Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В ходе занятия студент должен




знать:

· Методы и способы оценки уровня физического развития детей различного возраста

· Динамику нарастания массы тела и роста детей 1-го года жизни.

· Способы ориентировочного расчета массы тела и роста детей старше 1 года.

· Показатели развития детей первых 3-х лет жизни.

понимать:

· Роль физического развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.

· Особенности оценки физического развития детей различных возрастов.

· Основные закономерности роста и развития детей.

· Основные причины нарушения физического развития детей различных возрастов.

уметь:

· Проводить оценку уровня физического развития детей.

· Применять метод антропометрии для оценки уровня физического развития детей.

· Применять метод центильных таблиц для оценки уровня физического развития детей.

· Применять параметрические методы для ориентировочной оценки уровня физического развития детей.

 

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

· Какие методы и способы оценки уровня физического развития детей различного возраста вы знаете?

· Какова динамика нарастания массы тела и роста детей 1-го года жизни?

· Перечислить способы ориентировочного расчета массы тела и роста детей старше 1 года.

· Показатели развития детей первых 3-х лет жизни.

· Какова роль физического развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка?

· Иметь представление об особенностях оценки физического развития детей различных возрастов.

· Каковы основные закономерности роста и развития детей?

· Перечислите основные причины нарушения физического развития детей различных возрастов.

Содержание:

Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.

Развитие - это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, говорят о феномене так называемых"скачков роста". В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.

Основные закономерности роста и развития ребенка:

1. Замедление темпов роста с возрастом (прирост за первый год составляет 47%, за второй — 13%, за третий — 9%).

2. Неравномерность темпов роста: первый ростовой скачок – от 0 до 1 года жизни; полуростовой скачок в 5–7 лет, второй ростовой скачок - в препубертатный период.

3. Cистемогенез.

4. Надежность биологической системы (дублируемость и взаимозаменяемость клеточного состава системы).

5. Кранио-каудальный градиент роста (дистальные сегменты растут быстрее проксимальных (после рождения)).

6. Чередование направлений в росте (периоды вытяжения и округления).

7. Половая специфичность роста (перекресты роста и массы у мальчиков и девочек).

8. Асимметрия роста.

Ю.Е. Вельтищев выделяет следующие периоды, отражающие этапы роста и развития (1998):

· Период внутриутробного развития - антенатальный период, включает:

§ I фаза - эмбрионального развития (период 3 месяца);

§ II фаза - фетального периода развития (развитие плода).

· Период новорожденности - неонатальный (первые 4 недели жизни).

· Период грудного возраста - младенческий (1мес. - 12 мес.).

· Период раннего детства — молочных зубов (1 - 3 года).

· Период первого детства - дошкольный возраст (4 – 7 (6) лет).

· Период второго детства – младший школьный возраст (8 - 11 лет для мальчиков, 7 - 10 лет для девочек);

· Подростковый (пребубертат) - (12-14 лет для мальчиков, 11-13 для девочек).

· Период юношеский(пубертатный) - старший школьный возраст, период полового созревания (15-20 лет юноши, 13-19 лет девушки).

· Период зрелого возраста.

В педиатрической и антропологической литературе широко используется периодизация роста по Штратц, предложенная еще в начале ХХ столетия (1903 г). согласно этой классификации выделяют следующие периоды:

· От 1 до 4 лет – первое вырастание в ширину (первое «округление»);

· От 5 до 7 лет – первый период «вытягивания»;

· От 8 до 10 лет – второе вырастание в ширину (второе «округление»);

· От 11 до 15 лет – второе «вытягивание».

