Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности традиционной модели мира в романах жанра фэнтези.Р. Асприн как представитель жанра фэнтези




 

Фундамент обобщённых представлений о мире начинает закладываться в эпоху, когда основным способом осмысления действительности являлся миф. В качестве объекта нашего исследования был отобран один из базовых элементов авторской картины мира: пространственный компонент, который рассмотрен в рамках хронотопического подхода. Нельзя отрицать, что художественная картина мира отдельных авторов отличается своеобразием, вследствие чего языковая репрезентация индивидуальных моделей мира представляет собой особый объект исследования. Авторская художественная картина мира - это специфическая форма мировосприятия, которая выступает как альтернатива реальному миру и представляет собой результат внутренней работы автора, его творческой деятельности.

Фэнтези как вид фантастической литературы, основан на использовании мифологических и сказочных мотивов. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов [20, с.211].

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие "чудес" фэнтези от их сказочных аналогов - в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы [20, с.232].

Поскольку в основе большинства произведений в жанре фэнтези лежит миф, то и описываемый мир строится по аналогичной модели. Е. Мелетинский отмечает: "преломляя принятые формы жизни, миф создаёт некую новую фантастическую высшую реальность, которая воспринимается, как первоисточник и идеальный прообраз. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Практически мифологическое моделирование осуществляется посредством повествования о некоторых событиях прошлого. Всякий достаточно значительный сдвиг проецируется в прошлое, на экран мифического времени, включается в повествование о прошлом и в стабильную семантическую систему" [20, с.247].

Модель мира в фэнтези всегда замкнута и полностью исчерпаема. Так, например, роман Дж. Толкина "Властелин колец" - это исчерпывающее описание фантастического мира, полное и непротиворечивое. Этот мир самодостаточен, отделён от мира первичного.

Для того, чтобы точнее рассмотреть и понять модель мира в произведениях Р. Асприна нам необходимо обратиться к исследователям, рассматривающим модель мира именно в произведениях жанра фэнтези. Так, например, модель мира в жанре фэнтези рассмотрела исследовательница М. Кузьмина [15, с.63]. Она выделила следующие пространственно-временные характеристики мира, благодаря которым осуществляется авторская установка на реальность:

. Время фэнтези дихотомично, способно удваиваться. Представлены как минимум два времени: мифическое и эмпирическое. Мифическое прошлое - начальное сакральное время: это мир первозданный, "первичный”, далёкие благословенные времена, когда человек был един с богами, животными и деревьями (утраченный рай), это время первопредков и демиургов, как правило, замкнутое, оживает в легендах, преданиях, летописях ("Властелин колец”). Эмпирическое время - настоящее время действия фэнтези, в отличие от мифического, текуче, линейно, событийно. Эмпирическое время в "высоком" разновидности жанра всегда отдалено от современности, чаще всего это условное средневековье (мистифицированное историческое время), это эпическое время героев, ведущих борьбу с тёмными силами (в мифологическом представлении мир - постоянное поле битвы, непрекращающейся борьбы между светлыми и тёмными силами, жизнью и смертью, добром и злом) [15, c.50]. Повествование об этом времени отличается эпической серьёзностью. Первичный мир мифического времени, как воспоминание об утраченном навсегда, как об идеале, сосуществует с эмпирическим. В фэнтези есть возможность пережить это время ещё раз (в "Хрониках Нарнии” К. Льюиса, например, показано создание чудесной страны, в основе этого эпизода - миф творения). Почти всегда прошлое - сфера причин настоящего (Фродо, главный герой "Властелина колец”, продолжает поиски, начатые его предками, знание о происхождении кольца всевластия является ключом к его использованию). На течение времени влияют магические предметы. В целом, в фэнтези циклическая концепция времени (все события последующих времён соизмеряются с мифическим временем) [15, c.65].

