Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Модель мира в творчестве р. асприна




 

2.1 "Мифические истории" литературный фэнтезийный сериал

 

Формирование культуры литературы массового характера форсировало рождение не единичных текстов, а произведений "серийного" типа. Такое произведение и вышло из под пера Р. Асприна. Начиная с 70 - х гг. ХХ в. по своему замыслу он решил изменить представления читателей всего мира о юмористическом фэнтези, и написал роман "Ещё один великолепный Миф”, легший в основу большого сериала, условно подразделяемого на три сезона.

В этой группе текстов автор выдержал все требования к написанию произведений такого рода. Во - первых, следует обратить внимание на периодичность появления книг.

Роман "Ещё один великолепный миф”, начало "первого сезона”, привлек к автору внимание читателей. Забавные приключения мага Скива - пентюха и его наставника потерявшего волшебную силу демона Ааза наполнены отнюдь не ехидством и пародией, а иронией и, пожалуй, сатирой.

В общем, после коммерческого успеха "Ещё одного МИФа”, автор поспешил продолжить серию. Так появились "МИФотолкования”, "МИФоуказания”, "Удача или МИФ”, "МИФические личности” и, наконец, "Маленький МИФозаклад”. На этом "первый сезон" книжного сериала был завершен.

Появление "второго сезона” произошло по одной простой причине. Вплоть до 1984 - 85 годов Р. Асприн вынужден был заканчивать каждую историю в рамках одного романа. Этого требовали условия договора: издатели, несмотря на популярность "Мифа”, не были уверены, что весь сериал окажется успешным. Но вот неожиданно автору предложили контракт сразу на шесть книг. И Р. Асприн согласился. Он был уверен, что писать по одному роману в полгода не сложно. Более того, он хотел создать одну большую книгу в шести частях. И это у него почти получилось - он уложился в пять томов. Но - обо всем по порядку.

В последующие пару лет были выпущены романы "Корпорация М.И.Ф., связующее звено" и "Мифонаименования и Извергения”.

Но на этом Р. Асприн вынужден был остановиться. Ему несколько лет не удавалось написать достойного продолжения. Но вот в 1990 вышел новый "мифический” роман - "Корпорация М. И.Ф. в действии”. Но, хоть он и был хуже предыдущих книг, не оставил читателей равнодушными. Перед автором же встала новая проблема - сочинить очередной сиквел. Но как это сделать, когда идей почти не осталось? В 1994 был опубликован "Сладостный Миф, или Мифтерия жизни”.

Р. Асприну оставалось породить две части, дабы завершить сериал. Прошло еще семь лет перед тем, как был выпущен откровенно слабый роман о коровах - вампирах "Миффия невыполнима”, находящийся хронологически между "Мифоуказаниями” и "Удачей или Миф" и фактически относящийся к "первому сезону”. Однако, фанаты простили своему кумиру неудачу. Через год после "Миффии невыполнима" был издан "Снова корпорация М.И.Ф., или Нечто омифигенное”,

В 2003 году было закончено новое произведение о Скиве, которое Р. Асприн написал в соавторстве с Дж. Линн Най, известной по неплохому юмористическому "студенческому" циклу "Мифология”. Благодаря таланту и забавным выдумкам Дж.Л. Най сериал возродился.

Первый же роман соавторов, носящий название "Мифальянсы”, который хуже сольных работ Р. Асприна, неплохо разошелся. Издателями был дан зелёный свет последующим приключениями Скива и его друзей, которые условно можно назвать необязательным к прочтению "третьим сезоном”.

Во - вторых, он сохранил единство системы персонажей, что значительно повлияло на связанность текстов. Автору хватило задора создать роскошным главным героям, Скиву и Аазу столь же колоритных друзей. Среди них прекрасная Тананда, крутые ребята из Синдиката - Гвидо и Нинцио, необъятная колдунья - механик Маша и маленький и, как кажется на первый взгляд, глупенький дракончик Глип. Главные герои в "Мифах" Р. Асприна

Скив - Основной персонаж. Представьте себе подростка, физическое развитие которого существенно обгоняет умственное, а энергия заметно превосходит мудрость. Несмотря на то, что Скив постоянно ощущает неуверенность и тревогу, его отличают верность дружбе и чрезмерно развитое чувство ответственности.

Ааз, Аазмандий - наставник и партнер Скива, второй по значению персонаж серии. Демон из измерения Извр, поэтому его зовут либо Изверг, либо Извращенец, в зависимости от того, кого вы спросите.

