Междисциплинарная деятельность Д. Булатова
Дмитрий Булатов (Калининград, Россия) – художник, исследователь, теоретик искусства. Рассматривает различные аспекты взаимоотношений между искусством и высокими технологиями (sci-art, роботехника, генная инженерия, нанотехнологии). Проводит многочисленные лекции и семинары в центрах современного искусства. Для начала приведу его понимание термина «окружающая среда»: «Под окружающей (системной) средой мы понимаем выделенную в пространстве и времени совокупность физических и гуманитарных технологий, действующих совместно и обусловливающих современное состояние технической и социокультурной сферы человека 41». Булатов считает, что «человек разумный», породивший имплантологию, клонирование и инженерию стволовых клеток, отрывается от присущих ему изначально биологических свойств и приобретает качества «нечеловеческого» характера. В роли моделей в области современного искусства появляются художественные произведения, полученные при помощи биомедицинских и информационных технологий. Один из показательных проектов – «Extra Ear» австралийского художника Стеларка – заключается во вживлении третьего уха, выращенного из стволовых клеток художника. Акт искусства в данном случае заключался в том, что «ухо» Стеларка было лишено способности слышать, а экспериментатор получил заражение крови. Этот опыт доказал, что первопринципом науки является принуждение (правило), а искусства – парадокс. Т. н. «интермедийная» художественная практика, сложившаяся в 70-80-х гг., была впервые определена postfluxus-теоретиком Д. Хиггинсом как «введение в ту или иную область искусства/литературы смежных понятийных рядов». Поэтому появилась возможность говорить о внедрении искусства в такие области, которыми до сих пор занимались социальные и естественные науки - от социологии и экологии до математического моделирования и молекулярной биологии. Вскоре возникло искусство химер (или Ars Chimaera) - область художественной деятельности, связанная с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов, позволяющих получить организмы с наследуемыми заданными эстетическими свойствами. Около пяти лет назад американский художник Джо Дэвис, сотрудничая с группой биоинженеров из Массачусетского технического института, предложил вводить предварительно закодированный в ДНК своеобразный текст-послание в геном бактерии, обитающей в кишечнике человека. По идее Дэвиса, все последующие бактерии непременно будут нести след человеческого слова, который сможет изменить свойства этих организмов. Таким образом, возникает новый материальный носитель информации, некий биопосредник между художником и зрителем 42.
Одним из интереснейших проектов последнего десятилетия Булатов считает инсталляцию группы «Симбиотика», представленную на 1 Московской Биеннале Современного Искусства в Третьяковской Галерее. Большая роборука, находящаяся в витрине напротив «Квадрата» Малевича, была соединена через интернет с офисом в Атланте, где жили подопытные крысы, улавливавшие визуальные сигналы от картины. Животные совершали определенные действия, отражавшиеся на рисунках искусственной руки. Зрители получали уникальную возможность увидеть шедевр русского супрематиста через восприятие крысы. И это не единственный пример обращения художников к нервной системе живых существ. Несколько лет назад был снят видеоролик, на котором кубики из ганглиевой системы червей самовоспроизводились на глазах у изумленной публики. Этой работой авторы продемонстрировали основные требования к артефактам, а именно: репродуктивность, рост, изменчивость и автосохранение. В современном пространстве в распоряжении художника имеются два метода создания произведений искусства: 1) работа с техническим как с живым, 2) наоборот, отношение к живому как к техническому. Полагаю, что несмотря на научно-технический прогресс творец меньше внимания уделять техникам и приемам. Художники не могут следовать теориям стилевого направления конца 19в. «Art & Crafts», потому что искусство, сводящееся к простому ремеслу, перестает быть искусством.
Экология и музыка. Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит о душе Б. Ауэрбах 43 Пожалуй, музыка – это единственный вид искусства, в котором стремление человека познать и увидеть свою душу достигло апогея. Взаимосвязь звука и изображения отражена в творчестве голландского медиа-художника Баса ван Коолвяйка, который открывает перед зрителем скрытое лицо и язык машинерии, предлагая ему с помощью цифровой видео основы в реальном времени погрузиться в мир собственного подсознания 44. Сочинения легендарного афроамериканского музыканта-авангардиста Сан Ра позволяют очутиться в ином измерении благодаря попытке визуализации его мистических джазовых импровизаций 45. Желание «увидеть музыку» возникло еще у композитора А.Н. Скрябина, развивавшего свои концепции о «Всеискусстве», а 6 апреля 1962г. эта мечта осуществилась в актовом зале Казанского Авиационного Института СКБ «Прометей» 46. Современные видеохудожники пытаются отразить на пленке впечатления и эмоции, вызванные шедеврами классики (например, «Оркестр» З.Рыбчинского или мультфильмы Б.Боцетто, объединенные названием «Allegro non troppo», в которых «оживают» произведения Дебюсси, Дворжака, Стравинского и Сибелиуса). Теории о сочетании видимого и слышимого разрабатывались и учеными: в 1665г. Ньютон разложил октаву на солнечный спектр, а на экран его перевел изобретатель проекционного аппарата А.Кирхер. История насчитывает множество причудливых открытий в данной области: клавесин для глаз; фисгармония, при игре на которой через фильтры окрашивался экран; орган, проецировавший цвет музыки с помощью огней; дополнительный («цветовой») нотный стан 47. О синтезе изображения, звука и души говорил В. Кандинский: «Цвет – это клавиши, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу 48».
