1.2 Правовые основы международного сотрудничества в сфере культуры
Каждое государство на законодательном уровне определяет деятельность различных социальных институтов в сфере культуры, заявляя о своей внутренней и внешней культурной политике. Это обуславливает культурный обмен в системе международных связей, который имеет большой спектр различных форм и направлений взаимодействий: фестивали, конкурсы, гастроли, соревнования, спортивные конгрессы, научные и образовательные конференции, программы научно-исследовательского и образовательного обмена, практика стипендий и грантов, деятельность фондов и научных организаций, выставки, ярмарки, а также совместные культурные проекты. Международное культурное сотрудничество выступает в качестве одной из главных задач государственной культурной политики. Не является исключением и Республика Беларусь. Так, основными источниками законодательства Республики Беларусь, относящимися, в том числе, к вопросам международных культурных связей, являются: Конституция Республики Беларусь. Статья 51. Кодекс Республики Беларусь от 20. 07. 2016 № 413-3 «О культуре». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2006г. №521 об утверждении положения о порядке организации и проведения фестивалей на территории Республики Беларусь, финансируемых из республиканского и(или) местных бюджетов. Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300«О предоставлении использовании безвозмездной (спонсорской) помощи с изменениями и дополнениями от 27 февраля 2012 г. № 113. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2011г. №308-З. Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2009 г. № 95-З.
Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 2010 г. № 542 «О проведении культурно-зрелищных мероприятий». Таким образом, основами международного культурного сотрудничества являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс о культуре Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, решения международных организаций, участницей которых является Республика Беларусь. Данный Кодекс направлен на регулирование общественных отношений в сфере культуры, а также на установление правовых, организационных, экономических и социальных основ культурной деятельности в целях сохранения и использования культурных ценностей, развития организаций культуры и обеспечения общедоступности культурных благ [20]. Внешним культурным связям в Кодексе посвящена отдельная глава «Международное сотрудничество в сфере культуры» [20]. В ней определены - задачи, принципы, направления и правовые основы международного культурного сотрудничества. Как отмечается в статье 26 настоящей главы, задачами субъектов культурной деятельности при осуществлении международного культурного сотрудничества являются: обогащение культурной жизни белорусского народа, привлечение граждан, проживающих в Республике Беларусь, к ценностям мировой культуры; ознакомление мировой общественности с культурой Беларуси; интеграция белорусской национальной культуры в мировую культуру и мировое информационное пространство [20]. Стоит отметить, что правовые основы, важнейшие цели и задачи, ключевые принципы и основные направления международного сотрудничества в области культуры представлены в Главе 6 Кодекса Республики Беларусь о культуре, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики в июне 2016 года [20]. Так, в Кодексе о культуре республики Беларусь, отмечается, что целями международного сотрудничества в области культуры являются:
– установление международных отношений в области культуры; – знакомство мировой общественности с белорусской национальной культурой и ее популяризация; – обогащение культурной жизни, приобщение проживающих в Республике Беларусь граждан к культурным ценностям мировой культуры; – укрепление и развитие культурных связей между Республикой Беларусь и белорусами за рубежом; – сохранение национально-культурной самобытности белорусов за рубежом; – интеграция белорусской национальной культуры в мировую культуру и мировое информационное пространство [20, ст. 26]. Согласно статьей 28 Кодекса Республики Беларусь о культуре правовыми основами международного сотрудничества в сферы культуры являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс о культуре, международные договоры Республики Беларусь, договоры между субъектами культурной деятельности Республики Беларусь и иностранных стран, международные, государственные и другие программы, направленные на сохранение, развитие, распространение и (или) популяризацию культуры, решения международных организаций, участницей которых является Республика Беларусь, и другие международно-правовые акты, которые являются обязательными для Республики Беларусь». Субъекты культурной деятельности при осуществлении международного сотрудничества в сферы культуры руководствуются следующими принципами: признание и уважение достоинства, драгоценности и необходимости сохранения каждой культуры, рассмотрение всех национальных культур и языков в их разнообразии в качестве составной части общего приобретения человечества; равенство национальных культур и равная их стоимость для мировой культуры; служение культуры развитию мирных и дружественных отношений между странами и народами; взаимовыгодность культурного сотрудничества; обязательность охраны историко-культурных ценностей как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта [13]. В Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 года, подчеркивается, что каждое государство вправе определять национальную политику в области культуры самостоятельно без вмешательства извне определять свое культурное развитие.
