Лекция: Классический период представлений о взаимоотношении человека и природы. Переход от космогонической картины мира к научной (4 часа)
План: 1. Десакрализация природы, «покорительская» модель. Социокультурные предпосылки 2. Деятельность мыслителей немецкой классической философии. И. Кант. Тезис о тождественности отношения человека к природе и человека к человеку в ситуации квалификации человеческого поведения как соответствующего нормам морали. 3. Г. Гегель. Понимание природы как ступени в развитии Мирового разума. 4. Л. Фейербах. Акцент на антропологической составляющей социоприродной целостности. Отношение человека к природе как отношение к другому человеку. 5. Марксистская философия. Вопрос о цене победы над природой. 6. Теоретическое предположение об отрицательных последствиях происходящих процессов, которые получат свое продолжение в несбалансированности социоприродной целостности. 7. XX век. Формирование новой научной и мировоззренческой парадигмы коэволюционного развития. 8. Причины недостаточной эффективности природоохранных мер, которые осуществлялись через антропогенное воздействие на природу: невключение в социокультурную парадигму разрешения экологического кризиса человека как субъекта экологического самовоспитания. 9. А. Швейцер, Э. Уилсон, М. Рьюз биоцентрическая модель индивидуальной ответственности человека за сохранение природы. Концепция «эволюционной этики». Семинарское занятие: Соотношение природа - общество в культуре Возрождения, Нового времени (2 часа) План: 1. Смена древних представлений о научной картине мира в эпоху Возрождения и Нового времени. 2. Вторая научная революция в XVI-XVII веках. Эстетика и наука Возрождения. Значимость научных открытий Н. Кузанского – природа как тождественность Богу; Л. да Винчи: природа – организм, обладающий живой душой; Дж. Бруно, Г. Галилея и Н. Коперника - представление об окружающем мире как о грандиозном, неживом и неразумном механизме. Освобождение от теологической догматики европейского самосознания.
3. Пантеизм Дж. Бруно - путь к материалистическому пониманию природы. 4. Реформация. Доминирование научно-рационального познания, направленного на покорение природы. Мировоззренческая парадигма разрыва с традицией целостного миропонимания, включенности человека в природный цикл. 5. Новое время. Эпоха торжества индивидуализма и субъективности. Окончательный поворот воли к практической стороне, у созидающей роли человека. Представления о законах природы по аналогии с законами, принимаемыми в государстве. 6. Ф. Бэкон. Цель общества - познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой. Человек - слуга и истолкователь природы, а природа побеждается только подчинением ей. 7. Протестантизм. Лютер, Кальвин. Стремление ограничить сферу применения разума миром «земных вещей». Практически ориентированное познание. 8. Эпоха Просвещения. Ж.Ж. Руссо. «Руссоиская» концепция выхода человечества из экологических трудностей. Подчинение жизни человека во всех сферах жизнедеятельности природным, естественным законам. 9. И. Ньютон. Механистическая картина мира. 10. Идеи «о правах животных», нравственной основе «сотрудничества с природой». И.Кант. Революция европейской философии. Поворот от онтологии к гносеологии, от натурфилософии к антропологии. Антропоцентризм. Необходимость совершенствования человека, его разума и способности жить согласно моральному долгу, торжество свободы и справедливости. 11. Диалектическая философия Г. Гегеля. Идея единства и борьбы противоположностей. Единство теоретического и практического отношения к природе; требование рассматривать природу в ее целостности; синтетический (а не чисто аналитический как в естествознании) подход; подход к органической целостности как развивающейся; рассмотрение природы под углом зрения ее индивидуальности; трактовка природы как одного из способов самопроявления (отражения) духа.
12. Л. Фейербах. Природа есть причина, основа, источник существования человека. 13. Диалектико-материалистический подход. К. Маркс, Ф. Энгельс. Возможность сознательным образом разрешить противоречивость социоприродных отношений на взаимности гуманизм-натурализм. 14. Идеи социоприродной целостности. Эволюционная теория Ч. Дарвина. 15. Деятельностно-практическая парадигма, идеи целостности мира, взаимозависимости и взаиморазвития его составных частей. Организмическое видение мира. А. Бергсон. 16. Э. Фромм,А. Швейцер. Идеи соразвития природного и человеческого. Ч. Ламсден, Э. Уилсон. Социобиологическая концепция геннокультурной коэволюции. Литература: 1. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Бердяев Н.А. - М.: Республика, 1993.-382 с. 2. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев - М.: Мысль, 1990. - 176с. 3. Бердяев, Н.А. Философия свободы: Смысл творчества / Н.А. Бердяев - М., Наука, 1990.-222 с. 4. Бэкон, Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон / Пер. З.Е. Александровой - М.: АН СССР, 1954.-243 с. 5. Бэкон, Ф. Сочинения: В 2-х томах. / Ф. Бэкон - Т.1. - М.: Мысль, 1977. - 567 с.141 6. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский - М., Наука, 1991.-270 с. 7. Воронович, Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы / Б.А. Воронович - М.: Мысль, 1982. - 72 с. 8. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель - В Зт. М.: АН СССР Ин-тут ф-фии, 1974 - 1977. 9. Горелов, А.А. Человек — гармония — природа / А.А. Горелов - М.: Наука, 1990.-176 с. 10. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х Горфункель - М.: Высшая школа, 1980. - 386с. 11. Гуревич, П.С. Фролов, И.Т. Философское постижение человека П.С. Гуревич, И.Т. Фролов // Человек: мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - Эпоха Просвещения. - М.,1991. — С. 3 — 19. 12. Кант, И. Метафизические начала учения о добродетели // Сочинения в 4т. / И. Кант - М.: Мысль, 1965. - Т.4 - 544с. 13. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант - М.: Мысль, 1999. - 1472с.
14. Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант - М.: Мысль, 1963. - Т. 1 - 543с. 15. Карпинская, Р.С., Лисеев, К.К. Огурцов, А.Т. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С Карпинская, К.К. Лисеев, А.Т. Огурцов - М.: Интерпракс, 1995. - 350с. 16. Маркс, К. Энгельс, Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. - М.: Госполитиздат, 1955. - С. 7 - 554. 17. Маркс, К. Энгельс, Ф. Собр. Соч. / К Маркс, Ф. Энгельс - М.: Госполитиздат 1975.-Т.42-630с.147 18. Марфенин, Н.Н. Метаморфозы экологического мировоззрения (этапы становления экологической парадигмы) / Н.Н. Марфенин // Философия экологического образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 107 - 132. 19. Огурцов, А.П. «Философия природы» Гегеля и ее место в истории философских наук / А.П. Огурцов Т.2 Философия природы. - М.: АН СССР Ин-тут ф-фии, 1975. - С 601 - 603. 20. Рьюз, М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление / М. Рьюз // Вопросы философии. - 1989. - №8. — С.34-52. 21.Рьюз, М., Уилсон, Э. Дарвинизм и этика / М. Рьюз, Э. Уилсон // Вопросы философии.-1987.-№1.-С. 94-128. 22. Фейербах, Л. Сущность религии / Л. Фейербах // Избранные философские произведения. - М.: Госполитиздат, 1955. - ТЛ - 676с. 23. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 568 с. 24. Швырев, B.C. Рациональность как предмет философского исследования / B.C. Швырев - М.: РАН Инст-тут ф-фии, 1995. - 224 с. 25. Энгельс, Ф. Роль труда в превращении обезьяны в человека / Ф. Энгельс // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - М.: Госполитиздат, 1970. - Т.20. - С. 486 - 499.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|