Для практического врача можно выделить основные критические периоды:

· 3-4 месяца жизни – иммунологическое и метаболическое напряжение при попытке включить собственные системы защиты (падает защита матери или «пассивный иммунитет», перестройка фосфорно-кальциевого обмена, функции эритрона и других компонентов);

· С 12 до 24 месяцев жизни – критический период, связанный с вертикальным положением, активацией возможностей развития, но на фоне изменения положения органов, минимального уровня иммунной защиты и др., приводящие к частой заболеваемости и сенсибилизации;

· Критический период в 2-4 года связан со сменой лидирующего положения щитовидной железы, обуславливающее рост, развитие и дифференциацию в раннем детстве на общее влияние аденогипофиза. С нарастанием роли АКТГ и глюкокортикоидов, что характеризуется мощным мембранопротекторным эффектом, снижением проницаемости сосудов, снижением острой заболеваемости, быстрым интеллектуальным скачком, но и возможностью быстро сформировать хроническую патологию.

· Пре- и пубертатный, как критический период, еще недостаточно изучен, но становится понятным, что все «допубертатное» подчинено пубертату, подчинено основному инстинкту продолжения рода. Именно в этот период возникает максимальное напряжение всех систем, всех защитно-адаптационных механизмов, всех функций организма.

 

Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения (по Дж.Харрисон, Дж.Уайнер и др.).

 

Показатель Тип телосложения (конституции)
дигестивный мышечный торакальный
Внешние признаки: Кости скелета Плечи Конечности   Угол между нижними ребрами   Широкие Не шире бедер Сравнительно короткие Тупой     Широкие Шире бедер Сравнительно средние Прямой     Узкие Немного шире бедер Сравнительно длинные Острый  
Функциональные свойства: Объем легких Мышечная сила   Выносливость   Относительно малый Большая   Малая   Относительно средний Большая Средняя     Относительно большой Малая Большая  
Наиболее вероятные заболевания   Диабет, инсульт   Инфаркт миокарда   Болезни легких  
Некоторые сопряженные психологические особенности личности Любовь к комфорту. Жажда похвалы. Тяга к людям в тяжелую минуту.   Любовь к приключениям. Эмоциональная черствость. Тяга к действию в тяжелую минуту. Необщительность. Эмоциональная сдержанность. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и биологического созревания ребенка, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности его организма.

Уровень физического развития - понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными, половыми и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды.

Комплексная оценка уровня и гармоничности физического развития детей представляет собой программу антропометрических исследований, в которую входит определение:

· соматометрических,

· соматоскопических

· и физиометрических показателей.

Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (ФР):

1).Провести измерение и взвешивание по общепринятой методике. Измерение и взвешивание — это метод, дающий исходную информацию (метод антропометрии).

В различные возрастные периоды для оценки физического развития ребенка используют различные критерии:

У новорожденных и детей первого года жизни измеряют:

а) длину тела лежа; б) массу тела; в) окружность грудной клетки (пауза); г) окружность головы.

У детей от 1 года до 7 лет:

а) длину тела (стоя); б) длину тела сидя (с 3 лет); в) массу тела; в) окружность грудной клетки; г) окружность головы (до 3 лет включительно), д) степень жироотложения; е) развитие костяка; ж) форму позвоночника; з) форму грудной клетки; и) форму ног и стоп.

У детей старше 7 лет:

а) длину тела стоя; б) длину тела сидя; в) массу тела; г) окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); д) показатели спирометрии; е) показатели динамометрии; ж)становую силу; з) артериальное давление.

У детей старше 7 лет, кроме этих признаков, определяют:

а) степень развития мускулатуры; б) степень полового созревания.

2).Определить возрастную группу ребенка. Существуют специальные таблицы общепринятой возрастной группировки

 

Определение возраста ребенка на первом году жизни.