Целый ряд международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в области культуры были согласованы и приняты государствами в ходе региональных международных форумов: министров культуры стран Европы в Хельсинки (1972), стран Азии и Тихого океана в Джакарте (1973), африканских стран в Аккре (1975) и стран Латинской Америки в Боготе (1978) [14]. На этих конференциях вырабатывались основные направления развития международного культурного сотрудничества, закрепляемые соответствующими международными соглашениями. В частности, их выводы и рекомендации стали предметом обсуждения на состоявшейся в Мехико в 1982 году Всемирной конференции по политике в области культуры, в которой участвовали представители 129 государств-членов, принявших 181 рекомендацию в области культуры. Принимая данные международно-правовые акты, государства согласились, что, осуществляя сотрудничество в этой области международного общения, они должны руководствоваться следующими принципами: - равенство культур всех государств и всех народов, наций, национальностей, с должным уважением особенностей национальных и этнических групп, а также культур давно исчезнувших цивилизаций, оставившие свой неповторимый след; - признание права государств самостоятельно без вмешательства формировать национальную политику в области культуры; - взаимное обогащение различных культур при помощи установления между народами прочных и постоянных культурных связей на основе их взаимовыгодности; - доступ к знаниям, искусству и литературе всех народов; - участие в прогрессе мировой науки, доступ к ее благам; - защита культурных ценностей во время мира и во время войны. На основании данных принципов была сформирована самостоятельная отрасль международного права, объединяющая нормы, регулирующие сотрудничество государств в области культуры. Источниками данной отрасли международного права являются многочисленные как многосторонние, так и двусторонние международные договоры о дружбе и сотрудничестве, о культурном и научном сотрудничестве, соглашения о создании и деятельности культурных центров и культурных обменах [38, с. 89].
В настоящее время вопросами культуры занимаются региональные бюро в Венеции и Гаване. Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследие. К основным сферам компетенции ЮНЕСКО относятся: образование (от дошкольного до высшего и непрерывного, в том числе образование для взрослых, превентивная (профилактическая), специальную, профессионально-техническое и экологическое, естественные науки; точные и гуманитарные науки; культура и международное культурное сотрудничество; средства массовой информации, информатика и коммуникация. ЮНЕСКО в сфере культуры решает следующие задачи [40, с. 78]: - Сохранение и возрождение материального и нематериального культурного наследия; - Развитию искусств; - Содействие развитию современных культур; - Возвращение утраченных культурных ценностей странам их происхождения; - Распространение литературы и чтения путем содействия развитию книгоиздательского дела; - Развитие индустрии культуры и разработка политики в области культуры; - Защита авторских и смежных прав; - Анализ взаимосвязи между культурой и развитием, учета культурного фактора в развитии общества; - Достижение культурного плюрализма и межкультурного диалога [41, с. 89]. Организацией реализуется ряд долгосрочных широкомасштабных международных программ и проектов в таких областях науки и образования, как океанография, экология, гидрология, возобновляемые источники энергии, геологическая корреляция, научно-техническая информация, информатика, коммуникация, биоэтика, управление социальными преобразованиями, восстановление культурных ценностей, сохранение всемирного культурного и природного наследия, профессионально-техническое образование, образование XXI в. и тому подобное. Организацией реализуется ряд долгосрочных широкомасштабных международных программ и проектов в таких областях науки и образования, как океанография, экология, гидрология, возобновляемые источники энергии, геологическая корреляция, научно-техническая информация, информатика, коммуникация, биоэтика, управление социальными преобразованиями, восстановление культурных ценностей, сохранение всемирного культурного и природного наследия, профессионально-техническое образование, образование XXI в. и тому подобное. Итак, основами международного культурного сотрудничества являются Конституция Республики Беларусь Кодексом культуре Республике Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, решения международных организаций, участницей которых является Республика Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|