Тананда - Троллина. Для краткости все зовут её Тандой. Тананда стала одним из главных персонажей цикла, возникая почти в каждом томе. Эта убийца и мелкая чародейка с зелёными волосами, ужасно сексапильна. К немалому огорчению Скива, Тананда заняла по отношению к нему позицию "старшей сестры”.

Корреш - Тролль, также, как и его сестра Тананда. Во время работы выступает под псевдонимом Большой Грызь, а его манеры и лексикон при этом существенно деградируют. (Образованным и умеющим красиво изъясняться троллям работу практически не предлагают.) Обладает очень большими клыками и глазами разной величины.

Иштван - Ренегат - чародей. Желает получить мировое господство и для достижения этой цели истребляет конкурентов, которые пользуются энергией магических силовых полей.

Квигли появляется в качестве истребителя демонов в "Ещё одном великолепном мифе”.

Глип - детёныш голубого дракона, приобретенный Скивом на Базаре - на - Деве.

Брокхерст - Бес, выступающий время от времени в роли наёмного убийцы.

Фрумпель - девил, изгнанный с Девы и живущий в настоящее время в Пенте.

Банни - входит в Корпорацию М.И.Ф., выступая в основном в качестве личной помощницы Скива. Исключительно привлекательная особа.

Большой Джули - командующий и главный стратег самой большой и сильной армии, когда - либо воевавшей на просторах Пента.

Вик - юный (примерно того же возраста, что и Скив) вампир с Лимбо.

Гаркин - первый, кто обучал Скива искусству магии.

Дон Брюс - крёстный отец организованной преступности в измерении Пент.

Гвидо и Нунцио - телохранители Скива.

Маша - впервые встречаем её в книге "Мифоуказания”, когда она работала магом города Вейгас на измерении Валетта. В четвертой книге "Удача, или миф" берёт продолжительный отпуск, чтобы стать ученицей Скива. Привлекает всеобщее внимание. Маша чрезвычайно велика во все стороны, что, впрочем, не мешает ей красить волосы в оранжевый цвет, губы - в зелёный и носить бикини из шкуры леопарда. А те украшения, которые она на себя навешивает, легко сломают хребет среднего мула. Относится к категории магов так называемого "механистического типа”, использующих различные приборы и приспособления. Доброта сердца Маши значительно превосходит её поистине необъятные физические размеры.

Вся эта разномастная компания раз за разом попадает в передряги, из которых ей каким-то чудом удается выпутываться. Причём, чаще всего они волею судьбы в погоне за наживой вынуждены отправляться бродить по странным, загадочным, а иногда и очень смешным иным измерениям.

Постоянным же местом обитания Скива и его подозрительных дружков становится Базар - на - Деве. Это место, где можно купить и продать всё, что угодно! Ибо там живут не кто - нибудь, а невероятно хитрые торговцы, кои не допустят, чтобы клиент ушёл от них с пустыми руками.

В - третьих, Р. Асприн удачно сохранил и сюжетную линию романов. Тема каждого произведения представляет собой завершенное повествование о том или ином приключении. Например, рассматриваемый нами роман повествует о том, как Скив и Ааз спасали все измерения от попытки чародея Иштвана захватить их. И им это удаётся.

"Корпорация М. И.Ф. - связующее звено" и "Мифонаименования и Извергения” - начало долгого рассказа о новых приключениях полюбившихся читателям героев, которые ныне стали именовать себя Молодыми Искоренителями Фатальностей. Скив, взрослея, становится сильной личностью, способной отвечать за свои поступки. Также ему предстоит поближе познакомиться с властолюбивой Цикутой, королевой Поссилтума. Она желает не только основать великую империю, но и, дабы упрочнить свой статус, заставить жениться на себе ученика Ааза [22, c.1].

Но, в тоже время, можно уловить и стремление к открытому финалу, как например, в романе "Сладостный миф, или мифтерия жизни”, опубликованном в 1994 г. Его открытый финал породил вопрос, ответ на который с нетерпением ждали поклонники.

Через год после "Миффии невыполнима" был издан "Снова корпорация М.И.Ф., или Нечто омифигенное”, получившийся не веселым, а грустным. Впрочем, чего ещё было ждать. Ведь это - финал. История Скива и его друзей завершилась! Ну а загадка, связанная с дракончиком Глипом, была пустышкой. Но тут неожиданно выяснилось, что это - ещё только начало.