 

1 мес   от 16 дней до 1 мес 15 дней  
2 мес   от 1 мес 16 дней до 2 мее 15 дней  
3 мес   от 2 мес 16 дней до 3 мес 15 дней  
4 мес   от 3 мес 16 дней до 4 мес 15 дней  
5 мес   от 4 мес 16 дней до 5 мес 15 дней  
б мес   от 5 мес 16 дней до 6 мес 15 дней  
7 мес   от 6 мес 16 дней до 7 мес 15 дней  
8 мес   от 7 мес 16 дней до 8 мес 15 дней  
9 мес   от 8 мес 16 дней до 9 мес 15 дней  
10 мес   от 9 мес 16 дней до 10 мес 15 дней  
11 мес   от 10 мес 16 дней до 11 мес 15 дней  
1 год   от 11 мес 16 дней до 12 мес 15 дней  
1 год 3 мес   от 1 года 1 мес 16 дней до 1 года 4 мес 15 дней  
1 год 6 мес   от 1 года 4 мес 16 дней до 1 года 7 мес 15 дней  
1 год 9 мес   от 1 года 7 мес 16 дней до 1 года 10 мес 15 дней  
2 года 3 мес   от 1 года 10 мес 16 дней до 2 лет 4 мес 15 дней  
2 года 6 мес   от 2 лет 4 мес 16 дней до 2 лет 7 мес 15 дней  
3 года   От 2 лет 9 мес до 3 лет 2 мес 29 дней  
3 года 6 мес   От 3 лет 3 мес до 3 лет 8 мес 29 дней  
4 года   От 3 лет 9 мес до 4 лет 5 мес 29 дней  
5 лет От 4 лет 6 мес. До 5 лет 5 мес. 29 дней

 

Возраст ребенка устанавливают, вычисляя время между датой рождения и датой обследования, другими словами: для установления точного возраста из даты обследования вычитают дату рождения.

3).Для обработки полученной информации применить непараметрический (центильный) метод оценки ФР. Для этого выбрать соответствующую таблицу:

· длина по возрасту,

· окружность грудной клетки по возрасту,

· масса по длине.

 

Оценка показателей физического развития (Л.Г.Голубева, 1994).

Номер центильного коридора Оценка показателей  
"Коридор" №1 (до 3 центиля)   Область "очень низких величин" встречается не чаще 3%. Ребенку с таким уровнем развития показано специальное консультирование и обследование.    
"Коридор" №2 (от 3 до 10 центиля)   Область "низких величин", встречается у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.    
"Коридор" №3 (от 10 до 25 центиля)   Область величин "ниже среднего", свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.    
"Коридор" №4-5(от 25 до 75 центиля)   Область "средних" величин, свойственных 50% здоровых детей, наиболее характерна для данной возрастно-половой группы.    
"Коридор" №6 (от 75 до 90 центиля)   Область величин "выше среднего", свойственных 15% здоровых детей.  
"Коридор" №7 (от 90 до 97 центиля)   Область "высоких" величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.  
"Коридор" №8 (более 97 центиля)   Область "очень высоких" величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Велика вероятность патологии, поэтому требуется консультирование и обследование.  

4).Записать каждый полученный результат измерения в основных единицах (кг, см) и в центильных интервалах.

5).Дать оценку каждому отдельному интервалу показателя и их совокупности по степени (уровню) физического развития.

6).Определить гармоничность (оценивается только по 8-разрядным таблицам). Если разница между любыми из полученных центильных интервалов равна:

· 0–1 — гармоничное,

· 2 — дисгармоничное,

· 3 и выше — резко дисгармоничное.

7).Определить соматотип (оценивается только по 8-разрядным таблицам). Габаритный уровень варьирования является основным в оценке соматотипа. Для его оценки измеряются, рост, окружность грудной клетки и масса тела. Выделяются три основных соматотипа (макро-, мезо- и микросоматотипы).

Если сумма центильных интервалов 3-х показателей (m, l, огк):

· от 10 до 15 — мезосоматический,

· < 10 — микросоматический,

· >15 — макросоматический.

8).Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

9).Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.

