В ходе занятия студент должен
знать: · Методы и способы оценки уровня физического развития детей различного возраста · Динамику нарастания массы тела и роста детей 1-го года жизни. · Способы ориентировочного расчета массы тела и роста детей старше 1 года. · Показатели развития детей первых 3-х лет жизни. понимать: · Роль физического развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка. · Особенности оценки физического развития детей различных возрастов. · Основные закономерности роста и развития детей. · Основные причины нарушения физического развития детей различных возрастов. уметь: · Проводить оценку уровня физического развития детей. · Применять метод антропометрии для оценки уровня физического развития детей. · Применять метод центильных таблиц для оценки уровня физического развития детей. · Применять параметрические методы для ориентировочной оценки уровня физического развития детей.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: Вопросы для самоподготовки: · Какие методы и способы оценки уровня физического развития детей различного возраста вы знаете? · Какова динамика нарастания массы тела и роста детей 1-го года жизни? · Перечислить способы ориентировочного расчета массы тела и роста детей старше 1 года. · Показатели развития детей первых 3-х лет жизни. · Какова роль физического развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка? · Иметь представление об особенностях оценки физического развития детей различных возрастов. · Каковы основные закономерности роста и развития детей? · Перечислите основные причины нарушения физического развития детей различных возрастов.
Содержание: Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. Развитие - это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма. В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, говорят о феномене так называемых"скачков роста". В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. Основные закономерности роста и развития ребенка: 1. Замедление темпов роста с возрастом (прирост за первый год составляет 47%, за второй — 13%, за третий — 9%). 2. Неравномерность темпов роста: первый ростовой скачок – от 0 до 1 года жизни; полуростовой скачок в 5–7 лет, второй ростовой скачок - в препубертатный период. 3. Cистемогенез. 4. Надежность биологической системы (дублируемость и взаимозаменяемость клеточного состава системы). 5. Кранио-каудальный градиент роста (дистальные сегменты растут быстрее проксимальных (после рождения)). 6. Чередование направлений в росте (периоды вытяжения и округления). 7. Половая специфичность роста (перекресты роста и массы у мальчиков и девочек). 8. Асимметрия роста. Ю.Е. Вельтищев выделяет следующие периоды, отражающие этапы роста и развития (1998): · Период внутриутробного развития - антенатальный период, включает: § I фаза - эмбрионального развития (период 3 месяца); § II фаза - фетального периода развития (развитие плода). · Период новорожденности - неонатальный (первые 4 недели жизни). · Период грудного возраста - младенческий (1мес. - 12 мес.).
· Период раннего детства — молочных зубов (1 - 3 года). · Период первого детства - дошкольный возраст (4 – 7 (6) лет). · Период второго детства – младший школьный возраст (8 - 11 лет для мальчиков, 7 - 10 лет для девочек); · Подростковый (пребубертат) - (12-14 лет для мальчиков, 11-13 для девочек). · Период юношеский(пубертатный) - старший школьный возраст, период полового созревания (15-20 лет юноши, 13-19 лет девушки). · Период зрелого возраста. В педиатрической и антропологической литературе широко используется периодизация роста по Штратц, предложенная еще в начале ХХ столетия (1903 г). согласно этой классификации выделяют следующие периоды: · От 1 до 4 лет – первое вырастание в ширину (первое «округление»); · От 5 до 7 лет – первый период «вытягивания»; · От 8 до 10 лет – второе вырастание в ширину (второе «округление»); · От 11 до 15 лет – второе «вытягивание». Для практического врача можно выделить основные критические периоды: · 3-4 месяца жизни – иммунологическое и метаболическое напряжение при попытке включить собственные системы защиты (падает защита матери или «пассивный иммунитет», перестройка фосфорно-кальциевого обмена, функции эритрона и других компонентов); · С 12 до 24 месяцев жизни – критический период, связанный с вертикальным положением, активацией возможностей развития, но на фоне изменения положения органов, минимального уровня иммунной защиты и др., приводящие к частой заболеваемости и сенсибилизации; · Критический период в 2-4 года связан со сменой лидирующего положения щитовидной железы, обуславливающее рост, развитие и дифференциацию в раннем детстве на общее влияние аденогипофиза. С нарастанием роли АКТГ и глюкокортикоидов, что характеризуется мощным мембранопротекторным эффектом, снижением проницаемости сосудов, снижением острой заболеваемости, быстрым интеллектуальным скачком, но и возможностью быстро сформировать хроническую патологию. · Пре- и пубертатный, как критический период, еще недостаточно изучен, но становится понятным, что все «допубертатное» подчинено пубертату, подчинено основному инстинкту продолжения рода. Именно в этот период возникает максимальное напряжение всех систем, всех защитно-адаптационных механизмов, всех функций организма.
Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения (по Дж.Харрисон, Дж.Уайнер и др.).
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и биологического созревания ребенка, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности его организма. Уровень физического развития - понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными, половыми и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды. Комплексная оценка уровня и гармоничности физического развития детей представляет собой программу антропометрических исследований, в которую входит определение: · соматометрических, · соматоскопических · и физиометрических показателей. Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (ФР):
1).Провести измерение и взвешивание по общепринятой методике. Измерение и взвешивание — это метод, дающий исходную информацию (метод антропометрии). В различные возрастные периоды для оценки физического развития ребенка используют различные критерии: У новорожденных и детей первого года жизни измеряют: а) длину тела лежа; б) массу тела; в) окружность грудной клетки (пауза); г) окружность головы. У детей от 1 года до 7 лет: а) длину тела (стоя); б) длину тела сидя (с 3 лет); в) массу тела; в) окружность грудной клетки; г) окружность головы (до 3 лет включительно), д) степень жироотложения; е) развитие костяка; ж) форму позвоночника; з) форму грудной клетки; и) форму ног и стоп. У детей старше 7 лет: а) длину тела стоя; б) длину тела сидя; в) массу тела; г) окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза); д) показатели спирометрии; е) показатели динамометрии; ж)становую силу; з) артериальное давление. У детей старше 7 лет, кроме этих признаков, определяют: а) степень развития мускулатуры; б) степень полового созревания. 2).Определить возрастную группу ребенка. Существуют специальные таблицы общепринятой возрастной группировки
Определение возраста ребенка на первом году жизни.
Возраст ребенка устанавливают, вычисляя время между датой рождения и датой обследования, другими словами: для установления точного возраста из даты обследования вычитают дату рождения. 3).Для обработки полученной информации применить непараметрический (центильный) метод оценки ФР. Для этого выбрать соответствующую таблицу:
· длина по возрасту, · окружность грудной клетки по возрасту, · масса по длине.
Оценка показателей физического развития (Л.Г.Голубева, 1994).
4).Записать каждый полученный результат измерения в основных единицах (кг, см) и в центильных интервалах. 5).Дать оценку каждому отдельному интервалу показателя и их совокупности по степени (уровню) физического развития. 6).Определить гармоничность (оценивается только по 8-разрядным таблицам). Если разница между любыми из полученных центильных интервалов равна: · 0–1 — гармоничное, · 2 — дисгармоничное, · 3 и выше — резко дисгармоничное. 7).Определить соматотип (оценивается только по 8-разрядным таблицам). Габаритный уровень варьирования является основным в оценке соматотипа. Для его оценки измеряются, рост, окружность грудной клетки и масса тела. Выделяются три основных соматотипа (макро-, мезо- и микросоматотипы). Если сумма центильных интервалов 3-х показателей (m, l, огк): · от 10 до 15 — мезосоматический, · < 10 — микросоматический, · >15 — макросоматический. 8).Сделать итоговую запись антропометрического исследования. 9).Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.
