Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формой контроля данного курса является зачет.




Для получения зачета студент должен показать знание и понимание предложенных для ответа тем, их места в системе методологической проблематики, знание основной и дополнительной литературы.


Распределение часов курса по темам и видам работ (дневное отделение)

 

 

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекционные Семинарские
1. Тема 1. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры            
2. Тема 2. Доклассическое обоснование единства человека и мироздания. Возможности рационального осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к миру и мира к человеку, рационального познания бытия, универсума            
3. Тема 3. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы          
4. Тема 4. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции          
5. Тема 5. Философско-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития          
6. Тема 6. Антропологическое измерение глобальных проблем современности          
7. Тема 7. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития          
8. Тема 8. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие          
  Всего по курсу часов:        

 

 

 

Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)

Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекционные Семинарские
1. Тема 1. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры            
2. Тема 2. Доклассическое обоснование единства человека и мироздания. Возможности рационального осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к миру и мира к человеку, рационального познания бытия, универсума            
3. Тема 3. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы          
4. Тема 4. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции          
5. Тема 5. Философско-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития          
6. Тема 6. Антропологическое измерение глобальных проблем современности          
7. Тема 7. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития          
8. Тема 8. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие          
  Всего по курсу часов:        

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры

Объект, предмет курса «Экологическая культура». Экология и современные экологические проблемы. Предмет и отрасли экологии. Основные категории экологии. Глобальные проблемы современности. Общая характеристика. Понятие «социальная экология». Метод социальной экологии. Понятие «экология культуры». Методы экологии культуры.

Тема 2. Доклассическое обоснование единства человека и мироздания. Возможности рационального осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к миру и мира к человеку, рационального познания бытия, универсума

 

Три типа философствования: умозрительный, деятельностный, научно-экологический. Этапы коэволюции, основанные на эволюции мировоззренческих представлений взаимосвязи общества и природы: мифологический, или первобытно-коэволюционный; религиозно-философский, или раннецивилизационный (Древние Индия, Китай, ближневосточные цивилизации); рационально-философский, или античный (Древние Греция и Рим); теологический, или средневековый (христианская и исламская цивилизации); научно-рациональный или индустриальный (западноевропейская, североамериканская, советская и др. цивилизации); ноосферный, или неокоэволюционный, переходной формой которого выступает постиндустриальное (информационное) общество.

Период первобытной коэволюции. Мир природы в мифологическую эпоху: единая и неделимая сущность. Картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. Восприятие природы как живого, человекоподобного существа.

Ограничение потребительского отношения к природе: табу тотемизма и других формах первобытной религии: магии, анимизма и фетишизма. Социальное бытие, не нарушавшее устойчивость биосферы.

Религиозно-философский период - пантеистическое осмысление природы (религиозный природоцентризм), стремление уловить природные ритмы, раствориться в природе, преодолев индивидуальное своеобразие, ответственность человека за свои деяния. Характерные черты древней философской традиции Индии: синкретизм подхода к познанию мира и человека, всестороннее рассмотрение любой проблемы, общность моральных и духовных взглядов, праведность бытия как цель религиозно-философской мудрости, согласование его смысла с природой Вселенной.

Основные положения космической эволюции индийской философии. Индуизм. Космос представлен как беспредельно вечное начало и одновременно конечное и ограниченное. Космос, как Абсолют, беспредельно вечная Система, которая пульсирует определенными циклами своего проявления, и эта пульсация вечна и ничем не ограничена. Первобытный материализм. Бытие происходит из единого и всеобщего элемента, который является духоматерией, где дух и материя слиты в единый элемент.

Глобальная космическая эволюция в индуизме. Социальный прогресс совпадает с направленностью космоэволюционного движения, т.е. духоматерия через стадию социума возвышается до стадии сверхсоциума. Направленность развития как на социальном, так и на индивидуальном уровне идет от дифференцированности к синтезу, от необходимости к свободе, от изолированности от окружающей среды к все возрастающей включенности в нее, от осознания самосовершенствования к космическому сотворчеству, от бытия, ограниченного рамками физического существования, к бытию беспредельному.

Земной человек в индуизме. Выдвижение развития духовных свойств человека. Неотделимость судеб эволюции человечества от космических процессов и понимания современного земного социума (планетарной цивилизации) как определенной стадии космической эволюции человечества. «Ригведа», упанишады о «проблеме освобождения от мира объектов и страстей на пути растворения индивидуальной души в мировой». Особенность индийской философии социоприродных отношений, выражающаяся в целостности объект-субъектных и субъект-объектных связей в достижении тождества человека и природы через саморастворение в Универсуме.

