Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На тему: «Экология и культура».




Выполнила: студентка

учебной группы 324

Панкратова Л.В.

Проверил: Лапушкин В.Н.

 

Москва - 2007

 

Содержание

 

Введение 3

1. Основные положения, определения, понятия и категории 4

2. Экология и традиционное искусство 7

2.1. «Экологические» мотивы в известных произведениях классической живописи 7

2.2. Реставрация и консервация 8

3. Экология и современное искусство 10

3.1. Видеоарт 12

3.2. Инсталляция 12

3.3. Междисциплинарная деятельность Д. Булатова 13

4. Экология и музыка 14

5. Экология и кинематограф 15

6. Современная архитектура и промышленный дизайн 17

Заключение 18

Источники 19

Приложение 22

 

Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы

А.Эйнштейн1

 

 

В чем заключается взаимосвязь экологии и культуры, двух важнейших категорий человеческой жизни? Как соприкасаются наука и искусство? Можно ли связать воедино мировой художественный процесс и глобальные экологические проблемы? Каким образом режиссеры, дизайнеры, музыканты, архитекторы и философы привлекают внимание публики к загрязнениям окружающей среды, к научно-техническому прогрессу, к психическому и физическому состоянию организма? В своем исследовании я постараюсь ответить на эти и другие вопросы.

Много лет идет спор о том, что первично: технология или искусство. Достижения науки и философии нередко конкурируют между собой. На мой взгляд, эти понятия не следует разделять, поскольку они гармонично дополняют друг друга, что доказывает богатое духовное наследие, включающее произведения живописи, фотографии, видеоарта, кинематографа и литературы. О. Бальзак писал: «Во всех профессиях есть подлинные художники, и они обладают непобедимым самолюбием, художественным чутьем, несокрушимой стойкостью… Сколько бы ни желал талантливый актер зла своему театру или автору, нарочно он не в состоянии плохо сыграть роль. Химик, призванный для того, чтобы обнаружить мышьяк в трупе, найдет его, если он есть. Писатель, художник будут всегда верны своему искусству, даже у подножья эшафота»2 . Французскому реалисту удалось сопоставить представителей различных сфер деятельности, что вполне обосновано: и химику, и писателю знакома «радость видеть и понимать» окружающую действительность, основываться на полученных из жизни впечатлениях. Другой деятель французской культуры, литературный критик и поэт 19в., Ш. Сент-Бев сказал: «Всякое знание исходит из наблюдений и опыта»3 . Именно наблюдения и опыт являются основой всех художественных творений и большинства теоретических трактатов.

В своей работе я попыталась собрать информацию о фильмах, видеоработах, картинах, зданиях, предметах мебели и декора интерьера, так или иначе связанных с экологией как наукой о доме и человеке. Курсовая работа включает в себя также рассуждения в связи с прочтением статей по искусству и литературе и переосмыслением художественных произведений в новом «экологическом» ключе. Мировая общественная мысль располагает огромным количеством материала по выбранной теме, в данной же работе представлена лишь его ничтожная часть. В основном, речь пойдет о представителях современного искусства, об актуальных тенденциях и направлениях (медиаарт, интерактивные инсталляции, объекты), а также о художественных течениях, получивших значительное

распространение в 20в. (фотография, кинематограф). Подобная «несправедливость» по отношению к классической живописи и скульптуре объясняется тем, что экология как достаточно «молодая» наука нашла свое отражение в произведениях искусства нового поколения: в промышленном дизайне, кино и анимации. Кроме того, в 20в. появляются

работы по философии науки, теории позитивизма и неопозитивизма (представители –

Поппер, Лакатос, Фейерабенд и др.), зарождается и бурно развивается постмодернизм, активизируются технологические процессы, наступает эпоха революционных открытий в

различных областях. События прошлого столетия - стихийный прогресс, бесконечные природные катастрофы, войны, перевороты – не могли не отразиться на культурной жизни общества. Теперь художника определяет не уровень мастерства, а способ мышления. Таким образом, новое искусство получило больше возможностей для отражения основных противоречий в социуме, для политических высказываний, для искреннего разговора со зрителем о главных проблемах сегодняшнего дня. Сейчас художник становится фигурой глобального масштаба, способной открыто выражать свободные идеи.

Существует множество художественных течений (кинетизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт), в каждом из которых можно найти аллюзии на экологические проблемы и задачи. В современных условиях действительность воплощается самыми разнообразными способами, используя причудливый инструментарий: И. Кабаков выставляет ящик с мусором в качестве музейного экспоната, а Стеларк наращивает у себя на предплечье третье ухо (и я постараюсь доказать, что эти акции имеют смысл!). Я расскажу о том, как природа находит отражение в видеоработах голландских художников, какие современные материалы используются для создания экологически чистых предметов мебели, может ли мозг крысы воспринимать авангардную живопись, какую роль в человеческом подсознании играют фильмы ужасов и т.д. В данной работе не могу не упомянуть величайших представителей мировой культуры, чьи шедевры вошли в золотой фонд цивилизации: это и первый русский конструктивист, выдающийся фотограф и художник А. Родченко, и непревзойденный итальянский кинорежиссер М. Антониони, и архитектор Н.Фостер, и неутомимый экспериментатор в мультипликации Н. Макларен, и многие другие. Каждый из них представил свое уникальное видение мира. В их отдельных работах я попыталась обнаружить точки соприкосновения с экологическими проблемами современности.

Все упомянутые в данном исследовании произведения (от короткометражных картин до музыкальных сочинений) относятся к человеку и живой природе, необходимой частью которой человек является. Идея моей курсовой работы направлена на то, чтобы показать, что художественные произведения нельзя рассматривать поверхностно с целью развлечения и приятного времяпрепровождения. К сожалению, в наши дни большинство людей смотрят кино единственно для расслабления, читают низкопробную литературу, ходят на выставки лишь для престижа, фотографируют ради забавы, слушают музыку в качестве своеобразного фона к основной деятельности. Мало времени уделяется на духовное обогащение и работу мысли. Между тем, мне хочется показать, что в современной культуре исследуются серьезные вопросы, касающиеся каждого, о которых не стоит забывать. Еще в 19в. П. И. Чайковский сказал: «…ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы; они отвечают… гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий»4.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.