Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие мифа и архетипа в литературоведении XX века. Проблема определения жанра фэнтези




 

Основными понятиями для понимания сущности жанра фэнтези являются "миф" и "архетип”, которые неразрывно связаны между собой и требуют особого внимания. В конце XX века в мировой и отечественной культуре стало наблюдаться возрождение интереса к феномену мифа, к специфике мифологического мировосприятия человека. Миф, по причине своей исконной символичности, является удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, существенных законов социального и природного космоса, он позволяет выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки. Подобное внимание к мифу и породило закономерный интерес исследователей к вопросу об особенностях его функционирования в литературе.

Слово"миф" греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. "Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией" [18, с.723].

Современная литература не может вытеснить мифологию так, как миф исключает неразрешимые проблемы человечества. Понятие миф тесно связано с понятием архетип. Первоначально сформировавшись в философии, психологии и понятии о мифе, понятие архетип стало завоёвывать свои позиции в литературоведении, культурологи, социологии, религиоведении и других науках. Хотя, на первый взгляд, эти науки совсем разные, происходит постоянное их взаимодействие с понятием архетипа. К примеру, многие литературоведы подменяют представление о литературном архетипе концепцией его аналога в психологии. Исследователи художественного текста пользуются данным юнговским набором архетипических моделей и подходов. В настоящее время ещё не сложилось определенного понятия термина "архетип в литературе”. Не смотря на это, мы, в нашем исследовании постараемся выявить и охарактеризовать архетипы в произведениях Р. Асприна. В первую очередь мы можем определить предмет архетипа. Архетип - прообраз, первоначало, образец, изначальная модель мировосприятия. В ряд основных его свойств входят:

·   первичность (оригинальность, подлинность, изначальность);

·   инвариантность (устойчивость, неизменность);

·   вариативность (вариативная повторяемость в каждом произведении);

·   универсальность (регулярность присутствия в культуре);

К примеру, в литературе архетип - исходный образец или модель творческого развития. В литературоведении исследование архетипа предполагает его изменение по следу, отпечатку, оставленному им в душе человека или реальности и данному нам в реалиях образной системы и других средствах построения художественного мира произведения. Все эти понятия и определения, так или иначе, связанны с общим понятием архетипа и, безусловно, играют важную роль для дальнейшего разбора уже на примерах из романов Р. Асприна. Так же следует отметить, что по природе миф, рождается уже с конкретным образом, прообразом, следовательно, архетип неразрывно связан с теорией мифа. Так, например, В. Щукин, в книге "Миф дворянского гнезда” указывает на генетикотипологическое сходство мифа и архетипа (по признаку первичности, первообразности), переводя их в процессе анализа в разряд литературных, художественных [35, с.47].

Обратимся к К. Юнгу, учение которого упоминалось раньше, тоже страдает несоответствиями именно в силу своей первичности - в особенности, в плане соотношения собственно архетипа и мифологических начал. С одной стороны, подчеркивает К. Юнг, архетипы "мифологичны по сути”: "Эти коллективные типы или образцы, я назвал архетипом, используя выражение Бл. Августина. Архетип означает типос, определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы” [37, с.31]. Однако спустя почти тридцатилетие, в своём последнем труде "Поход к бессознательному” Юнг, обобщая опят интерпретации архетипов, делает важнейшее для понимания этой категории уточнение: "Мои взгляды на архаические остатки, которые я назвал архетипами, или первобытными образами, постоянно критиковались людьми, которые не обладали достаточными знаниями психологии сновидений или мифологии. Термин архетип зачастую истолковывается неверно, как некоторый вполне определённый мифологический образ или мотив. Но последние являются не более, чем сомнительными репрезентациями: было бы абсурдным утверждать, что такие переменные образы могли бы наследоваться. Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива - представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы" [38, с.52].

Таким образом, понятие архетип играет большую роль в нашем исследовании. Выявление архетипов в литературе, безусловно, представляет ряд сложностей. Являясь, по своей сути не самим образом или мотивом, а его схемой, архетип обладает качеством универсальности, соотнося прошлое и настоящее, общечеловеческое и индивидуальное. Все, приведенные выше, определения понятия архетип и миф, несомненно, помогут нам в нашем дальнейшем исследовании творчества Р. Асприна. Трактовка архетипа К. Юнгом оказала самое непосредственное и заметное влияние на классическую зарубежную литературу прошлого века и наших дней.

