Категория
| Движущая сила
| Состояние
| Возможная реакция
|
I. Социальная
|
1. Борьба снищетой
| Уровень безработицы
| Основной показатель уровня, нищеты, индекс доходов, индекс разрыва между уровнем доходов
|
|
2. Демографическая динамика и устойчивость
| Процент прироста населения, уровень миграции, уровень рождаемости
| Плотность населения
|
|
3, Развитие образования
| % населения школьного возраста, % учащихся, уровень грамотности
| Количество детей с начальным образованием, соотношение мужчин и женщин в сфере трудозанятости
| Доля ВНП, расходуемая на образование
|
4.Развитие здравоохранения
|
| Основы гигиены общества, ожидаемая продолжительность жизни, доступность хорошей воды, детская смертность, женская смертность
| Система иммунизации населения, мониторинг опасных химикатов в пище, доля трат из ВНПна местное здравоохранение
|
5.Устойчивость расселения
| % прироста городского населения, потребление бензина на душу населения, потери от стихийных бедствий
| Плотность населения.
| Траты на инфраструктуру на душу населения
|
II. Экономическая
|
6.Международная кооперация для ускорения устойчивого развития и соответствующая внутренняя политика
| ВНП на душу населения, чистая доля инвестиций в ВНП, доля импорта-экспорта в ВНП
| % экологически чистого производства, доля промышленных товаров в экспортном обороте
|
|
7.Изменения в образе жизни
| Ежегодное потребление энергии, доля промышленности, интенсивно потребляющей естественные ресурсы в добавочном промышленном продукте
| Резервы минерального сырья, резервы жидкого топлива, энергии, определение временных перспектив добывания, интенсивность использования, доля промышленного продукта в ВНП, доля потребления возобновляемых ресурсов
|
|
8. Финансовые ресурсы и механизмы
| Чистые трансфер ресурсов к ВНП
| Соотношение внешнего долга к ВНП, соотношение обслуживания внешнего долга к экспорту
| Средства, отпускаемые на защиту окружающей среды к ВНП
|
9. Трансфер экологически чистых технологий, возможности правительства
| Импорт средств правительством, прямые иностранные инвестиции
| Доля ввоза щадящих средств производства
| Гранты по технической кооперации
| |
| | | | | | | |
III. Окруженческая
|
10. Зашита качества и объемов ресурсов свежей воды
| Ежегодная оценка фунтовой и поверхностной воды, потребление воды на душу населения
| Ресурсы грунтовых вод, концентрация кишечной палочки вводе, биохимическая кислородная потребность водных ресурсов
| Учет количества неправильно используемой воды, плотность используемых водных сетей
|
11. Защита океана и всех видов морей и прибрежных территорий
| Рост населения в прибрежных территориях, выброс нефти в прибрежные воды, количество нитрогена и фосфора в прибрежных водах
| Максимально устойчивая доля рыболовства
|
|
12. Интегрированный подход к планированию и управлению землей
| Изменения в использовании земли
| Изменения состояния земли
| Децентрализация управления естественными ресурсами на локальном уровне
|
13. Управление хрупкими экосистемами, устойчивое развитие горных территорий
| Изменения в расселении горных территорий
| Устойчивое использование естественных ресурсов в горных территориях, благосостояние населения в горных территориях
|
|
14. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельского населения
| Использование пестицидов, удобрений и опылителей, % ирригированных земель, потребление энергии в сельской местности
| Орошаемые земли на душу населения, территории, подверженные засолению и заболачиванию
| Образование в агросекторе
|
15.Борьба с исчезновением лесов
| Интенсивность в лесонасаждении
| Изменения э лесных массивах
| % лесов, защищенные лесные массивы к общему % лесного массива
|
16.Консервация биологического разнообразия
|
|
|
|
17.Управление биотехнологией для защиты окружающей среды
|
|
| Уровень финансирования исследований и разработок в биотехнологии, существование национального законодательства биотехнологической безопасности
|
18. Защита атмосферы
| Уровень выброса в атмосферу газов, дающих тепличный эффект, сульфидных окислов, нитрогенных окислов.
| Концентрация вредных выбросов в воздухе в городских регионах
| Затраты на борьбу с загрязнением воздуха
|
Категория
| Движущая сила
| Состояние
| Возможная реакция
| |
| потребление веществ, уничтожающих озон
|
|
| |
19.Экологически чистое управление мусорными отходами и канализационными отходами
| Создание промышленной и муниципальной служб утилизации твердого мусора, количество бытового мусора на душу населения
|
| Затраты на утилизацию мусора, переработка и повторное использование
| |
20. Экологически чистое управление токсичными химикатами
|
|
| Список запрещенных к изготовлению химикатов
| |
21. Экологически чистое управление особо опасными отходами
| Создание особо опасных отходов, их экспорт-импорт отходов
|
| Затраты на захоронение
| |
22. Безопасное радиоактивное захоронение
| Создание радиоактивного мусора
|
|
| |
IV. Институциональные
| |
23. Интеграция проблем окружающей среды и проблем экономического развития при принятии решений
|
|
| Стратегия устойчивого развития, программы интегрирования окружающей среды и экономической оценки, Национальные комитеты по устойчивому развитию, подконтрольная оценка состояния.
| |
24. Наука для устойчивого развития
|
| Количество научных работников на 1 млн. населения
| Траты на НИОКР относительно ВНП, количество специалистов в НИОКР
| |
25. Международные соглашения
|
|
| Ратификация соглашений
| |
26. Правовые инструменты
|
|
| Выполнение соглашений
| |
27. Информация для принятия решений
|
| Количество телефонных линий на 100 жителей
| Программы национальной экологической статистики
| |
28. Укрепление общественных групп, способствующих устойчивому развитию
|
|
|
| |
| | | | | | |
4. Учебный план курса
При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты должны прочитать записи лекций, изучить рекомендуемую литературу, ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы.
Целесообразно подготовиться к семинарским и практическим занятиям за неделю до их начала: на основе изучения литературы составить конспект основных категорий и понятий по учебной дисциплине, подготовить письменные словарные материалы, домашние упражнения и задания.
Каждую тему занятия важно связывать с предыдущим учебным материалом, спецификой будущей профессиональной деятельности социолога.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских и практических занятий.