Группа «наблюдения» Группа «внимания» (диспансерная) Группа «диагностики» (обслуживание у специалистов)
Положение массы в зоне 2-го интервала Показатели длины и массы во 2 зоне или один из них в 1 зоне Очень низкий рост в сочетании с очень низкой массой (зона 1)
Положение длины в зоне 7-го интервала 7-я зона масса тела при любой длине Очень высокая и низкая масса при любой длине, т.е. положение в 1-м или 8-м интервалах
Если один из параметров переходит при последующем наблюдении более чем через один центильный интервал   Если при последующем наблюдении один из параметров переходит через границу двух центильных интервалов

Примечание: группа «наблюдения» и «внимания» — II гр. здоровья; группа «диагностики» — III гр.здоровья.

К соматоскопическим показателям физического развития относятся:

1. состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, ног и стоп, осанка, развитие мускулатуры);

2. компонентный уровень варьирования (выраженность жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) массы);

3. биологический возраст.

Морфологические критерии биологического возраста.

 

Сроки появления и выпадения зубов.

 

Зуб Молочные Постоянные
Верхние Нижние Верхние Нижние
появление выпадение появление выпадение
1 резец   6-8 мес   7-8 лет   5-7 мес   6-7 лет   7-8 л   6-7 л  
2 резец   8-11 мес   8-9 лет   7-10 мес   7-8 лет   8-9 л   7-8 л  
3 резец   16-20 мес   11-12 лет   14-18 м   9-11 лет   11-12 л   9-11 л  
1 премоляр                   10-11 л   10-12 л  
2 премоляр                   10-12 л   11-13 л  
1 моляр   10-16 мес   10-11 лет   10-14 м   10-12 л   6-7 лет   6-7 лет  
2 моляр   20-30 мес   10-12 лет   18-24 м   11-13 л   12-13 лет   12-13 лет  
3 моляр                   17-22 года   17-22 года  

 

Оценка уровня возрастного развития по "зубному возрасту".

 

Возраст Пол Количество зубов
Замедленное развитие Среднее развитие Ускоренное развитие
5,5 лет   Мальчики   —   0—3   более 3 постоянных зубов  
Девочки   —   0—4   более 4 постоянных зубов  
6 лет Мальчики     1—5   более 5 постоянных зубов  
Девочки     1—6   более 6 постоянных зубов  
6,5 лет   Мальчики   0—2   3—8   более 8 постоянных зубов  
Девочки   0—2   3—9   более 9 постоянных зубов  
7 лет   Мальчики   менее 5   5—10   более 10 постоянных зубов  
Девочки   менее 6   6—11   более 11 постоянных зубов  
7,5 лет   Мальчики   менее 8   8—12   более 12 постоянных зубов  
Девочки   менее 8   8—13   более 13 постоянных зубов  

Оценка полового развития.

В период полового созревания (от 10 до 17 лет) биологический возраст можно оценивать по внешним половым признакам. Есть разные - количественные и качественные - методики учета этих признаков, но все они оперируют с одним и тем же набором показателей:

• у юношей - размер мошонки, яичек и полового члена; оволосение на лобке (Р), в подмышечных впадинах (Ах), на груди и на животе; на лица (F); рост щитовидного хряща (L), изменение тембра голоса (V), появление поллюций; набухание сосков;

• у девушек - форма и размер грудных желез (Ма) и сосков; оволосение на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах); время первого появления и установления регулярных менструаций (Me).

Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам проводится детям с 10-летнего возраста, а оценка менструальной функции-с 11 лет.

Последовательность появления и динамика степени выраженности перечисленных признаков хорошо известна, что дает основания для достаточно точной датировки биологического возраста от 11-12 до 15-17 лет.

Становление менструальной функции у девочек отмечается только констатацией отсутствия или наличия менструаций (Me-, Me+).

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов.

1. Для девочек – Ма, Р; Ах, Ме.

2. Для мальчиков – V, Р, L, Ах, F.

Методика исследования признаков полового развития:

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Оценка выраженности вторичных половых признаков проводится по различным градациям, обозначенным Э. Таннером, Бутурлиным, Янгом, Л. Г. Тумилович и др. Каждый признак имеет свой символ и свой коэффициент: Составляется половая формула: Ма + Р + Ах + Me и вычисляется суммарный «балл полового развития».