Одним из самых главных понятий нашего исследования является жанр фэнтези. Термин фэнтези используется как обозначение произведений массовой литературы и киноиндустрии конца XX - начала XXI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления. Жанр фэнтези в настоящее время вызывает множество споров, которые касаются истории жанра, жанрово-видовой и функциональной природы, жанровых модификаций (классификация) и поэтики. Такая ситуация объясняется сравнительной молодостью жанра: литература фэнтези существует чуть более 100 лет, а сам термин появился в 70 - е годы XX в. за рубежом и в 80 - е - в России.

Фэнтезийный мир в ряде случаев становится заменой реализма в литературе. Причиной этого явления следует считать социальный заказ общества на принципиально новый тип литературы. Изменение внешних жизненных обстоятельств побуждало читателя искать положительное, оптимистичное начало в литературе. Этот результат в относительном смысле даёт жанр фэнтези.

Популярность жанра фэнтези неуклонно растёт, но в настоящее время фэнтези представляет собой практически не исследованное пространство, требующее детальной разработки и глубокого изучения.

Сложность в определении этого понятия заключается в том, что на данный момент нет чётко устоявшегося написания слова, определяющего жанр. В самиздатовской критике встречаются такие варианты как: "фэнтези”, "фентези”, "фентази”, "фэнтази" и, наконец, " f a ntasу ”. Последний вариант недвусмысленно указывает, откуда явилось новое течение. Родство с коммерческими направлениями литературной "поп - индустрии" весьма ощутимо даёт себя знать. В подтверждение литературного "родства" фэнтези стоит привести следующую историческую параллель: в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов самодеятельные литературоведы достаточно сложно решали вопрос о том, что же есть фантастика. Определения охватывали широкий диапазон от варианта, что фантастика - это всё, что не является документальной прозой, до предположения, что фантастика - это плохие романы о звездолётах. Такая же теоретическая диффузия наблюдается сейчас с жанром фэнтези. В литературных кругах часто звучат самые разнообразные, часто непредсказуемые определения от фэнтези - это всякий облечённый в словесную форму продукт творческой фантазии, до фэнтези - это плохие романы о драконах.

То, таким образом, процесс самоопределения жанра фэнтези во многом повторяет историю с зарождения и становления фантастики.

Первые шаги фэнтези в литературе совпали с расцветом постмодернизма. Фэнтези не могло не ощутить влияния постмодернизма и не оказать, в свою очередь, воздействия на него. Оно многое восприняла из постмодернистской эстетики. Это и идея понимания мира как текста и текста как мира [16, c.71], и замещение реальной действительности действительностью вымышленной, и мысль об отчуждении человека от жизни, и идея создания собственного мира из элементов культуры [23, c.125].

В современном литературоведении определение фэнтези соотносится с объёмом целой литературы определения жанра, где границы реального и фантастического, действительного и ирреального, мистического размыты. Определения жанра можно сгруппировать относительно нескольких тенденций. Чаще всего фэнтези определяют как особое направление фантастики [7, c.8].

Суть категории "фэнтези" следует выявить только в соответствии с анализом ряда определений самого понятия "жанр”. В литературоведении и в искусствоведении существует несколько различных определений жанра. Два из них, представлены в "Литературоведческом энциклопедическом словаре" и "Современном словаре-справочнике по литературе”, являющиеся по нашему мнению, основополагающими. Жанр - "разновидность художественной литературы, определяемая комплексом (иногда минимальным) тех или иных признаков (элементов или качеств) содержания и формы" [27, c.184]. По "Литературоведческому энциклопедическому словарю" жанр литературный - это "исторически складывающийся тип литературного произведения. В теоретическом понятии о жанре обобщены черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще” [17, c.106]. Как видно, эти два определения не противоречат друг другу, но актуализируют и дополняют друг друга.

