Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Организационно-методический раздел.




Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Воронина С.А.

Экологическая культура

Учебно-методический комплекс

Для студентов 4 курса (дневная, заочная форма обучения)

Для направления подготовки бакалавров

 

Факультет социологии

 

Барнаул 2012
Рецензенты: д.с.н., проф. О.Т. Коростелева, д.ф.н, проф. Попов Е.А.

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры …сентября 2012 года

 

 


Данный учебно-методический комплекс реализован в учебном курсе «Экологическая культура» для студентов четвертого курса социологического факультета Алтайского государственного университета, обучающимся по специальностям «социология».

Предложенный комплекс разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Методический комплекс содержит в себе программу курса, учебный план, вопросы для самостоятельной работы, примерные варианты для рефератов и курсовых работ, тестовые задания, вопросы к зачету.

 

© С.А.Воронина

Факультет социологии Алтайского

Государственного Университета 2012


Содержание

 

Введение

1. Организационно-методический раздел………………………………………….7

2. Распределение часов учебного курса……………………………………………9

3. Содержание курса………………………………………………...........................10

4. Учебный план курса………………………………………………………………18

5. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы…35

6. Тематика рефератов и курсовых работ…………………………………………..36

7. Вопросы к зачету………………………………………..........................................37

8. Учебно-методическое обеспечение курса…………………..................................38


Введение

 

Курс «Экологическая культура» как комплексный подход к формированию экологической культуры современного индивида предназначен для студентов социологического факультета специальности «Социология».

Специфика курса состоит в том, что на рубеже XX-XXI вв. стало очевидно, что противоречия между нарастающими потребностями человечества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование антропосферы. Поэтому вопросы формирования культуры экологического мышления для обеспечения дальнейшего экологически безопасного развития цивилизации вышли на передний план научного поиска, общественного сознания в целом. Человечество находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно регулировать экологические изменения на основе консолидации усилий различных стран, всесторонних исследований создавшейся ситуации, принятия должных практических мер. Приходит понимание, что лишь сознание, соразвитие, сотворчество, иными словами - коэволюция с биосферой, позволят человечеству разумно вписаться в биосферные циклы, возвыситься до понимания универсальных законов, правящих миром.

Одним из основных показателей в современных глобальных проблемах является нестабильность биосферы: человеку в нынешних условиях достаточно сделать один неосторожный шаг, чтобы процессы в окружающей среде приняли необратимый характер, исключающий вообще все разговоры о будущем человечества Ряд опасностей, связанных с антропогенным воздействием на природу, достаточно серьезны. Это и потепление климата за счет увеличения концентрации углекислоты в атмосфере, способное существенно уменьшить пищевые ресурсы планеты, и разрастание озонных дыр, загрязнение океана, меняющее характер его энергообмена с атмосферой, и многое другое, что может в обозримое время сделать условия жизни на Земле неприемлемыми для обитания человека. Нельзя забывать и о том, что непрерывно растет нагрузка на генофонд человека и, как следствие, интенсивность мутагенеза. Может быть, и здесь человечество тоже близко к «роковой черте», ибо биологический вид может сохранять свою стабильность, лишь пока интенсивность мутаций остается в допустимых пределах. И, наконец, нельзя забывать о теории Томаса Мальтуса: несоответствие роста населения и его потребностей с возможностями оскудевающей планеты, становится все более и более зримым. Поэтому необходимо выполнение определенных условий, согласующих потребности человечества с теми возможностями, которые ему может предоставить Земля. Люди должны подчинить свою деятельность системе определенных ограничений, которые обеспечиваются экологической культурой и называются экологическим императивом, именно императивом, ибо их нарушение имеет однозначный итог - более или менее быстрая деградация цивилизации и ее носителя

Эти условия не есть что-то раз и навсегда заданное. По мере развития цивилизации, науки, совершенствования технологической базы человеческого общества будут меняться и условия экологического императива. Здесь еще предстоит многое понять. Развитие общества - всего лишь составляющая мирового процесса самоорганизации. Люди, возникли как составляющая частица огромного мира - Вселенной. И тот факт, что человечество существует, что оно наделено разумом, а значит и способностью видеть себя со стороны и предвидеть ход некоторых событий означает лишь могущество тех Законов самоорганизации, которые привели к появлению человечества на планете Земля. Человек должен быть крайне осторожным при вмешательстве в естественный ход событий, избегать эйфории своих интеллектуальных возможностей и той технократической логики, которая переводит историю в некий вариант социальной инженерии.

