые и выполняет международное культурное сотрудничество: 1. информационно-просветительная функция межкультурного сотрудничества заключается в формировании познавательных способностей; в формировании, совершенствовании и углублении определенной системы знаний о поликультурности современного общества, об особенностях и отличительных чертах представителей той или иной культуры; в содействии более глубокому осознанию своей собственной культуры; 2. социальная функция межкультурного сотрудничества включает вовлечение его участников в совместную деятельность на основе диалога культур, формирование определенных умений и способностей, необходимых для построения эффективного межкультурного сотрудничества; 3. культурологическая функция межкультурного сотрудничества заключается в обеспечении сохранения, воспроизводства и развития культурного наследия различных этнических групп; 4. психологическая функция межкультурного сотрудничества предполагает формирование эмпатии по отношению к представителю другой культуры, развитие творческого мышления, саморегуляции, умения адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого человека; 5. духовно-нравственная функция межкультурного сотрудничества включает формирование мировоззрения на основе культурного разнообразия современного общества, воспитание патриотизма, формирование ценностного отношения к реалиям своей культуры и особенностям, специфике иной культуры [16, с. 77]. Как видим, международное культурное сотрудничество отвечает целому ряду важнейших задач, связанных с решением жизненно важных для каждой страны вопросов развития человека, формирования гуманистических идеалов, важных для современного социума. Рост культурного взаимодействия с другими странами и международными организациями способствует укреплению позиций Беларуси в международных культурных отношениях, созданию более благоприятного международного имиджа нашей страны. Таким образом, раскрывая сущность международных культурных связей, можно утверждать, что международное культурное сотрудничество – необходимая форма межкультурных коммуникаций и условие гуманистического взаимодействия народов разных стран и континентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|