Следует отметить, что ряд теоретиков пытались предложить универсальную классификацию жанровых признаков. Эти попытки не имели успеха, так как разные литературы и литературные направления предполагают свой особенный набор принципов. Наиболее полно они представлены в теоретической работе М. Кагана. По его классификации, к жанровым принципам относятся:

) познавательный аспект (по сути, тематический);

) объём (новелла, рассказ, роман);

) оценочная сторона творчества (ода, элегия, комедия, трагедия);

) степень участия фантазии;

) прямой или косвенный смысл образности. Следует, что по М. Полякову к жанровым принципам необходимо отнести "эстетическую систему" (трагическое, комическое и т.п.);

) композиционную систему;

) тематическую систему (охват действительности);

) стилистическую систему. Далее особую классификацию предлагает Г. Поспелов, который полагает, что все жанры создаются сочетанием той или иной проблематики, признаков объёма и стихотворности либо прозаичности.

Из обзора классификации жанровых признаков и принципов, видно, что единой их классификации нет, поскольку каждая эпоха вносит свои поправки, каждая национальная литература имеет свою специфику. Сложность в определении сути категории самого "жанра" накладывает сложности на понимание сути такого молодого и активно формирующегося жанра "фэнтези”. Если принять во внимание фантастическое звучание названия жанра, то кажется, что "фэнтези" - это разновидность научной фантастики. Однако между этими жанровыми образованиями есть существенное различие: появление фантастики было вызвано промышленной революцией XIX века и, первоначально, научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и влияния на жизнь человека. В виде утопии был представлен мир будущего, который в полной мере сочетал в себе основные типичные черты. Главным героем научной фантастики является эволюционирующий, технически развивающийся, чувствующий и рационально думающий человек. Недаром возникновение, собственно, научной фантастики совпало с духовно-религиозной революцией в западноевропейском обществе, вызванной выходом книги Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора”. Жанр научной фантастики ввиду специфики, тематики и проблематики, более формализован, чем фэнтези. В нём отражена вселенная, в которой действуют чётко установленные физические законы, соотносимые с миром реальной действительности. Персонажи и читатели уверены, что яблоко падает вниз, звезда излучает диапазон энергии, имеются чёрные дыры и зарождаются галактики. Это и отличает жанр фантастики от жанра фэнтези, где автору необходимо от всего этого отказаться: и он оказывается в ситуации, когда ему нужно "изобретать велосипед" [7, с. 20].

Детальный анализ особенностей самого понятия "жанр” и ряда робот о жанре фэнтези позволяет выделить такие жанровые признаки:

) фэнтези - это мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности;

) обязательное присутствие магии и фольклорные персонажей как необходимый элемент;

) наличие авантюрного сюжета и поиск, странствие, война, миссия;

) использование средневекового антуража с обязательным наличием возможных вариантов: древний мир (Г. Олди "Герой должен быть один”), современный мир (С. Лукьяненко "Ночной дозор”), мир будущего (К. Сташефф "Чародей поневоле);

) функционирование скрытого противопоставления технологии и волшебства в пользу последнего;

) выдвижение на первый план героев, их поступков и переживаний, при этом волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль;

) введение в текст противостояния добра и зла как основного сюжетообразующего стержня обязательной борьбы добра и зла, поскольку в след за сказкой, жанр фэнтези структурирован этически [9, с.161]. Отличие жанров заключается в равнозначности мотивов зла и добра в фэнтези и в безкомпромиссной победе добра в сказке;

) наличие потустороннего мира и его проявлений;

) наличие у автора полной свободы: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает широкие возможности. Последний признак - один из наиболее важных и определяющих. Он четко отграничивает фэнтези и научную фантастику, поскольку научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определёнными рамками. Где необходимо дать объяснение невероятному, обосновать научно или псевдонаучно все явления действительности.

Сам жанр фэнтези имеет ряд общих черт с другими жанрами фантастической литературы. В отдельных случаях достаточно трудно отличить его от альтернативной истории, от исторического романа или от романа ужасов. Ряд исследователей склоняется к определению фэнтези как разновидности литературной сказки. В этом ракурсе волшебной сказкой называл свою эпопею "Властелин колец" Дж. Толкин. Следует учесть, что в годы, когда она создавалась, термина "фэнтези" ещё не существовало. При этом жанр фэнтези не является в полной мере сказкой в обычном понимании этого жанра. В первую очередь, это относится к природе "quest" (англ. "путь”, "поиск”) уходящего корнями в древние мифы о культурных героях, которые наделены иррациональным даром, сакральными знаниями, которые борются с чудовищами, добывают чудесные предметы. Но совершают они всё это не ради личных целей, как сказочные герои, а для установления природного равновесия между Хаосом и Космосом.