Заключение по полной формуле полового развития принимается согласно стандартам, разработанным М.В. Максимовой с соавторами:

 

Возраст Формулы нормального развития Норма (баллы)
10 лет   Мао Ро Ах о Мео   От 0 до 2,7    
11 лет   от Ма1 Ро Ахо Мео до Ма2 Р1 Ахо Мео   От 1.2 до 2.7  
12 лет   от Me1 Ро Ахо Meо до Ма3 Р3 Ах1 mе1   От 1.2 до 7.0  
13 лет   от Ma2 Р2 Ахо Мео до Ма3 Р3 Ах2 Ме3   От 3.0 до 11.6  
14 лет   от Ма3 Р2 Ах2 Мео до Ма3 Р3 Ах3 Ме3   От 5.0 до 12.0  
15 лет   от Ма3 Р3 Ах2 Ме3 до Ма3 Р3 Ах3 Ме3   От 11.6 и выше  

 

 

Стандарты полового развития мальчиков (по М.В.Максимовой)

 

Возраст Формулы нормального развития Норма (баллы)
12 лет   от Vo Ро Lо Ахо Fо до V1 P1 Lо Ахо Fo   От 0.7 до 1.8  
13 лет   от V1 Ро Lо Ахо Fо до V2 Р3 L2 Ax2 Fo   От 0.7 до 6.3  
14 лет   от V1 Р2 Lо Ахо Fо до V2 Р3 L2 Ax2 F1|   От 2.7 до 10.1  
15 лет   от V1 Р4 L1 Ахо Fо до V2 Р5 L2 Ax3 F2   От 4.6 до 14.3  
16 лет   от V2 Р4 L1 Ах2 F1 до V2 Р5 l2 Ax4 F3   От 10.0 до 16.9  
17 лет   от V2 Р2 L2 Ax2 Fo до V2 Р5 L2 Ax4 F3   От 10.6 до 16.9    

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют:

· Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) методом спирометрии;

· Мышечную силу рук, методом динамометрии;

· Мышечную силу ног, становым динамометром.

Для массовых исследований физической подготовленности школьников 6-18 лет предлагаются тестовые упражнения, применение и оценочные шкалы которых регламентированы в приказе МЗ РФ № 81 от 15.03.02:

· Подтягивание на перекладине (мальчики) для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса.

· Подъем туловища из положения лежа в положение сидя (девочки) для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища.

· Прыжок в длину с места (мальчики и девочки) для измерения динамической силы мышц нижних конечностей.

Расчет индекса физической готовности (ИФГ)

По результатам двух тестов определяют индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов:

ИФГ = (Т1 + Т2) / 2 (округлять в большую сторону), где Т 1 - баллы за первый тест; Т2 - баллы за второй тест.

При индивидуальной оценке принимается:

· ИФГ < 3 баллов (физическая подготовленность ниже средней);

· ИФР - 3 балла (физическая подготовленность средняя);

· ИФГ > 3 баллов (физическая подготовленность выше средней).

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

 

Содержание:

1) Работа в кабинете участкового педиатра: проведение антропометрии детям младшего и старшего возраста

2) Оценка уровня физического развития, гармоничности и соматотипа.

3) Подготовка реферата по вопросам физической культуры.

Задание к самостоятельной работе:

 

1.Оценить уровень физического развития ребенка и записать результат исследования по следующей форме:

 

Ф.И.О. __________________________________________________________,

пол _______________, ___________________ лет,

 

масса (m) = ________________кг, (________________ центильный интервал),

длина (l) = ________________ см, (_________________центильный интервал),

окружность грудной клетки (огк) = _____________ см, (_____________ центильный интервал).

 

Уровень физического развития ___________________________(по длине),

_______________________________ масса, при _______________________________ длине.

Гармоничность ________________________________________,

соматотип ____________________________________________________.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...