Таким образом, "Мифические истории”, завоёвавшие более двадцати лет назад культовый статус, все еще живы. Томики продолжают выходить с завидной регулярностью ("Миффическая идентичность”, "Мифонебылицы” и т.д.). Кроме того, ходят слухи, что ныне готовится их экранизация [22, c.2].

Кроме главных героев на протяжении всех книг серии не меняется и желание героев обладать материальными ценностями. Ведомые страстью к приключениям и наживе, Скив и Ааз покидают свой дом (в данном случае его можно отождествлять с измерением, в котором прибывают герои). Сначала - это убогое и отставшее измерение Пент, затем - базар - на - Деве, где можно купить и продать всё, что угодно. Враждебное измерение - мир вампиров, которого боятся даже тоговцы - деволы: " - Что находится в этом измерении? - Наш дом? - предположил мой учитель" [3, c.7].

Путешествуя из романа в роман, из измерения в измерение Скив и Ааз попадают в самые разнообразные переделки, выпутаться из которых им помогают их друзья, а иногда и недруги. Их краткая характеристика дана выше.

Таким образом, учитывая все особенности романов Р. Асприна мы можем говорить об их сюжетно - композиционном единстве и о целесообразности их комплексного рассмотрения. Тем не менее, учитывая логическую завершенность каждого отдельного романа, для подробного рассмотрения модели мира в творчестве Р. Асприна были выбраны три романа серии "Миф”.

2.2 Модель мира в романе Р. Асприна "Еще один великолепный миф”

 

Для исследования романа Р. Асприна "Ещё один великолепный миф”, как примера юмористического фэнтези, за основу была взята классификация жанровых признаков фэнтези (которые включают духовно - содержательные, эстетические принципы, тематику и стиль), предложенная С. Шамякиной [32, с.153].

Первое, что характерно не только для исследуемого романа, но и для большинства фэнтезийных произведений - создание "Вторичного мира”, в нашем случае этот "вторичный мир" трактуется как параллельное измерение. Причём в исследуемом романе он противопоставляется не первичному миру объективной действительности, а такому же созданному автором вторичному миру, который по всем признакам наиболее соотносится с "нашим" реальным миром. Писатель для своих измерений создаёт культурно - исторически - географический фон. Для него характерны заимствованные из реальных мифологических систем персонажи, например единороги, демоны, бесы: "Чтобы продемонстрировать тебе ценность контроля, я сейчас вызову демона, существо из другого мира” [2, с.5]. В этом случае явно видно, что персонаж из созданного авторским воображением мира, сознаёт свою реальность, как действительную, противопоставляя её другому миру - "существо из другого мира” [2, с.5].

Если обратиться к другой цитате, то там увидим: "Что? А, девол. Он не с Девы, он с Бесера. Бес. Разве Гаркин ничему тебя не научил? ” [2, с.9]. Здесь персонаж наглядно представляет многомирие.

"Это впечатление подкреплялось везшим его массивным единорогом, нагруженным доспехами и оружием" [2, с.21]. Интересным является действительное противопоставление мира героев такому потустороннему миру, который и мы считаем "потусторонним”, поскольку он наделён реальными характеристиками и населены такими персонажами, которых мы знаем.

Отдельно следует рассмотреть мир персонажей, которых можно охарактеризовать как полностью вымышленных:

"Однажды в лесу я оказался лицом к лицу со змеекошкой. В другой раз я столкнулся с паукомедведем" [2, с.6]. Следует отметить, что привычных нам названий фауны в романе вообще нет.

" - А из какого измерения происходишь ты? - С Извра. - Тогда получается, что ты извращенец? - Нет. Тогда получается, что я изверг. А теперь заткнись! ” [2, с.30]. "Изверг” и "извращенец” можно считать вымышленными существами, так как в данном контексте это не только характеристика личности, а точнее не столько, сколько название расы параллельного измерения.

Р. Асприн не заострялся на детальной разработке исторических событий вымышленного мира. Упоминается лишь некоторые из эпизодов истории, ключевых для исторического развития всех данных измерений. "Но какой бы ни была причина, он помешался на том, что хочет править всеми измерениями. Он попробовал провернуть это раньше, но мы вовремя прослушали про это и наша компания собралась в бригаду, чтобы преподать ему урок хороших манер" [2, с.14-15].

Так же, упоминаються фрагменты истории отдельных измерений, но и они оказывают влияние на общий ход истории " - Ну, история никогда не была моей сильной стороной, но, насколько я могу судить, некогда все измерение Девы столкнулось с экономической разрухой. Страны страдали от напасти, оказавшей влияние на стихии. Рыба не могла жить в океанах, растения не могли произрастать в почве. Те растения, что произрастали, были искаженными, изменившимися, ядовитыми для животных. Измерение было больше не в состоянии обеспечить жизнь своим гражданам.