Ещё одна тенденция в понимании сути фэнтези - это рассмотрение его через миф. Это обусловлено тем, что фантастическая литература имеет глубокую мифологическую основу. В отличие от мифологических романов XX в., мифологизм фэнтези - это не приём (метафора или архетип), а сознательное стремление автора создать фантастическую мифологию по аналогии с древними системами. В основе фэнтези модель мира, обнаруживающая такие свойства мифологического мышления, как персонализация добра и зла, очеловечивание природных явлений. Фэнтези всегда является либо переработанной канонической системой мифов, либо оригинальной авторской мифопоэтической концепцией, важнейшим признаком которой будет создание вторичного мира (целостной картины мира и человека) [7, с.27].

В описательных концепциях фэнтези, в совокупности, определён ряд признаков жанра, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Исследователи находят в фэнтези элементы героического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказки, романтической повести, готического романа, оккультно - мистической литературы символистов, постмодернистского романа и других. Можно заметить, что все перечисленные жанры и направления, так или иначе связаны с мифом. Таким образом, в современном литературоведении на данный момент не существует даже общепринятого определения жанра фэнтези. Практически все, кто пишет о фэнтези, пытается дать собственное определение этому понятию. Большую путаницу вызывает отсутствие общепринятой терминологии, определения жанра и его классификации. Ведутся споры по поводу того, кто был первооткрывателем жанра и где лежат его истоки. Фэнтези унаследовала многое и от мифов, и от волшебной сказки. Поэтому согласимся с мнением тех исследователей, которые трактуют фэнтези как вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов [7, с.32].

Понятие "фэнтези" рассматривают то широко, то узко, относя, таким образом, к фэнтези самые различные произведения. Так, Т. Чернышева называет фэнтези "адетерминированной моделью действительности, повествованием сказочного типа со многими посылками”, игровой фантастикой [32, с.62]. Один из известных "фантастических” критиков, В. Гончаров, так говорит об этом жанре: фэнтези, "в отличие от материалистической научной фантастики, описывает мироздание с позиций объективного идеализма" [11, c.58].Г. Гуревич относит фэнтези к "ненаучной фантастике”, в противовес научной, объединяя, таким образом, в одном определении различные жанры и направления [11, c.59].

Некоторые исследователи склонны рассматривать фэнтези очень широко. Например, Г. Нефагина полагает, что, если автор использовал хотя бы один из многочисленных приемов фэнтези, то данное произведение можно смело относить к фэнтези. Так, она причисляет к фэнтези романы В. Пелевина "Омон - Ра”, "Чапаев и Пустота”, "Жизнь насекомых”. Подобной точки зрения придерживается и Е. Ковтун [21, c.110].Т. Чернышева в книге "Природа фантастики”, говоря об определении фантастики вообще (то есть фантастической литературы), отмечает, что это безнадежное дело, потому что невозможно найти достаточное большинство тех, кто согласился бы с каким - либо одним определением [32, c.43]. Подходы к пониманию фэнтези и фантастики самими писателями также различается.

Известный американский писатель - фантаст Р. Желязны вспоминал, что всякий раз, когда он слышал или читал новое определение фантастики, писал рассказ, который опровергал это определение и, тем не менее, являлся фантастическим. Т. Чернышева справедливо замечает, что "фантастика не противопоказана никакому литературному методу, она может "поступить на службу” и к романтизму, и к реализму, и к модернизму” [32, c.21].

Переходя непосредственно к фэнтези, Т. Чернышева пишет: "научная фантастика изображает возможное - возможные в будущем перемены, открытия, возможные в галактике миры и цивилизации, в то время как fantasy изображает нечто заведомо невозможное" [32, c.35], во всяком случае, в нашем мире (эта оговорка не случайна, так как в свете постмодернистского восприятия мира всё, что создано воображением автора, существует, ибо мир есть текст). Исследовательница М. Галина отмечает, что "точно определить, что такое фэнтези, а что такое научная фантастика, сложно. Условно говоря, научная фантастика основывается на ныне существующей (иногда чуточку подправленной, как, скажем, в случае сверхсветовых космических путешествий) научной парадигме, а фэнтези привлекает дополнительные условия, в частности магию" [9, c.161].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...