Тема: создание семейных отношений на основе психологического комфорта в общении.
Цель:активизация знаний об общении и его видах. Сообщение нового материала об особенностях внутрисемейного общения.
Занятие 11 Тема:«ЗАЖГИ ЗВЕЗДУ!» Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива. Эффективен при работе над проблемой «Изгой». Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом вернуться назад. А теперь когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех. Педагог читает сказку «Звездная страна», можно поставить кукольный спектакль по этой сказке. «ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА» (Изгой в коллективе, низкая самооценка, неуверенность в себе, нарушение взаимоотношений) В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Педагог: Итак, вы прослушали удивительную историю. О чем она? (Выслушиваются ответы ребят.)
На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Настя». Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Насте, какие добрые дела она совершила. Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого». В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда Педагог сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть.. Педагог сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше. Это помогло. После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звездочки. Надписи зачитываются.
Педагог: видите, как по-новому засияла сегодня наша Настя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо! Занятие 12 Тема: что такое счастье? Цель: 1. Помочь разобраться в философской категории “счастье” и предложить для обсуждения модели понимания счастья выдающимися людьми. 2.Научить формулировать свои жизненные цели и делать их действенными. 3.Формировать целеустремлённость, желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь успеха в жизни. Подготовительная часть. 1. Анкетирование воспитанниц “Что такое счастье?” 2. Коллаж “Счастливый человек” Ход занятия: Воспитатель. Притча о счастье. Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок. -Что ещё тебе слепить?- спросил Бог. -Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не отвечал Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины… Сегодня мы разберём сложную философскую категорию, которая называется “счастье”, постараемся выяснить принципы счастливого человека, узнать, как стать счастливым, поразмышлять о том, что человеку нужно для счастья? Каждый человек стремится к счастью. Все мы хотим быть счастливыми. Сократ, Платон, Аристотель задумывались над целью человеческого бытия. Аристотель пришёл к выводу, что такой целью является достижение счастья. И вот Аристотель начал поиск источников этого стремления к счастью. Фундаментальной целью всякой религии и философии, а также психологии является оснащение человека инструментарием, который позволит ему достичь как можно большего удовлетворения. Что же нужно человеку для счастья? В книге “Я - это Я, или Как стать счастливым” Максуэль Мольц (М., 1994) пишет: “Человеческий мозг и вся его нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, “направленный на заданную цель механизм”, как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как “механизм успеха или “механизм неудач”, в зависимости от того, как вы, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели”. Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. “Человек- существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определённую цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым”. Если мы обратимся к словарю Ожегова С.И., мы узнаем, что счастье – это состояние полного высшего удовлетворения. Счастье – понятие морального сознания, состояния человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В философском энциклопедическом словаре найдём следующее определение: “счастье- это чувственно-эмоциональная форма идеала”. Макаренко считал, что счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку,- счастливым человеком надо уметь быть. Таким образом, счастье – это душевное равновесие, радость, доверие, ответственность. Счастливый человек заметно отличается от окружающих, он улыбается, он “светится”, у него, за, что он ни берётся, получается. Американские учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют. Негативный стиль отношения, считает Д.Майерс, запускает и поддерживает цикл саморазрушения человека и на психическом, и на соматическом уровне. Линкольн А. утверждал, что большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми. Если обратимся к Цицерону, узнаем, что для достижения спокойствия и счастья следует обладать четырьмя классическими добродетелями: мужеством, умеренностью, разумом, справедливостью. 2.Игра “Что нужно человеку для счастья?” Козьма Прутков говорит коротко: “Хочешь быть счастливым – будь им”. Давайте и мы попробуем составить свои ориентиры счастья. Для этого сыграем в психологическую игру “Что нужно человеку для счастья?” Инструкция: Нужно разделиться на две группы. Каждая группа садится в отдельный круг и обсуждает вопрос – что нужно для счастья? Каждый составляет свой список из 5 пунктов. Обсудив все списки, составляют общий список группы. Все спорные вопросы решаются путём голосования. Обсуждение ведётся тихо, чтобы противоположная команда не слышала. Когда команды составят свои списки, воспитанницы пытаются отгадать, что написали в другой группе. На доске ведутся записи. Всё решается путём голосования. Если угадывается слово – балл, если же угадывается место в списке – ещё один балл. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов. После игры проводится обсуждение полученных результатов. Что сходного? Чем отличаются? Что не нравится? Какой список больше вам нравится? Почему? С чем согласны? С чем не согласны? Заключение. Ларошфуко утверждал, что обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастному. Марк Аврелий считал: “Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней”. Самое важное в жизни - это умение вырабатывать у себя определённое умонастроение, положительное отношение к окружающему миру, т.е. следует заботиться о решении своих проблем и предпринимать с этой целью спокойные действия. Не позволять себе поддаваться унынию и думать о поражении, что наверняка поможет найти правильный выход из любой ситуации. Занятие 13. Тема:определение семьи. Цель занятия: осознание природы семьи как источника передачи ценностей и нравственности; формирование определения семьи. Методы: индивидуальная работа, лекция, совместная деятельность.
Воспитанники отвечают на вопрос Что может дать семья?
Наша семья – это те люди, которые нам наиболее близки, с которыми мы поддерживаем связь в течение всей своей жизни, и именно любовь не дает этой связи прерваться. Если мы обратимся к истории, то увидим, что именно семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье из поколения в поколение передавались основы религиозной веры, мировоззрение, обычаи и традиции – все то, что составляет суть человеческой жизни. Именно в семье люди постигали ценность личной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви. История человечества началась с того, что в большинстве своем люди существовали в группах, и семья как ячейка общества в этих группах отсутствовала. Понятно, что здесь было все то, что сегодня неприемлемо: и беспорядочные половые связи, и кровосмешение. Но постепенно, по мере духовного становления человека, люди начинали жить в парах мужчин и женщин. Важной ценностью во взаимоотношениях стала любовь. Как только любовь между мужчиной и женщиной становится ценностью, источником радости и счастья, а не просто удовлетворением похоти, она не допускает распущенности и вседозволенности. Самые драгоценные вещи (алмазы, золото, сбережения) люди прячут от чужих глаз. Любовь дороже всего на свете, поэтому люди в своих отношениях любви установили закон исключительности и уникальности любви. Так возникла семья. Это позволило людям основать свой род, передавать ценности и принципы. Там, где исключительность и уникальность любви соблюдалась, каждое поколение становилось более целостным и духовно стабильным. Там, где родители выполняли роль духовных наставников, учителей и лучшего примера для детей, дети становились лучшими гражданами общества. Там, где родители любили друг друга, были верными и любящими супругами, дети вырастали хорошими супругами и родителями. Люди наследуют или перенимают хорошие и дурные черты родительских характеров, их точки зрения, поведение. Умение различать хорошие и плохие качества и ценности родителей и перенять хорошие, но не умножать плохие очень важно не только для семьи, но и для общества в целом. Поэтому семья – это основная единица общества, т.к. общественное благополучие – это благополучие и счастье семьи. И семья – это итог духовной эволюции человека. Он, обладающий духом и способностью любить, не мог не придти к этому итогу. В детстве мы могли думать, что обойдемся без семьи, но с возрастом мы осознаем, что семья – это часть нашего личностного, нравственно-этического становления, а потому это – основная цель нашей жизни.
Каждая группа получает одно из следующих описаний семей:
Каждая группа обсуждает и письменно отвечает на вопросы:
Каждая группа докладывает о результатах обсуждения.
Каждая пара в течение 5 мин. должна дать самое краткое и точное определению понятию «семья». Определения зачитываются перед классом. Занятие 14.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|