Я лежал, глядя на звезды, покуда Ааз продолжал свой рассказ.

Путешествия по измерениям, некогда легкомысленное времяпровождение, стали ключом к выживанию. Многие покинули Деву, эмигрировав поодиночке или группами. Их рассказы о своей бесплодной родине послужили прототипом представления многих религиозных групп о загробном мире для злых душ" [2, с.30]. Отдельные эпизоды истории того или иного измерения упоминаются на протяжении всей серии романов.

Сконструированная специфическая культура характерна для "вторичного мира”. Описание обрядов, ритуалов, магических действ: "Но ведь это было невозможно! Гаркин всегда устанавливал<…> Я начал копаться в памяти и не мог вспомнить, установил ли Гаркин защитный полог, прежде чем приступить к работе. Нелепо. Осторожность была первым и самым важным делом, что вдолбил в меня Гаркин, и частью осторожности являлось установление защитного полога, который необходимо было установить перед работой" [2, с.5]. Ритуал построения защитного полога - основной в романе. Культура каждого мага начинается с умения его создать.

Полностью ритуал почти никогда не описывается: "Он развел руки в стороны, и разом ожили пять свечей по углам пентаграммы и линии её начали пылать жутким голубым светом. Несколько минут царила тишина, а затем он стал тихо и неразборчиво читать нараспев заклинание. Из жаровни появилась ниточка дыма, но не поднялась к потолку, а полилась на пол и начала образовывать небольшое облако, которое пульсировало и бурлило. Пение Гаркина сделалось ещё громче, и облако выросло, потемнело. Жаровню уже почти не было видно, но там<…> в глубине облака<…> что-то приобретало очертания<…> ” [2, с.6]. Часто автор описывает внешние действия, но опускает ментальную составляющую ритуала.

Иногда наоборот: "Я уверенно сузил свою сосредоточенность и увидел перед своим мысленным взором, как в назначенной точке появился поблескивающий голубой свет. Не нарушая сосредоточенности, я провел пальцем над головой медленную дугу. За ним потянулся свет, протравливая в воздухе за собой пылающий голубой след. Когда он снова коснулся земли, или места, где как я чувствовал, должна быть земля, я снова провел пальцем, ведя свет по второй дуге защитной пентаграммы" [2, с.27]. Но самой сути магического действия, почему возникает волшебство - не распознать.

Нет однозначного указания на эпоху, в которой разворачивались события, но можно подумать, что в средние века. Намёк на средневековый антураж: "С миг рыцарь оставался озадаченным, но быстро собрался с силами” [2, с.23]. "Но я всё равно беспокоился. Всадник теперь появился в поле зрения. Это был высокий мускулистый мужчина, судя по виду, рыцарь. Это впечатление подкреплялось везшим его массивным единорогом, нагруженным доспехами и оружием" [2, с.21]. Следует отметить взаимопроникаемость элементов реального мира и вымышленного автором мира, сознаваемого, как реальный в романе.

Кроме того способ наказания соответствует средним векам: " - Поэтому, хоть я и знаю, что вам очень хотелось бы превратить эту парочку в кровавое месиво, мы не можем вам этого позволить. Они должны быть повешены в соответствии с законом" [2, с.54]. Да и степень гуманизма местных жителей соответствует эпохе Средневековья.

Как таковое описание художественного искусства отсутствует, но часто описываются ювелирные изделия, носящие, конечно же, свойства магических амулетов: "На шее рыцаря на ремешке висел грубый серебряный амулет, изображавший саламандру с одним глазом в центре лба" [2, с.22]. Саламандра - единственное существо обьективной нам реальности, которое встречается в романе.

Можно провести параллель с амулетами древней истории: "Тот походил с виду на металлический прут примерно восьми дюймов длиной и двух дюймов в диаметре. По бокам у него имелись странные обозначения, а на конце - кнопка. - И - Скакун! - воскликнул Ааз. - Я уже много лет не видел ни одного из них" [2, с.61]. "На этот раз то, что он извлек, выглядело похожим на ручное зеркальце с каким-то диском на обратной стороне. Глядя в зеркало, он осторожно вертел пальцами диск” [2, с.47]. Из примеров видно, что чаще всего они имеют форму круга плюс дополнительные символы.