Буддизм. Принцип устойчивости вибрирующего универсума. Стремление к социоприродной согласованности в учении джайнизма. Главные черты джайнизма - сострадание ко всем существам и принцип ахимсы (непричинения вреда живому). Идеалы буддизма: ненасилие, благоговение перед любой формой жизни, избавление от страданий, моральная ответственность человека за свои поступки

Представления о единстве природного мира и деятельности людей в согласии с его законами в древнекитайской мифологии и философии. Циклическое понимание развития, общего для космоса, природы и человека. Состояние недеяния (у-вей) как стремление человека не навредить развитию космоса, природы, а поддержать «золотую середину» как избежание крайностей становится основой китайского мировоззрения. Духи Инь и Ян, Свет и Тьма. Школа даосизма. Учение Конфуция о природе и человеке. Социоцентричность философии кофуцианства. Человек как временное состояние космических сил.

Античная философия. Целостное представление о космосе - гармонично устроенной Вселенной. Марк Аврелий о природе. Понятие «космос» (Вселенная) в античной философии. Протагор, Демокрит, досократики о «космосе». Пифагор, Плутарх,Гесиод. Платон, Аристотель о космосе. Понятие меры - порядок, ритм, гармония. Выявление и классификация особенностей, отличающих человека и общество от природных явлений.

Теологическая парадигма средневековья. Мир как творение верховной и единой сущности - Бога. Природа как изначально упорядоченное божественное творение. Человек как господин природы. Природа как иерархическая система, космический собор.

Идеи коэволюции в философии Франциска Ассизского. Идеи сохранения естественного окружения, любви и заботы к миру, уважения и почитания. Позднее средневековье. «Теология труда» как основа преобразования природы.

Экологические идеи в исламском вероучении. Экологическая этика Мухаммеда. Зависимость человека и окружающего мира от Бога. Коран и сунна как основа исламского отношения к природе: сотворение мира Аллахом, существование всего сущего в соответствии с волей Аллаха о божественном происхождении живой и неживой природы, о необходимости пребывания в установленных шариатом рамках поведения по отношению к самому себе, соседям, окружающему миру, чтобы не нанести вред творению Аллаха и не навлечь на себя неотвратимую кару. Экологическое содержание Корана и Сунны как религиозно-нравственная установка.

 

Тема 3. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы

 

Классический период представлений о взаимоотношении человека и природы. Переход от космогонической картины мира к научной.

Десакрализация природы, «покорительская» модель. Социокультурные предпосылки: стремительное развитие естественных наук, достижения которых легли в основу первой научной картины мира; протестантское вероучение, которое дало религиозную санкцию человеческой активности, в том числе и в покорении природы.

Деятельность мыслителей немецкой классической философии. И. Кант. Тезис о тождественности отношения человека к природе и человека к человеку в ситуации квалификации человеческого поведения как соответствующего нормам морали. Г. Гегель. Понимание природы как ступени в развитии Мирового разума. Л. Фейербах. Акцент на антропологической составляющей социоприродной целостности. Отношение человека к природе как отношение к другому человеку.

Марксистская философия. Вопрос о цене победы над природой. К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическое предположение об отрицательных последствиях происходящих процессов, которые получат свое продолжение в несбалансированности социоприродной целостности.

XX век. Формирование новой научной и мировоззренческой парадигмы коэволюционного развития. Экологические проблемы приобретают статус глобальных проблем современности. Причины недостаточной эффективности природоохранных мер, которые осуществлялись через антропогенное воздействие на природу: невключение в социокультурную парадигму разрешения экологического кризиса человека как субъекта экологического самовоспитания. А. Швейцер, Э. Уилсон, М. Рьюз биоцентрическая модель индивидуальной ответственности человека за сохранение природы. Концепция «эволюционной этики».

 

Тема 4. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции

 

Русский космизм. Неразрывная взаимосвязь человека и космоса, соразмерность природного и человеческого бытия. Учение космистов. Три составляющие: 1) национальные ментальные архетипы; 2) христианское мировоззрение; 3) экологические традиции осмысления коэволюции в отечественной философии XIX века. Архетипы всеединства, целостности русского национального характера.