. Пространственная организация фэнтези также ориентирована на миф. Фэнтезийный мир является целостным и замкнутым, имеет чёткие границы. В нём совмещаются вертикальная модель пространства (верх-низ, средний мир) и горизонтальная модель (четыре стороны света, центр - периферия). Автор старается придать своему миру черты реального: создаёт обширную географию пространства, с природными ландшафтами местности, с обособленными друг от друга населёнными пунктами, которые имеют причудливые наименования (иногда подкреплённую картой, как Средиземье Толкина и др.). Детально проработанная пространственная модель существует в единстве пространственно-временных представлений автора: история вторичного мира последовательно проходит этапы хаотичного и гармоничного существования, перетекающие один в другой, образуя модель повторяющегося бытия. Отсюда способность фэнтези разрастаться в циклы (хроники) [15, c.66].

. Усложнённая модель мира в неклассических фэнтези, так называемых "низких”, где сверхъестественное вносится в современную реальность. Здесь большая авторская свобода в обращении со временем и пространством, в основе лежит явное двоемирие (вертикальная модель). Например, в цикле Вл. Крапивина "В глубине Великого Кристалла" представлен космогонический мир, состоящий из множества миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, как грани кристалла. Они существуют в едином вертикальном времени. "Временная логика этого вертикального времени - чистая одновременность всего (или сосуществование всего в вечности) ” [8, с.97]. Населён этот мир преимущественно детьми, мальчишками. Все они - обитатели разных времён и разных пространств, но границы пространства и времени ими легко преодолеваются (автор называет их койво - пограничники). Прошлое (например, цивилизация воинов - иттов) и настоящее (жизнь восточной федерации, в которой легко угадывается наша страна), бытие и небытие сливаются в единую субстанцию. Сложность структуры мира Великого Кристалла поражает не только читателя, но и героев. М. Мещерякова пишет: "Мифологическую основу этого условно художественного мира легко заметить и во внешних факторах повествования - нарушении причинно - следственных связей, причудливом совмещении времён и пространств, двойничестве и оборотничестве персонажей и событий, обнаруживающих "сверхлогический" компонент бытия, и в использовании традиционных образов-символов: дом, хлеб, вода, дорога, детство, старость, любовь, смерть; и в органическом присутствии мифологического типа мироощущения, исполненного чувства таинственности и высшей логичности мира” [26, с.136].

. В определённом соотношении с пространственно-временной моделью формируется система персонажей фэнтези: боги, маги, чародеи, волшебники; эпический герой; простые люди; тёмные сущности, духи-хранители (иерархия в соответствии с оппозицией верха-низа). Злые духи, колдуны локализованы в подземном мире, на окраинах земли, на севере или востоке. Боги, светлые духи - наверху, на юге. В центре мира находится человек, главный герой фэнтези. Выше мы уже говорили, что одна из главных функций героя, собственно мифологическая - установление мировой гармонии. Но поведение героя, его идеалы продиктованы не только мифом поиска, но и фольклорно-литературной традицией (другие мифы, сказка, героический эпос, рыцарский роман), а также этико-философскими представлениями автора [15, c.68].

М. Кузьмина считает, что "типология героя может быть основой классификации жанра”. На основе такого подхода можно выделить следующие жанры:

) герой - одиночка, совершающий великие подвиги, всегда непобедимый: героическая фэнтези (Говард, Муркок, истоки - греческие мифы, героический эпос);

) средний человек (эвримен): преодолевает себя и становится эпическим героем, за которым стоит род, племя - эпическая фэнтези (Дж. Толкин и его последователи, истоки - героический эпос, легенды о Короле Артуре, религиозно-эзотерическая литература);

) герой - плут: приключенческо-игровая, юмористическая фэнтези (М. Успенский, трилогия о Жихаре, истоки - мифы о трикстерах, волшебная сказка, былина, плутовской роман);

асприн жанр фэнтези архетипный

4) герой - женщина: феминистская фэнтези (Урсула ле Гуин, М. Семёнова, истоки - возможно, архаичные мифы о временах матриархата, календарные мифы);

) герой - подросток: детская фэнтези (К. Льюис, Дж. Роулинг, Вл. Крапивин, истоки - мифы с архетипом Чудесного ребёнка, который спасёт мир, волшебная сказка, приключенческая повесть) [15, с.72].