Примечание: группа «наблюдения» и «внимания» — II гр. здоровья; группа «диагностики» — III гр.здоровья. К соматоскопическим показателям физического развития относятся: 1. состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, ног и стоп, осанка, развитие мускулатуры); 2. компонентный уровень варьирования (выраженность жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) массы); 3. биологический возраст. Морфологические критерии биологического возраста.
Сроки появления и выпадения зубов.
Оценка уровня возрастного развития по "зубному возрасту".
Оценка полового развития. В период полового созревания (от 10 до 17 лет) биологический возраст можно оценивать по внешним половым признакам. Есть разные - количественные и качественные - методики учета этих признаков, но все они оперируют с одним и тем же набором показателей: • у юношей - размер мошонки, яичек и полового члена; оволосение на лобке (Р), в подмышечных впадинах (Ах), на груди и на животе; на лица (F); рост щитовидного хряща (L), изменение тембра голоса (V), появление поллюций; набухание сосков; • у девушек - форма и размер грудных желез (Ма) и сосков; оволосение на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах); время первого появления и установления регулярных менструаций (Me). Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам проводится детям с 10-летнего возраста, а оценка менструальной функции-с 11 лет. Последовательность появления и динамика степени выраженности перечисленных признаков хорошо известна, что дает основания для достаточно точной датировки биологического возраста от 11-12 до 15-17 лет. Становление менструальной функции у девочек отмечается только констатацией отсутствия или наличия менструаций (Me-, Me+). Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. 1. Для девочек – Ма, Р; Ах, Ме. 2. Для мальчиков – V, Р, L, Ах, F. Методика исследования признаков полового развития: Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Оценка выраженности вторичных половых признаков проводится по различным градациям, обозначенным Э. Таннером, Бутурлиным, Янгом, Л. Г. Тумилович и др. Каждый признак имеет свой символ и свой коэффициент: Составляется половая формула: Ма + Р + Ах + Me и вычисляется суммарный «балл полового развития». Заключение по полной формуле полового развития принимается согласно стандартам, разработанным М.В. Максимовой с соавторами:
Стандарты полового развития мальчиков (по М.В.Максимовой)
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют: · Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) методом спирометрии; · Мышечную силу рук, методом динамометрии; · Мышечную силу ног, становым динамометром. Для массовых исследований физической подготовленности школьников 6-18 лет предлагаются тестовые упражнения, применение и оценочные шкалы которых регламентированы в приказе МЗ РФ № 81 от 15.03.02: · Подтягивание на перекладине (мальчики) для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса. · Подъем туловища из положения лежа в положение сидя (девочки) для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища. · Прыжок в длину с места (мальчики и девочки) для измерения динамической силы мышц нижних конечностей. Расчет индекса физической готовности (ИФГ) По результатам двух тестов определяют индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов: ИФГ = (Т1 + Т2) / 2 (округлять в большую сторону), где Т 1 - баллы за первый тест; Т2 - баллы за второй тест. При индивидуальной оценке принимается: · ИФГ < 3 баллов (физическая подготовленность ниже средней); · ИФР - 3 балла (физическая подготовленность средняя); · ИФГ > 3 баллов (физическая подготовленность выше средней).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание: 1) Работа в кабинете участкового педиатра: проведение антропометрии детям младшего и старшего возраста 2) Оценка уровня физического развития, гармоничности и соматотипа. 3) Подготовка реферата по вопросам физической культуры. Задание к самостоятельной работе:
1.Оценить уровень физического развития ребенка и записать результат исследования по следующей форме:
Ф.И.О. __________________________________________________________, пол _______________, ___________________ лет,
масса (m) = ________________кг, (________________ центильный интервал), длина (l) = ________________ см, (_________________центильный интервал), окружность грудной клетки (огк) = _____________ см, (_____________ центильный интервал).
Уровень физического развития ___________________________(по длине), _______________________________ масса, при _______________________________ длине. Гармоничность ________________________________________, соматотип ____________________________________________________.
Читайте также: AST-тесты по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|