Важным показателем уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. На этой конференции была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь в данном случае идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности. Термин sustainable development, не совсем удачно переведенный на русский язык как устойчивое развитие, более идентичен термину «коэволюция человека и биосферы», т.к. подразумевает развитие общества, приемлемое для сохранения экологической ниши человека, которой является биосфера, а значит, и условий для развития цивилизации. Удовлетворение потребностей людей не должно вести к деградации биосферы, ущемлять интересы будущих поколений.

Решение этих задач немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым человеком смысла и значения предстоящих перемен. На передний план, поэтому выходят вопросы социализации индивида, воспитания его экологической культуры, изменения ориентации и содержания образовательных и просветительских систем, как в национальных, так и в глобальных масштабах с позиций экологического императива и принципа коэволюции человека и биосферы. Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски новых форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в образовательные структуры различного уровня, средств массовой коммуникации, их тотальная экологизация.

Экологическому императиву, как в мировоззрении, так и в технологии альтернативы нет, поэтому актуальной задачей образования на сегодняшний день становится формирование экологической культуры у нового поколения.

Сегодня острая потребность в экологическом образовании обусловлена жизненной необходимостью обеспечить возможность каждому человеку развивать свое мировоззрение, опираясь на накопленные человечеством духовные ценности.

Курс «Экологическая культура» состоит из лекций и семинарских занятий по выявлению механизмов формирования экологической культуры, раскрытию механизмов формирования соответствующих экологическому императиву ценностных ориентаций, культурных образцов и социальных установок. Необходимо показать студентам, что экологическая культура играет важнейшую роль в формировании социокультурных ценностей в процессе развития современного общества и обеспечивает его существование.

 


I. Организационно-методический раздел

 

Учебный курс «Экологическая культура» является курсом по выбору в подготовке студентов по специальности 020300 «Социология». Читается курс в седьмом семестре для четверокурсников.

Цель курса - способствовать овладению студентами понимания современной социоприродной ситуации, которая существенно зависит от ценностей мировоззрения, уровня образованности человека, традиционной культуры, доступности, гласности экологической информации.

Задачи курса:

1. Способствовать формированию научного мышления студентов;

2. Дать студентам базовые и дополнительные знания по теоретико-методологическим основам изучения экологической культуры;

3. Уточнить понятие экологического императива, как одного из важнейших элементов современной культуры;

4. Определить духовные предпосылки выхода из экологического кризиса, необходимые изменения в системе ценностей, идеалах, сознании современного человека;

5. Рассмотреть становление и сущность экологического сознания;

6. Выявить роль массовых коммуникаций, их мировоззренческие, социокультурные, психологические функции;

7. Определить пути воздействия средств массовых коммуникаций на формирование экологической культуры;

8. Уточнить механизмы формирования ценностных ориентации и социальных установок, соответствующих парадигмам экологической культуры.

Требования к формированию компетенций:

Социально-личностной:

1. Осознание социальной значимости своей профессии;

2. способность к саморазвитию и самореализации;

3. коммуникативная способность;

4. креативная способность;

5. способность к рефлексии.

Общенаучностной:

1. Аналитическая;

2. идеологическая;

3. интеллектуальная;

4. культурная;

5. мировоззренческая;

6. методологическая.

Общепрофессиональной:

1. Диагностическая;

2. информационно-технологическая;

3. коммуникативная;

4. консультативная;

5. организационная;

6. социально-правовая;

7. социально-экономическая;

8. рефлексивная.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Курс «Экологическая культура» является необходимым в процессе формирования ценностных ориентаций современного члена общества.

Требования к уровню освоения содержания курса:

  1. Студент должен получить всестороннее системное знание по методологии изучения экологических проблем современности.
  2. Четко представлять себе объект, предмет, функции и задачи этой отрасли социологического знания.
  3. Знать основные методологические школы, существующие в современной социологической науке.
  4. Владеть понятийным аппаратом и представлять проблемное поле курса «Экологическая культура».
  5. Обладать навыками профессионального исследования социокультурных явлений и процессов.
  6. Видеть специфику современного развития экологической культуры как на Западе, так и в России.
  7. Студент должен получить всестороннее системное знание по методологии изучения экологической культуры, глобальных проблем современности.

Изучение курса «Экологическая культура» рассчитано на 1 семестр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...