Неотъемлемой частью "вторичного мира” фэнтезийных произведений являются выдуманные ценности, традиции, суеверия, приметы. "Говорят, что, если ты заключил сделку с деволом, ты поступишь мудро, если пересчитаешь после пальцы<…> потом руки и ноги, а потом родственников" [2, с.30].

Но вымышленному миру свойственны и ценности реального мира " - Ясно, - фыркнул Ааз. - Вот оно, малыш, приближается. Ценник. Я же говорил тебе, что они художники по части вымогательства” [2, с.48]. Желание снискать выгоду одно из основных в вымышленном мире и в мире объективной действительности.

Из другой цитаты видим еще некоторые особенности душевной организации некоторых героев: " - Какая от этого разница, если они станут покойниками? Ситуационная этика или нет, но у меня желудок выворачивало наизнанку при мысли об убийстве стольких людей" [2, с.53]. Следует заметить, что и в нашем невыдуманном мире человеческая жизнь порой не имеет никакой ценности.

Социальное устройство: "Они (бесы) - дешевые имитаторы. Их измерение, Бесер, расположено поблизости от Девы, и деволы так часто торговались с ними, что чуть не довели до банкротства своими неотразимыми "честными сделками”. Чтобы остаться при своих, они принялись подражать деволам, пытаясь толкать диковинки по разным измерениям. Необразованному они могут показаться умными и могущественными; фактически они при случае пробуют сойти за деволов. Однако по сравнению с хозяевами они неумелые и некомпетентные эпигоны" [2, с.30]. Видно, социальный статус существ из разных измерений различный. Это характерно и реальному миру.

Различается не только социальный статус, но и уровень научно - технического прогресса. "Извр - самообеспечивающееся, неприветливое измерение. У нас возможно, и не самые лучшие бойцы, но они достаточно близки к этому, чтобы путешественники из других измерений поторопились уступить им место. Технология и магия существуют у нас бок обок и переплелись друг с другом. В общем и целом это создает весьма мощный узелок” [2, с.41]. Пент, как измерение наиболее близкое реальности имеет самый низкий уровень как науки, так и техники.

Видно, что и в вымышленном мире у жителей есть права, обязанности и относительная необходимость соблюдать закон: "Мы должны следовать закону так же, как и вы, а закон гласит, что только военные имеют право судить и карать горожан" [2, с.54]." - Поэтому, хоть я и знаю, что вам очень хотелось бы превратить эту парочку в кровавое месиво, мы не можем вам этого позволить. Они должны быть повешены в соответствии с законом" [2, с.54]." - Закон гласит, что им положено висеть, пока не сгниют!" [2, с.55].

Герои являются носителями своеобразного слэнга:

" - Нижние Боги побери! - ахнул Брокхерст. - Извращенец! - ахнул Хиггенс" [2, с.32]. "Ааз снова очутился на ногах, прожигая тело Гаркина взглядом. - Ух, этот недоношенный вомбатов сын! ” [2, с.10]. Высказывания носят больше эмоциональный характер.

Для произведений фэнтези, как и для рассматриваемого романа характерно использование в произведении мифологических и сказочных персонажей из реальных сказок и мифов: " - А из какого измеpения пpоисходят гномы? - Из Зооpика, - ответил он” [2, с.38]." - Глип! - сказал дракон, облизывая раздвоенным языком оба конца своих усов. Это привело меня в чувство. Дракон? Зачем мне дракон? ” [2, с.66]. "Боевой единорог - единорог Квигли, стоял в конюшне" [2, с.85]. Но не следует путать сконструированную мифологическую систему (даже если в ней используются реальные персонажи), которая встречается только в фэнтези, с простым употреблением мифологических персонажей, которое кроме жанра фэнтези, используется также в иных жанрах - литературной сказке, мистике, романе ужасов, научной фантастике, магическом реализме, романтизме, иногда даже в реализме.

Для фэнтези характерны четыре типа главных героев: маг, воин, маг и воин одновременно, обычный человек. В выбранном романе можно наблюдать два типа: обычный человек, которому приходится (а в нашем случае - хочется тоже) обучаться на мага (Скив). Маг, потерявший магические силы, но сохранивший все теоретические знания (Ааз). Так же есть воин - Квингли, и профессиональный наёмный убийца Тананда (Танда), но вряд ли их можно отнести к полноценным главным героям, хотя и роль им отведена значительная.

Произведениям фэнтези во многом свойственны идеализм и эстетизм. Герои - идеальные люди: красивые, сильные, смелые, умные, отличные маги и воины. Но в исследуемом романе не совсем так. Здесь идеальных героев нет. Каждый из них обладает набором как положительных, так и отрицательных качеств.