Прекрасная гармония оказывает сильнейшее воздействие не только на психику человека, но и на живую природу. Ученым из Южной Кореи удалось доказать, что классическая музыка может повысить урожайность риса. Ми Джонг Джонг из Национального института с/х биотехнологий и его коллеги проигрывали на экспериментальных рисовых полях 14 различных произведений, в том числе и «Лунную сонату». Журнал New Scientist опубликовал необыкновенные результаты: растения могут «слышать» звуки определенных частот, и в будущем фермеры, нажав кнопку специального плеера, смогут «включать» и «выключать» растения, заставляя их цвести в определенное время или расти быстрее 49. Но иногда музыка Бетховена совсем иначе влияет на поведение индивидуума: доводит человека до состояния эйфории и всепоглощающего восторга, переходящего в бешенство и неконтролируемую безудержность (как в «Менадах» прозаика Х.Кортасара), или вызывает немотивированную агрессию (как у героя фильма С. Кубрика «Механический апельсин»). Классическая музыка имеет много общего не только с человеком как биологическим организмом, но и с экологией как наукой. Удивительно поэтическое сопоставление мира барокко и экологии дает А.М. Гиляров, доктор биологических наук: «Подобно любым природным объектам, музыкальные произведения эпохи барокко характеризуются фрактальностью - повторением одной структуры в разных масштабах. Соотношение исполняемых в разном темпе частей одного произведения (например, партиты или концерта) и кружева звуков в пределах одной отдельно взятой его части невольно вовлекает слушателя в «игру масштабов». Но варьирование масштабов пространства-времени, в котором изучается какая-то популяция организмов или целое сообщество (например, тропический лес, океанический планктон или коралловый риф), - обычный прием современной экологии 50».
Экология и кинематограф В предисловии к своему исследованию западного кино прошлого века В.И.Божович пишет: «Личность автора-режиссера приобретает все большее значение и выступает не таясь. Киноискусство тяготеет к жанру философского эссе – и к лирической исповеди, к метафоричности – и документализму, к иносказанию – и прямому социологическому исследованию 51». Действительно, в фильмах французской «новой волны» и итальянского неореализма на первый план выступают проблемы, с которыми человеческое общество и сознание столкнулись после войны. Например, в киношедевре М.Антониони «Красная пустыня» говорится о некоммуникабельности и изоляции личности в период научно-технической революции. Героиня М.Витти не может достичь гармонии со своим внутренним миром, ощущает разлад с собственным «я» из-за всеобщего засилья новейших технологий и прогрессивных открытий. Кроме того, этот фильм является своеобразным «учебником» по операторскому мастерству благодаря тщательно продуманному использованию цвета. М. Антониони однажды сказал: «Вы знаете, что существует психофизиология цвета… Внутренние стены фабрики, которую мы видели в фильме, покрасили в красный цвет, и через две недели рабочие перессорились между собой. Их перекрасили светло-зеленой краской, и тогда воцарился мир. Глаз рабочих должен отдыхать 52». Человеку в окружающем мире посвящали свои работы еще режиссеры немого кино. В произведениях немецкого экспрессионизма исследуются теории о Големе и возможности искусственного разума (например, «Кабинет доктора Калигари» Р.Вине или «Метрополис» Ф.Ланга, внесенный комиссией по культурному наследию ЮНЕСКО в список «Память о мире»). Это были первые фильмы ужасов. Впоследствии был предложен жанр слэшера или сплэттера, основанный на отвращении к кровопролитию. Хорроры, которые снимали знаменитые режиссеры (Мельес, Хичкок, Линч), считаются престижнее. Возникает вопрос: почему до сих пор взрослые люди, а главное, дети и подростки, переборов свои страхи и боли, смотрят ужасы на экране, сопровождающиеся криками, насилием и убийствами? Кинокритик Ю.Идлис считает, что такие фильмы смотреть необходимо, их можно сопоставить по значимости с шедеврами Тарковского или Бергмана, так как это «исповедальное» кино о раскаянии, милосердии, прощении и страдании, об отношениях человека с Богом 53. Американский режиссер-сюрреалист Д.Линч уделяет достаточное внимание проблемам экологии человека. В его работах герои говорят о разрушении озонового слоя или о новейших химических изобретениях. Автор помещает своих персонажей в вымышленные миры, где человек может осознать окружающую действительность. В лекции в Таллинне творчество Линча, берущее начало в опыте 30-летней медитации, было проанализировано Д.Хагелином с точки зрения квантовой физики 54.
В другой реальности, в городе, где странным образом меняется климат, разворачивается действие фильма «Гадкие лебеди», снятого под патронажем М.Горбачева. Бывший политик, президент экологического фонда «Международный зеленый крест», поддержал картину, так как в ней рассматриваются трагические иллюзии современного мира 55. Режиссер К. Лопушанский работал стажером на фильме «Сталкер» А. Тарковского. В честь этой ленты назван фестиваль по правам человека в Москве. В статье, исследующей стадии эволюции сельского населения и угрозу его вымирания, социолог М. Тарусин пишет: «Зона» Тарковского выглядит намного позитивнее мертвой русской деревни 56». О пренебрежительном отношении русских жителей к своей природе рассказывает путешествие героев норвежского документального фильма «Классный и безумный»: автобус с возмущенными увиденным участниками мужского хора едет по русской дороге, а вокруг царят разруха и загрязнения среды. С.Даней сказал: «Кинематографу сегодня сложно идти в ногу с современностью, хотя он сам был одним из тех, кто вызвал ее к жизни 57». Наиболее чутко воспринимает глобальные проблемы окружающего мира анимация. Думаю, что мультипликация обладает большими возможностями для иносказательного отображения действительности. Во многих работах авторы критикуют то, что заслуживает изменения в мире с помощью ярких красок и запоминающихся образов: например, в восьмиминутном фильме «Соседи» Н.Макларена говорится о взаимонепонимании, из-за чего происходят войны и совершаются убийства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|