Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Правовые основы международного сотрудничества в сфере культуры




Каждое государство на законодательном уровне определяет деятельность различных социальных институтов в сфере культуры, заявляя о своей внутренней и внешней культурной политике. Это обуславливает культурный обмен в системе международных связей, который имеет большой спектр различных форм и направлений взаимодействий: фестивали, конкурсы, гастроли, соревнования, спортивные конгрессы, научные и образовательные конференции, программы научно-исследовательского и образовательного обмена, практика стипендий и грантов, деятельность фондов и научных организаций, выставки, ярмарки, а также совместные культурные проекты.

Международное культурное сотрудничество выступает в качестве одной из главных задач государственной культурной политики. Не является исключением и Республика Беларусь. Так, основными источниками законодательства Республики Беларусь, относящимися, в том числе, к вопросам международных культурных связей, являются:

Конституция Республики Беларусь. Статья 51.

Кодекс Республики Беларусь от 20. 07. 2016 № 413-3 «О культуре».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2006г. №521 об утверждении положения о порядке организации и проведения фестивалей на территории Республики Беларусь, финансируемых из республиканского и(или) местных бюджетов.

Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300«О предоставлении использовании безвозмездной (спонсорской) помощи с изменениями и дополнениями от 27 февраля 2012 г. № 113.

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2011г. №308-З.

Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2009 г. № 95-З.

Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 2010 г. № 542 «О проведении культурно-зрелищных мероприятий».

Таким образом, основами международного культурного сотрудничества являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс о культуре Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, решения международных организаций, участницей которых является Республика Беларусь.

Данный Кодекс направлен на регулирование общественных отношений в сфере культуры, а также на установление правовых, организационных, экономических и социальных основ культурной деятельности в целях сохранения и использования культурных ценностей, развития организаций культуры и обеспечения общедоступности культурных благ [20].

Внешним культурным связям в Кодексе посвящена отдельная глава «Международное сотрудничество в сфере культуры» [20]. В ней определены - задачи, принципы, направления и правовые основы международного культурного сотрудничества. Как отмечается в статье 26 настоящей главы, задачами субъектов культурной деятельности при осуществлении международного культурного сотрудничества являются: обогащение культурной жизни белорусского народа, привлечение граждан, проживающих в Республике Беларусь, к ценностям мировой культуры; ознакомление мировой общественности с культурой Беларуси; интеграция белорусской национальной культуры в мировую культуру и мировое информационное пространство [20].

Стоит отметить, что правовые основы, важнейшие цели и задачи, ключевые принципы и основные направления международного сотрудничества в области культуры представлены в Главе 6 Кодекса Республики Беларусь о культуре, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики в июне 2016 года [20].

Так, в Кодексе о культуре республики Беларусь, отмечается, что целями международного сотрудничества в области культуры являются:

– установление международных отношений в области культуры;

– знакомство мировой общественности с белорусской национальной культурой и ее популяризация;

– обогащение культурной жизни, приобщение проживающих в Республике Беларусь граждан к культурным ценностям мировой культуры;

– укрепление и развитие культурных связей между Республикой Беларусь и белорусами за рубежом;

– сохранение национально-культурной самобытности белорусов за рубежом;

– интеграция белорусской национальной культуры в мировую культуру и мировое информационное пространство [20, ст. 26].

Согласно статьей 28 Кодекса Республики Беларусь о культуре правовыми основами международного сотрудничества в сферы культуры являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс о культуре, международные договоры Республики Беларусь, договоры между субъектами культурной деятельности Республики Беларусь и иностранных стран, международные, государственные и другие программы, направленные на сохранение, развитие, распространение и (или) популяризацию культуры, решения международных организаций, участницей которых является Республика Беларусь, и другие международно-правовые акты, которые являются обязательными для Республики Беларусь».

Субъекты культурной деятельности при осуществлении международного сотрудничества в сферы культуры руководствуются следующими принципами: признание и уважение достоинства, драгоценности и необходимости сохранения каждой культуры, рассмотрение всех национальных культур и языков в их разнообразии в качестве составной части общего приобретения человечества; равенство национальных культур и равная их стоимость для мировой культуры; служение культуры развитию мирных и дружественных отношений между странами и народами; взаимовыгодность культурного сотрудничества; обязательность охраны историко-культурных ценностей как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта [13].

В Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 года, подчеркивается, что каждое государство вправе определять национальную политику в области культуры самостоятельно без вмешательства извне определять свое культурное развитие.

Целый ряд международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в области культуры были согласованы и приняты государствами в ходе региональных международных форумов: министров культуры стран Европы в Хельсинки (1972), стран Азии и Тихого океана в Джакарте (1973), африканских стран в Аккре (1975) и стран Латинской Америки в Боготе (1978) [14].

На этих конференциях вырабатывались основные направления развития международного культурного сотрудничества, закрепляемые соответствующими международными соглашениями. В частности, их выводы и рекомендации стали предметом обсуждения на состоявшейся в Мехико в 1982 году Всемирной конференции по политике в области культуры, в которой участвовали представители 129 государств-членов, принявших 181 рекомендацию в области культуры.

Принимая данные международно-правовые акты, государства согласились, что, осуществляя сотрудничество в этой области международного общения, они должны руководствоваться следующими принципами:

- равенство культур всех государств и всех народов, наций, национальностей, с должным уважением особенностей национальных и этнических групп, а также культур давно исчезнувших цивилизаций, оставившие свой неповторимый след;

- признание права государств самостоятельно без вмешательства формировать национальную политику в области культуры;

- взаимное обогащение различных культур при помощи установления между народами прочных и постоянных культурных связей на основе их взаимовыгодности;

- доступ к знаниям, искусству и литературе всех народов;

- участие в прогрессе мировой науки, доступ к ее благам;

- защита культурных ценностей во время мира и во время войны.

На основании данных принципов была сформирована самостоятельная отрасль международного права, объединяющая нормы, регулирующие сотрудничество государств в области культуры. Источниками данной отрасли международного права являются многочисленные как многосторонние, так и двусторонние международные договоры о дружбе и сотрудничестве, о культурном и научном сотрудничестве, соглашения о создании и деятельности культурных центров и культурных обменах [38, с. 89].

В настоящее время вопросами культуры занимаются региональные бюро в Венеции и Гаване. Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследие.

К основным сферам компетенции ЮНЕСКО относятся: образование (от дошкольного до высшего и непрерывного, в том числе образование для взрослых, превентивная (профилактическая), специальную, профессионально-техническое и экологическое, естественные науки; точные и гуманитарные науки; культура и международное культурное сотрудничество; средства массовой информации, информатика и коммуникация.

ЮНЕСКО в сфере культуры решает следующие задачи [40, с. 78]:

- Сохранение и возрождение материального и нематериального культурного наследия;

- Развитию искусств;

- Содействие развитию современных культур;

- Возвращение утраченных культурных ценностей странам их происхождения;

- Распространение литературы и чтения путем содействия развитию книгоиздательского дела;

- Развитие индустрии культуры и разработка политики в области культуры;

- Защита авторских и смежных прав;

- Анализ взаимосвязи между культурой и развитием, учета культурного фактора в развитии общества;

- Достижение культурного плюрализма и межкультурного диалога [41, с. 89].

Организацией реализуется ряд долгосрочных широкомасштабных международных программ и проектов в таких областях науки и образования, как океанография, экология, гидрология, возобновляемые источники энергии, геологическая корреляция, научно-техническая информация, информатика, коммуникация, биоэтика, управление социальными преобразованиями, восстановление культурных ценностей, сохранение всемирного культурного и природного наследия, профессионально-техническое образование, образование XXI в. и тому подобное.

Организацией реализуется ряд долгосрочных широкомасштабных международных программ и проектов в таких областях науки и образования, как океанография, экология, гидрология, возобновляемые источники энергии, геологическая корреляция, научно-техническая информация, информатика, коммуникация, биоэтика, управление социальными преобразованиями, восстановление культурных ценностей, сохранение всемирного культурного и природного наследия, профессионально-техническое образование, образование XXI в. и тому подобное.

Итак, основами международного культурного сотрудничества являются Конституция Республики Беларусь Кодексом культуре Республике Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, решения международных организаций, участницей которых является Республика Беларусь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...