На фэнтези оказывает сильное влияние языческая мифология с её понятием об отсутствии Абсолютного Добра и Абсолютного зла. В данном романе это тоже заметно: "Я решил рискнуть задать вопрос: - Э <…> Извините, пожалуйста<…> - Да, малыш. - Э - э, вы ведь демон, не правда ли? - А? О, да, полагаю, ты можешь так считать. - Но тогда почему вы ведете себя не как демон? Тот бросил преисполненный отвращения взгляд, а затем обратил мученическим жестом глаза к небесам. - И все - то критикует. Вот что я тебе скажу, малыш. Ты был бы счастливее, если бы я перегрыз тебе горло? ” [2, c.7]. Не сразу и не до конца понятно положительный герой или отрицательный. Часто это зависит от обстоятельств.

В фэнтези вообще, и в данном произведении в частности используются дополнительные языковые способы и средства. Например, создание оригинальных языков и вымышленных имен: "Я готов был ответить, но тут на меня налетел прохожий. Глаза у него, или у неё, размещались вокруг головы, а вместо рук имелись щупальца. - Взклп! - произнесло оно, махнув щупальцем и двинулось дальше” [2, с.63]." - Газабкп! - прорычал голос за моей спиной” [2, с.65].

Смежность с реальностью. Невнимательность, доверчивость, если не сказать желание быть обманутыми: " - Ну, некоторые купили амулеты из-за своей доверчивости, остальные - шутки ради, а некоторые из нас потому<…>ну, потому, что их покупали остальные. Но мы все купили их, точно так же, как купились на вашу историю, что их нужно изготовлять индивидуально, и что вам нужны деньги авансом" [2, с.52]. Материальные ценности для многих и в реальном мире являются определяющими: "Мне пришло в голову, что вместо того, чтобы изучать магию, мне следовало бы посвятить свое время взятничеству и вымогательству. Они, кажется, срабатывали лучше" [2, с.55]. "Вы понимаете, сколько я могу потерять денег до заката? Никто не захочет, есть там, где в суп могут окунуться пальцы ног трупа. Я уже потерял большинство из потока обедающих! ” [2, с.55].

Для фэнтези характерны циклы произведений; исследуемый роман является частью сериала, где произведения связаны между собой сюжетно и являются прямым продолжением друг друга.

Фэнтези как литературное течение, прежде всего, относится к эпосу, и представлено по большей части в эпических жанрах. В нашем случае это роман.

Главный принцип, которым руководствуются авторы фэнтези - фантазия. Фантазия в фэнтези имеет гораздо больше значения, чем во всех остальных направлениях. Она является главным приёмом в создании произведения, главным критерием отбора художественных образов и средств.

2.3 Модель мира в цикле романов Р. Асприна "Мир воров”

 

Известность Р. Асприну принесли первые романы цикла "Мир воров" (Thieves World), собранные из произведений разных авторов.Р. Асприн был неизменным ответственным редактором этого цикла, вместе со своей женой Л. Абби. Именно начиная с "Мира воров" Р. Асприн становится тем самым великолепным мастером юмористической фантастики и фэнтези, которого читают миллионы. За "Миром воров" последовал цикл "Шутт” и знаменитый "МИФический цикл”. Проект "Мир воров" предоставил авторам возможность писать о том, что им интересно, играть с героями, не уставая (что часто бывает в романах одного автора), быть печальными, кровожадными, циничными, меланхоличными и романтичными. И, за счёт такой раскрепощённости и напора, проект был принят читателями с восторгом. Анализ гражданского общества авторским коллективом вышел глубоким и местами гротескным, зовущим читателя к размышлениям. И в этом - заслуга координатора и редактора Р. Асприна.

Идея о создании такого цикла рассказов, появилась у Р. Асприна внезапно. Однажды на одной из конференции писателей - фантастов Р. Асприн высказал идею о написании несколькими авторами цикла рассказов, действие которых происходит в одном и том же мире. Он созвал под знамёна своей идеи весь цвет мастеров в жанре фэнтази: Джанет Моррис, Эндрю Оффута, Кэролайн Черри, Филипа Жозе Фармера, Альфреда Ван Вогта, Линн Эбби, Дэвида Дрейка и других известных авторов. Главным отличием этого цикла от других произведений Р. Асприна было то, что герои, приближенные к реальным. Авторы создали единый мир, приближенный к реальному, в котором встречается жестокость и подлость, любовь и дружба, добро и зло. Каждый автор, пытался отразить свою модель мира, соответствующую, в той или иной мере, реальной.