Становление отечественной экофильной философии. Технологическое и экологическое направления. «Технологи». Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский. Доминанта разума, вера в возможности техники, природа - неразумное начало, требующее разумной регуляции. Н.Ф. Федоров. Необходимость управлять эволюцией сознательно, существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела.

Космологические взгляды К. Циолковского. Становление «новой рациональности». «Космическая» философия панпсихизма. Философия А. Л. Чижевского. Концепция этногенеза в сопряженном развитии биосферы и общества Л.Н. Гумилева.

Проблемы социоприродной целостности. Н.Н. Страхов. Природа как самостоятельная, развивающаяся на разных этапах к высшим формам жизнь, требующая признания своего самодовлеющего значения

Концепция всеединства B.C. Соловьева, П.Ф. Флоренского и С.Н. Булгакова. Неотделимость человека от остального бытия, согласованность мира. Человек как завершающая ступень эволюции Вселенной. Стадия перехода человечества в богочеловечество. П.А. Флоренский. Пневматосфера - духовная оболочка, «вовлеченная в круговорот культуры».

Н.А. Бердяев. Зависимость судьбы человека от судьбы природы, космоса. Ответственность человека за весь строй природы.

Натурфилософское учение Е.И. и Н.И Рерихов.

Ноосферные, или неокоэволюционные идеи В.И. Вернадского, Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена, Е.И. и Н.И Рерихов, Н.П. Антонова, Ф.И. Гиренка, Э.С. Демиденко, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула и др.

П. Тейяр де Шарден – основоположник науки о ноосфере – сфере разума. Решение глобальных проблем человечества посредством «гармонизируемого разума», созданного коллективным человеческим сознанием путем единодушия; новое научное видение должно строиться на науке о человеке; в процессе приращения знаний и их синтеза произойдет соединение науки и религии.

Учение В. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Биосфера - это естественная сфера обитания человека, но она является внешней оболочкой между землей и космосом; космический характер биосферы влияет на развитие человеческого познания: влияние космоса (и его отражение) преломляются в биосфере, что дает возможность человеку постигать все мироздание, исходя из своей органической связи с природой.

Б.П. Казначеев и Е.А. Спирин. Планетарное и космическое пространство, которое управляется человеческой деятельностью, человек как аспект фундаментального единства универсума, окружающий мир как космопланетарная целостность.

Философско-религиозная позиция концепции ноосферы О.Д. Куракиной. Идея ноосферогенеза А.Д. Урсула. Ноосфера как итог перехода на путь устойчивого развития, которое предстает как путь к совершенству жизни на Земле, но не в материально-вещественном, а в интеллектуально-духовном направлении.

А.А. Горелов, Е.А. Когай, А.Н. Кочергин, В.А. Лекторский, О.Б. Олейников. Роль идеи коэволюции как одного из возможных и важных сценариев решения экологических проблем.

Тема 5. Философско - методологическое обоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития

 

Идеи становления ноосферы у последователей утопического социализма и деятелей эпохи Просвещения. Критика идеи ноосферы в современном социогуманитарном познании. В. Кутырев и др. Многоаспектность определения понятия «ноосфера». Фактологический. Ноосфера как сфера расселения и проживания человечества, т.е. социосфера. Критика А.Д.Урсулом данного подхода.

Эволюционный подход. Ноосфера как неизбежный этап в развитии биосферы. Критика данного подхода.

Техносферный подход. Ноосфера как сфера практического воплощения идей человеческого разума. Критика данного подхода.

Роль В.И. Вернадского в становлении учения о ноосфере. Ноосферология. Понятие социосферы. Роль информационной составляющей в процессе ноосферогенеза. Становление нового этапа учения о ноосфере.

Роль рационально-информационных и нравственно-гуманистических ценностей и формирование ноосферной культуры, включающих в себя кроме духовной, также экологическую культуру и биосферную этику.

Ноосфера как будущая форма устойчивого социоэкоразвития, основой которого является коллективный нравственный разум человечества, способный принимать опережающие решения, обеспечивающие дальнейшее безопасное и гармоничное во всех взаимодействие общества и природы. Ноосферная и экологическая ориентация науки.

Понятие коэволюции человека и биосферы. Формирование коллективного (ноосферного) интеллекта цивилизации, способного предвидеть (прогнозировать) человеческую деятельность и естественно протекающие процессы и надлежащим образом управлять дальнейшим развитием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...