Важным поджанром фэнтези является жанр юмористического фэнтези, эксплуатирующий широкие возможности стереотипов и рамок жанра. Это обусловлено тем, что в фэнтези есть над чем смеяться и что пародировать. Однако исключительно пародийные произведения подобные "Тошнит от Колец" не снискали особой славы и популярности, в отличие от забавных специально продуманных авторских миров [14, c.31].

Первым автором юмористического фэнтези был Спрэг де Камп, который, оказывается, не только магов с помощью Конана умел в окрошку крошить, но еще и надо всем этим смеяться. Роман, "Дипломированный чародей”, написанный в соавторстве с Ф. Преттом, и "Башня гоблинов” обессмертили имя Спрэг де Кампа.

Так же в жанре юмористического фэнтези работали Пирс Энтони, написавший в 70 - х гг. фантастический цикл "Ксанф”, который вызвал большой резонанс в Америке и гранд этого направления - Терри Пратчетт, известный по 20 с лишним томам "Плоского мира”. К юмористическому фэнтези можно отнести и произведение братьев Аркадия и Бориса Стругатских - "Понедельник начинается в субботу”. Ещё одним столпом юмора в фэнтези стал Р. Асприн со своей серией "Миф”. Творчество этого автора привлекает наше особое внимание, ввиду неординарности самой личности писателя и его творчества.

Р. Асприн родился в Сент - Джонсе, в штате Мичиган в 1946 году. Он рос в университетском городке Энн - Эрбор, в окружении музеев и библиотек, учился в Мичиганском университете, затем служил в армии во время вьетнамской войны. Работал бухгалтером в фирме, сотрудником отдела микрофильмов штат Мичиган; с 1978 г. - профессиональный писатель [36, c.1]. На творчество Р. Асприна сильно повлияли двадцать лет, проведенные в бухгалтерии американской фирмы Xerox. Его биография тесно связана с его творчеством.

Первые романы автора, которые он писал по вечерам после работы - научно-фантастические "Холодные финансовые войны" (The Cold Cash War), расширенная версия раннего рассказа с тем же названием, был издан в 1977 году и "Боевая элита империи" (The Bug Wars), прошли практически незамеченными ни критикой, ни читателями.

Успех пришёл к автору с первым романом фэнтезийной юмористической серии "Миф”, цикл забавных приключений Скива и Ааза. "Мифический цикл” (англ. Myth Adventures - мифические приключения, омофонично misadventures - несчастные случаи) - яркий образец юмористической и увлекательной фэнтези. В ней рассказывалось о демоне, который лишился своих сил, и его неумелом ученике-человеке, об их путешествиях в различных мирах в поисках богатства и славы. Серия "Мифы” полна юмора.

Довольно быстро написав шесть романов цикла, Р. Асприн подписал контракт на следующие шесть, и, по его признанию, с огромным трудом написал ещё четыре, но в 1993 году был втянут в затянувшуюся холодную финансовую войну с налоговой инспекцией, из - за чего очень надолго оставил работу над книгами серии. В 2001 году Р. Асприн с большим трудом вернулся к приключениям любимых героев, написав книгу "Миффия невыполнима”, а год спустя выполнил условия контракта (к этому времени, кстати, перекупленного другим издательством) и написал завершающую книгу двенадцатикнижья "Что - то мифическое”. На этом, впрочем, сериал не закончился, последующие произведения серии Р. Асприн пишет в соавторстве с Дж. Линн Най [36, c.2]. Творчество Р. Асприна неразрывно связано с его биографией. По собственному признанию писателя, кем он только не был - учителем фехтования, монгольским полководцем, клингоном (раса инопланетян из сериала "Звездный путь”), бухгалтером, космическим наёмником. Критики и библиографы относятся к этой биографии не слишком доверчиво. Все свои жизненные приключения и впечатления от происходящего в мире он отражал в своих произведениях, но изменяя и создавая настоящий фэнтезийный мир, необычный и где-то гротескный, прекрасный и непредсказуемый, мир, в котором возможно абсолютно всё.

Знаменитый писатель-фантаст Роберт Линн Асприн скончался в США на 62-м году жизни.Р. Асприн умер утром 22 мая 2008 в собственном доме в Новом Орлеане.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...