Рассматривая роман, "Мир воров”, следует сказать, что это произведение написано в жанре "тёмного фэнтези" или " d ark fantasy”. Тёмное фэнтези - поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное его отличие от готики состоит в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье, в мрачных, изломанных мирах, которыми заправляют зловещие некроманты.

Dark fantasy - это тёмная сторона магии. Как правило, имеется некий мир, живущий нормальной жизнью, а затем появляется Вселенское зло, и разворачивается конфликт.

Также, как и в первом исследуемом нами романе Р. Асприна "Ещё один великолепный миф”, автор создаёт " Вторичный мир" - параллельное измерение. В романах цикла "Мир воров”, все авторы создают параллельное измерение в виде выдуманного мира, мира воров. Авторы коллективно построили мир несчастного города Санктуария, где, согласно единому сюжету, развиваются судьбы многих героев: принца - губернатора Кадакитиса, его охранников - "церберов”, мафиози - работорговца Джабала, жреца богов завоевателей, интригана Молина Факельщика, вора Ганса Шэдоуспана, магических гадалок С`Данзо, столь же магического художника Лало, проклятого мага Инаса Йорла, сказителя Хакима, илсигов и бейситов - рыбаков, сильных враждующих ведьм Ишад и Роксаны, магов Лиги, хозяев пивных, хозяек и девушек публичных домов, нищих, воров, переписчиков и купцов. Город Илсигов завоёван Империей Рэнке. Прежние караванные пути сместились и теперь минуют Санктуарий, а потому город теряет значение как перевалочный пункт, нищает и превращается в мир воров.

А в тёмном фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное, например: когда верховный советник города Санктуария предлагает Императору умертвить его сводного брата, чтобы остаться у власти " - Но ведь, несомненно, Ваше Величество не может оспаривать факты! Укутанный плащом Император не переставая ходил взад - вперед. Новый глава Рэнканской Империи в яростном несогласии закачал головой. - Я не оспариваю факты, Килайт, возразил он. - Но я ни за что не прикажу умертвить своего брата. - Сводного брата, - поправил его верховный советник. ” [1, с.5].

Р. Асприн дал такое название роману не просто так. Миром воров, он называет город, в котором основную массу населения составляют воры и авантюристы. Районы Лабиринт и Низовье собирают нищих, проституток, голодных, преступников и наркоманов, имитируя земной ад. Относительный "порядок”, что поддерживали рэкетиры и бойцы Джабала, рушится с приходом церберов и в неразберихе идёт настоящая война за влияние, в которую вмешиваются собранные из бандитских группировок отряды фронта национального освобождения Санктуария " С открытием Великого Прохода отпала необходимость рисковать, отправляя караваны через кишащие бандитами пески пустыни. Санктуарию приходится довольствоваться остатками былого величия; город превратился в притон отбросов, которым больше некуда податься. Помяните мои слова, придет день, и воры превзойдут численностью честных граждан, и тогда<…>” [4, с.7].

Каждое повествование ведется со своей точки зрения, а различные люди видят и слышат одно и то же по-разному. Даже на самые очевидные факты оказывают влияние личные чувства и мнения. Так, странствующий певец, рассказывающий о разговоре с чародеем, даст иное изложение событий, чем вор, ставший свидетелем того же самого. Жители Санктуария в той или иной мере страдают паранойей. В разговоре они склонны или упускать или слегка искажать действительное положение вещей. Делается это скорее машинально, чем преднамеренно, так как является необходимым для выживания в этом обществе. Санктуарий - общество, насквозь проникнутое конкуренцией. Нельзя получить работу, заявив, что являешься "вторым фехтовальщиком города". Вдобавок к преувеличению собственной значимости широко распространено преуменьшение и игнорирование способностей соперников. В результате чего описание иерархии Санктуария меняется в зависимости от того, с кем говоришь или, что важнее, кому веришь [4, с.23].

