Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура методических рекомендаций к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям для преподавателя




Методические рекомендации к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям для преподавателя включает в себя следующие пункты:

1. Титульный лист.

2. Тема занятия.

3. Формируемые компетенции.

4. Цели занятия.

5. Образовательная технология.

6. Общее время занятия.

7. Оснащение занятия.

8. План занятия.

9. Материалы для контроля исходного и конечного уровней ус­воения, обучающая задача (алгоритм действий, педагогический показ).

1. Титульный лист оформляется аналогично титульному листу лекций один на все рекомендации (приложение 1).

2. Тема практического занятия должна соответствовать тематическому плану практических занятий, указанных в п. 7 РП.

3. Формируемые компетенции. Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание занятия. Формулировка компетенций должна совпадать с указанной в п. 3 РП.

4. Цель занятия необходимо формулировать четко, отражая конечный результат занятия. Цель должна содержать краткие наименования основных учебных элементов темы с указанием уровня их усвоения и соответствовать целям, представленным в п. 3 РП.

Приведем характеристику основных уровней усвоения, предусмотренных ФГОС ВПО:

- Первый уровень - возможность воспроизвести знания (информацию об изучаемом объекте) по памяти, без подсказки; решение задач с использованием известного алгоритма. Формулировка в цели: «Знать…».

- Второй уровень усвоения - умение использовать полученные знания для решения практических задач, действия в нетипичной обстановке: рациональное использование приобретенных практических умений. Формулировка в цели: «Уметь…».

- Третий уровень усвоения – навык – умение, доведенное до автоматизма. Обычно навыку предшествует умение, но иногда наблюдается обратная связь при формировании сложных вторичных умений.

- Четвертый уровень усвоения – владеть - освоенный путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков и позволяющий выполнять действия в изменившихся условиях.

Четкая формулировка цели занятия необходима преподавателю для отбора и конкретизации содержания занятия, определения видов познавательной и практической деятельности студентов, для управления ходом занятия, прогнозирования его результатов.

5. Общее время занятия. Указывается продолжительность занятия в минутах. Количество указанного времени должно соответствует объему часов, указанному в п. 7 РП.

6. Оснащение занятия. Указывается материально-техническое, методическое, информационное обеспечение (перечень учебных таблиц, стендов, микро- и макропрепаратов, методических пособий, препаратов, программ и т.д.). Указанное оснащение занятия должно соответствовать содержанию п.12 РП.

7. План занятия. План включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов. Содержание плана занятия определяется целью занятия и содержанием материала.

План лекции необходимо представить в таблице.

 

Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа
         
         

 

7.1 В структуре практического занятия традиционно выделяют следующие этапы:

1. Организационный этап.

а) Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.

б) Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний.

а) обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию,

б) исходный контроль (тесты, терминологический диктант, опрос, проверка письменных домашних заданий и т.д.),

в) коррекция знаний студентов.

3. Обучающий этап. Педагогический рассказ, показ, предъявление алгоритма решения задач, инструкций по выполнению заданий, выполнения методик, манипуляций и др.

4. Самостоятельная работа студентов на занятии.

На этом этапе педагог должен добиться достижения цели занятия. Самостоятельная работа студентов может быть представлена в виде экспериментальной работы, курации больного, работы с микро- и макропрепаратами, моделью, фантомом, решения ситуационных задач, обсуждения проблемных вопросов, работы с компьютером и т.п. На самостоятельную работу выделяется не менее 60% времени занятия. Результатом самостоятельной работы студентов на занятии могут быть как письменные (протоколы, заключения, краткие самостоятельные работы и др.), так и устные отчеты.

5. Контроль конечного уровня усвоения знаний.

Контроль знаний студентов, полученных на практическом занятии, является наиболее ответственной частью занятия, так как определяет степень достижения цели.

Не следует сокращать этот раздел занятия, нужно провести индивидуальное собеседование со студентами, проверить протоколы работ, выводы, заключения или другие материалы, позволяющие оценить качество усвоения материала, приобретения практических навыков. К заключительному собеседованию можно рекомендовать контрольные вопросы, задачи, тестовые задания (при условии их соответствия уровню усвоения знания (цели занятия)). Подбор заданий осуществляется исходя из целей занятия (содержания и уровней усвоения). Так, например, при уровне усвоения «знать» не могут быть использованы выборочные тесты, проверяющие лишь «представления».

Формы текущего и рубежного контроля, используемые в учебном процессе, должны соответствовать указанным в п. 7 РП. Все задания, выносимые на контроль, должны иметь эталоны ответа.

6. Заключительный этап.

В заключении преподаватель резюмирует содержание занятия, используя упрощённые формулы запоминания, отвечает на вопросы, дает оценку работы группы, отмечает успешных и недостаточно подготовленных студентов, назначает отработки, сообщает тему следующего занятия, задает домашнее задание.

 

Структура занятия универсальна, но с учетом специфики формы занятия может быть модифицирована.

7.2 Структура семинарского занятия:

1. Организационный этап:

а) проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.

б) сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...