III. Методические рекомендации для преподавателей
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Требования к Разработке и оформлению методических рекомендаций к лекционным, практическим, Лабораторным и семинарским занятиям По дисциплине
Г. Ростов-на-Дону, 2017 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Методические рекомендации (МР) представляют собой описание последовательности этапов занятия в содержательном и организационном плане. 1.2. Методические рекомендации лекционных, практических (семинарских, лабораторных) занятий являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дисциплины и должны обеспечивать преподавание дисциплины, в соответствии ФГОС и учебным планом. 1.3. МР разрабатываются наиболее опытными преподавателями кафедры и должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение необходимых сведений, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, различных форм его организации. 1.4. МР должны быть разработаны и одобрены на заседании кафедры до начала преподавания дисциплины. В процессе первого года их применения в учебном процессе (апробации) в них вносятся изменения и дополнения, о чем свидетельствуют записи в листе изменений. МР утверждаются в составе УМК дисциплины после апробации.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИЯМ
2.1. Основная дидактическая цель лекции — обеспечение ориентировочной основы для дальнейшего усвоения учебного материала. Дидактические принципы лекции: - принцип научности ( предполагает воспитание диалектического подхода к изучаемым предметам и явлениям, диалектического мышления, формирование правильных представлений, научных понятий и умения точно выразить их в определениях и терминах, принятых в науке);
- принцип связи теории с практикой (выражается в раскрытии связи теоретических закономерностей и знаний с их практическим применением); - принцип систематичности и последовательности (выражается в построении логической модели лекции с выделением опорных пунктов, правильном соотношении теоретического и фактического материала, в гармонии структурных составных частей (вступление, основная часть, заключение), четком выделении центральных идей, формулировке выводов, установлении связей с другими предметами, взаимосвязи понятий и тем, индуктивного и дедуктивного способов изложения). 2.2. Функции лекции: Информационная функция – лекция знакомит студента с логично структурированным основным содержанием учебной темы через раскрытие научных фактов и явлений, основных положений и выводов, законов и закономерностей в их последовательной доказательности. Ориентирующая функция – лекция управляет профессионально-мотивационной направленностью студентов через отбор основных источников содержания, анализ различных научных школ и теорий. Методологическая функция – преподаватель руководит научным мышлением студента через раскрытие методов исследования, сравнение и сопоставление принципов, предпосылок, подходов и приемом научного поиска; формирует понятийный аппарат студента. Управляющая функция – проявляется в педагогическом руководстве процессом познания, активизацией мыслительной деятельности студентов, развитием их восприятия и памяти. Увлекающая (воодушевляющая) функция – лекция формирует у студента эмоционально-оценочное отношение к предмету изучения, внутреннюю мотивацию на познание предъявляемого объема сведений.
2.3. Структура методических рекомендаций к лекциям (МРЛ):
1) титульный лист;
2) методические рекомендации к лекциям: - название лекции (тема), - вид лекции, - формируемые компетенции, - цели лекции, - время лекции, - оснащение лекции, - план лекции. 2.3.1. Правила оформления титульного листа методических рекомендаций к лекциям: Лицевая сторона титульного листа МРЛ оформляется в соответствии с приложением 1. Титульный лист оформляется один на весь комплекс лекций. Для идентификации листов МРЛ рекомендуется использовать колонтитулы с информаций о дисциплине, названии лекции, факультете и т.п.
Название лекции (тема) Название лекции и ее порядковый номер должны совпадать с указанными в п. 6 РП. Вид лекции Указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (т.н. нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д. – приложение 2). Формируемые компетенции Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции. Формулировка компетенций должна совпадать с указанной в п. 3 РП. Учебные цели Указываются учебные цели лекции. Необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе. Содержание целей должно соответствовать целям, представленным в п.3 РП. Время лекции Указывается продолжительность лекции в минутах. Количество указанного времени должно совпадать с указанным в п. 6 РП. Оснащение лекции Указывается материально-техническое, методическое, информационное обеспечение лекции в соответствии с ресурсами, заявленным в п. 12 РП. План лекции Включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов. План лекции необходимо представить в таблице.
Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый - организационный этап и заключительный – последний. Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержаниялекции, которые должны соответствовать содержанию п. 5.1 РП.
Педагогическая цель этапа позволяет ответить на вопросы: зачем преподаватель «это делает», зачем введен данный этап в структуру лекции, что формирует, демонстрирует, объясняет, выделяет и т.п. Время этапа определяется исходя из объема информации и сложности материала.
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|