Анализируя роман, следует отметить, что мир воров Р. Асприна - это еще и мир меча и магии, предсказателей будущего, торговцев и других слоев общества, играющих далеко не малую роль. Санктуарий - это город - символ, город - концепт, некое воплощение канонов жанра фэнтези. Абсолютно мрачное и жестокое место. Ланкмар в лучшие годы и Дейпор - в худшие. Но это идеальное поле для игровой реальности, где можно занять любую нишу, где каждый читатель сможет подобрать себе роль, примерить маску. Баррикадные бои сменяются бандитизмом и многослойным рэкетом; мусорные баки и ночные улицы полны трупами. Над битвой людей стоят интриги и бои уходящих из Санктуария богов, магические интриги и борьба, появление новых богов. Ещё тяжелее становится жизнь после прихода в гавань Санктуарий флота бейситов - "рыбоглазых” со ссыльной Императрицей островов во главе. Однако золото бейсибцев медленно выводит город из нищеты, но их неприятие мирит ранканцев и илсигов, стирая грани между ними. Город перемалывает, ломает идеалы, меняет людей, засасывает и влюбляет в себя так же, как некромантка Ишад дарит любовь и - последующую смерть множеству случайных мужчин, а потом всё вызывает и вызывает из Ада несчастного живого мертвеца, цербера Стилчо, только чтобы не убить лишнего мужчину на улицах, обмануть проклятие, заменить реальную жертву на мертвеца. А влюблённый в неё цербер Стратос почему-то остаётся живым, но медленно теряет разум и волю от этой несуразной любви [5, с.327].

Все они, ранкане, завоеватели, граждане уже разлагающейся Империи - спесивы, завистливы, мстительны и порочны. Их портрет - это "сливки” церберов - "Священный Союз” парных бисексуалов со смещёнными понятиями любви и чести; это семейство Императора и его приближенные, что бьются за власть ранкан против своего принца [1, с.27].

"Где-то там”, за кадром, Священный Союз и полубог Темпус - маршал бьются с северными магами нисибиси и помогают смене Императора. И эта смена окончательно рушит порядок в Санктуарии, приводит к битвам ведьм и эпидемиям.

Р. Асприн создал модель мира со своей специфической культурой. Нет указания на эпоху, в которой развиваются события, но можно предположить, что действия происходят в середине века "Но ведь, несомненно, Ваше Величество не может оспаривать факты! Укутанный плащом Император не переставая ходил взад-вперед. Новый глава Рэнканской Империи в яростном несогласии закачал головой" [6, с.45].

Мир построен средневековый. Можно предположить, что авторы цикла "Мир воров" создали мрачные картины на основе личного опыта, на основе прошлых событий нашего мира таких, как война. Следует отметить, что Р. Асприн обращается к теме войны, хотя это не характерно для жанра юмористической фэнтези. Немало важно, обращение автора к теме рабства " - Пока войско было в походе, - продолжил Хаким, - в Илсиге произошло восстание рабов. Слуги, гребцы с галер, гладиаторы - все объединились для того, чтобы стряхнуть оковы рабства. Увы…” [6, с.123].

Не все рассказы равны по силе и глубине темы. Некоторые дают лишь приключенческий сюжет - но без них нельзя удержать смысл произведения. Мы не просто так обратились именно к этому циклу романов Р. Асприна. Исследуя роман "Мир воров”, мы можем явно проследить изменение модели мира в жанре юмористической фэнтези. Мы нашли сходства в описываемом Р. Асприным мире в романе "Ещё один великолепный миф" и в романе "Мир воров”, но, безусловно, выявилось множество отличий. Главное отличие в том, что роман "Ещё один великолепный миф" написан в жанре юмористической фэнтези, а роман "Мир воров" написан в жанре мрачной фэнтези. Следует отметить и то, что для модели мира Р. Асприна характерны четыре типа главных героев: маг, воин, маг - воин и человек. Это разделение ярко выражено во всех произведениях автора.


Выводы

 

Жанр фэнтези начал развиваться задолго до того как получил свое название в 70-е годы ХХ в. После почти векового развития образовался самостоятельный жанр - фэнтези, с отголосками сказок, мифов и научной фантастики. В настоящее время фэнтези самый популярный литературный жанр, рассчитанный на самую широкую читательскую аудиторию благодаря разнообразию видов: героическое фэнтези, эпическое фэнтези, темное, игровое фэнтези, историческое и юмористическое фэнтези. общеизвестными отцами-основателями фэнтези считаются две группы авторов, которых по их происхождению можно разделить на американскую и британскую школы. Американскую группу составляют Р. Говард, К. Смит и Г. Лавкрафт. В британский отряд основоположников фэнтези также входит трое писателей, тесно связанных дружескими и духовными узами. Это К. Льюис, Ч. Уильямс и Д. Толкин.

Фэнтези, это литературный жанр, сформировавшийся в ХХ веке как мечта о личной свободе человека от экономики, законов и прочих сторон обыденности, вобравший в себя назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа, и благородство рыцарского романа. Авторы, раб<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...