Методические рекомендации к лекциям
Название дисциплины Шифр дисциплины: Рекомендуется для направления подготовки (специальности) Квалификация (степень) выпускника: Форма обучения Ростов-на-Дону, год МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт высоких технологий и пьезотехники Название кафедры 3. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ, ЛАБОРАТОРНЫМ) ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Название дисциплины Шифр дисциплины: Рекомендуется для направления подготовки (специальности) Квалификация (степень) выпускника: Форма обучения Ростов-на-Дону, год
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт высоких технологий и пьезотехники
Название кафедры 5. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ, ЛАБОРАТОРНЫМ) ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТА Название дисциплины Шифр дисциплины: Рекомендуется для направления подготовки (специальности) Квалификация (степень) выпускника: Форма обучения Ростов-на-Дону, год Приложение 2 Классификация лекций: Выделяют два класса лекций – традиционные и нетрадиционные лекции. 1. Лекции традиционные: · информативная (или информационная), · проблемная. 2. Лекции нетрадиционные: · лекция визуализация; · лекция вдвоем; · лекция - пресс-конференция; · лекция – беседа; · лекция – дискуссия; · лекция – консультация и т.д..
Информационная лекция. Винформативной лекции содержание непосредственно передается преподавателем в готовом виде через монолог. Это самый распространенный тип лекции, поскольку требует меньше всего затрат времени на подготовку. Данный тип лекции оптимален, когда материал «разбросан» по разным источникам информации, недоступен студенту, труден для понимания, или это совершенно новый материал.
Структура такой лекции выглядит следующим образом: 1. Цели и задачи лекции. 2. Вводная часть (актуальность вопроса). 3. Историческая справка (в зависимости от наличия времени). 4. Основные положения и их аргументация (современное состояние вопроса). 5. Практические выводы. 6. Перспективы развития. 7. Заключение. 8. Рекомендованная литература (можно давать в ходе лекции).
Проблемная лекция. Впроблемной лекции иллюстрируется какая-либо научная или практическая проблема: ее появление, направление, способы решения, а также последствия этого решения. Рассуждая, лектор публично демонстрирует процесс решения мыслительной задачи, что ценно для обучения студентов навыкам мыслительных действий. Для каких тем следует использовать проблемные лекции – решать самому преподавателю, но предпочтительно излагать в проблемном ключе основной вопрос или основные понятия любой темы. Структура проблемной лекции: 1. Цели и задачи лекции. 2. Актуальность вопроса. 3. Постановка проблемы (противоречия). 4. Решение проблемы преподавателем (или с участием студентов). 5. Выводы (формулируются совместно со студентами). 6. Заключение.
Лекция-визуализация. Реализует дидактический принцип наглядности через использование визульных и аудио-визуальных технических средств предъявления информации. Выделяют несколько типов учебных фильмов. Типы учебных фильмов: а) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала), б) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине),
в) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений). В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется на лекции, лекции-визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету. Структура лекции-визуализации: 1. Цели и задачи лекции. 2. Вводная часть (изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса). 3. Инструкция к просмотру фильма (указываются фрагменты, на которые необходимо обратить особое внимание, даются вопросы для обсуждения после просмотра и т.п.) 4. Показ учебного фильма. 5. Комментарии преподавателя. 6. Ответы на вопросы студентов. 7. Заключение. Лекция вдвоем. Различают два варианта такого типа лекции: 1 тип. Два преподавателя разных учебных дисциплин работают одновременно в одной учебной аудитории и освещают один и тот же объект с разных сторон. Например, преподаватель сестринского дела и преподаватель психологии общения излагают тему «Уход за тяжело больными». Два преподавателя одной учебной дисциплины преподают одну тему по одному предмету. Первый преподаватель излагает основной материал, а второй – задает проблемные вопросы, «вопросы с подковыркой», тем самым акцентируя внимание аудитории на ключевых моментах темы, активизируя мышление слушателей, вовлекая их в процесс мыслительной деятельности лектора. Структура лекции вдвоем (2-ой вариант): 1. Цели и задачи лекции, актуальность воспроса (1-ый преподаватель). 2. Изложение 1-го фрагмента материала 1-ым преподавателем. 3. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му. 4. Ответ 1-го преподавателя (возможен мини-спор между преподавателями). 5. Изложение 2-го фрагмента материала 1-ым преподавателем. 6. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му. 7. Ответ 1-го преподавателя и т. д. 8. Заключительное слово 1-го и 2-го преподавателя. Лекция – пресс-конференция. Лекция – пресс-конференция обычно представляет собой процесс ответов преподавателя на вопросы студентов. Ее уместно проводить перед экзаменом, для обобщения раздела, темы или курса в целом. Студенты заранее готовят вопросы преподавателю, которые группируются по разделам. Вопросы должны быть проблемными, должны обязательно выходить за пределы учебной программы по данному предмету, для их формулировки должна привлекаться дополнительная литература.
Структура лекции – пресс-конференции: 1. Цели и задачи лекции. 2. Порядок работы на занятии. 3. Вопросы студентов (студенты заранее разбиваются на группы, каждая группа готовит вопросы по определенному разделу). 4. Ответы преподавателя. 5. Заключение.
Лекция – беседа, или «диалог с аудиторией», наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Участие студентов в лекции – беседе обеспечивается вопросами к аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными. Вопросы могут как предварять информационный блок, так и резюмировать содержание блока. Структура лекции – беседы: 1. Цели и задачи лекции. 2. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем. 3. Вопрос к аудитории. 4. Ответы студентов. 5. Изложение следующего фрагмента материала преподавателем. 6. Вопрос к аудитории. 7. Ответы студентов и т. д. 8. Заключение.
Лекция – дискуссия предполагает организованный преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Структура лекции – дискуссии: 1. Цели и задачи лекции. 2. Актуальность вопроса. 3. Сообщение порядка работы на занятии. 4. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем. 5. Проблемный вопрос к аудитории. 6. Свободная дискуссия. 7. Подведение итогов дискуссии преподавателем. 8. Изложение 2-го фрагмента и т.д. 9. Заключение.
Лекция – консультация проводится, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы, которые не должны выходить за рамки учебной программы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель.
Структура лекции – консультации: 1. Цели и задачи лекции. 2. Краткое изложение основных вопросов темы преподавателем. 3. Вопросы студентов преподавателю. 4. Ответы преподавателя. 5. Свободная дискуссия. 6. Подведение итогов дискуссии преподавателем. 7. Заключение.
Вне зависимости от типа к лекции предъявляются следующие требования: 1) высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение; 2) объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан; 3) высказываемые суждения доказательны, аргументированы; 4) лекционный материал должен быть доступен для понимания; 5) вводимые термины и названия должны быть разъяснены; 6) главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные; 7) студентам должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию; 8) организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т.д.); 9) использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.), в т. ч. технических.
Приложение 3
Семинарское занятие – форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя.
Выделяют три типа семинаров: 1. Семинары, имеющие основной целью углубленное изучение определенного тематического курса. 2. Семинары для основательной проработки определенных тем курса. 3. Семинары исследовательского типа по отдельным проблемам науки. Формы семинарских занятий:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|