Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: создание семейных отношений на основе психологического комфорта в общении.




Цель:активизация знаний об общении и его видах.

Сообщение нового материала об особенностях внутрисемейного общения.

 

Занятие 11

Тема:«ЗАЖГИ ЗВЕЗДУ!»

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

Эффективен при работе над проблемой «Изгой».

Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом вернуться назад. А теперь когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.

Педагог читает сказку «Звездная страна», можно поставить кукольный спектакль по этой сказке.

«ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»

(Изгой в коллективе, низкая самооценка, неуверенность в себе, нарушение взаимоотношений)

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. «А что же нужно для этого сделать?» - поинтересовались звездочки. «Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,» - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая…Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…
Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась…Смотри скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха…
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать?» - думала Люська. «Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

Педагог: Итак, вы прослушали удивительную историю. О чем она? (Выслушиваются ответы ребят.)
Да, история эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.
А чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни? (Выслушиваются ответы ребят.)
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить,что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела, что бывают в жизни такие ситуации когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации, а порой не торопиться что-то менять, учит терпимее относиться друг к другу и еще многому другому.
А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.
Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанизаем на одну общую нитку. (Когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается.)
Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в тоже время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории. Давайте поможем воспитаннице Насте Карелиной засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в ее душе.

На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Настя».

Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Насте, какие добрые дела она совершила.

Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».

В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда Педагог сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть.. Педагог сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше. Это помогло.

После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звездочки. Надписи зачитываются.

Педагог: видите, как по-новому засияла сегодня наша Настя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо!

Занятие 12

Тема: что такое счастье?

Цель:

1. Помочь разобраться в философской категории “счастье” и предложить для обсуждения модели понимания счастья выдающимися людьми.

2.Научить формулировать свои жизненные цели и делать их действенными.

3.Формировать целеустремлённость, желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь успеха в жизни.

Подготовительная часть.

1. Анкетирование воспитанниц “Что такое счастье?”

2. Коллаж “Счастливый человек”

Ход занятия:

Воспитатель.

Притча о счастье.

Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.

-Что ещё тебе слепить?- спросил Бог.

-Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не отвечал Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…

Сегодня мы разберём сложную философскую категорию, которая называется “счастье”, постараемся выяснить принципы счастливого человека, узнать, как стать счастливым, поразмышлять о том, что человеку нужно для счастья?

Каждый человек стремится к счастью. Все мы хотим быть счастливыми.

Сократ, Платон, Аристотель задумывались над целью человеческого бытия. Аристотель пришёл к выводу, что такой целью является достижение счастья. И вот Аристотель начал поиск источников этого стремления к счастью.

Фундаментальной целью всякой религии и философии, а также психологии является оснащение человека инструментарием, который позволит ему достичь как можно большего удовлетворения.

Что же нужно человеку для счастья?

В книге “Я - это Я, или Как стать счастливым” Максуэль Мольц (М., 1994) пишет: “Человеческий мозг и вся его нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, “направленный на заданную цель механизм”, как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как “механизм успеха или “механизм неудач”, в зависимости от того, как вы, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели”. Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. “Человек- существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определённую цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым”.

Если мы обратимся к словарю Ожегова С.И., мы узнаем, что счастье – это состояние полного высшего удовлетворения.

Счастье – понятие морального сознания, состояния человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

В философском энциклопедическом словаре найдём следующее определение: “счастье- это чувственно-эмоциональная форма идеала”.

Макаренко считал, что счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку,- счастливым человеком надо уметь быть.

Таким образом, счастье – это душевное равновесие, радость, доверие, ответственность.

Счастливый человек заметно отличается от окружающих, он улыбается, он “светится”, у него, за, что он ни берётся, получается.

Американские учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.

Негативный стиль отношения, считает Д.Майерс, запускает и поддерживает цикл саморазрушения человека и на психическом, и на соматическом уровне.

Линкольн А. утверждал, что большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми.

Если обратимся к Цицерону, узнаем, что для достижения спокойствия и счастья следует обладать четырьмя классическими добродетелями: мужеством, умеренностью, разумом, справедливостью.

2.Игра “Что нужно человеку для счастья?”

Козьма Прутков говорит коротко: “Хочешь быть счастливым – будь им”.

Давайте и мы попробуем составить свои ориентиры счастья.

Для этого сыграем в психологическую игру “Что нужно человеку для счастья?”

Инструкция:

Нужно разделиться на две группы. Каждая группа садится в отдельный круг и обсуждает вопрос – что нужно для счастья?

Каждый составляет свой список из 5 пунктов. Обсудив все списки, составляют общий список группы. Все спорные вопросы решаются путём голосования. Обсуждение ведётся тихо, чтобы противоположная команда не слышала.

Когда команды составят свои списки, воспитанницы пытаются отгадать, что написали в другой группе.

На доске ведутся записи. Всё решается путём голосования. Если угадывается слово – балл, если же угадывается место в списке – ещё один балл. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов.

После игры проводится обсуждение полученных результатов.

Что сходного? Чем отличаются? Что не нравится? Какой список больше вам нравится? Почему? С чем согласны? С чем не согласны?

Заключение.

Ларошфуко утверждал, что обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастному.

Марк Аврелий считал: “Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней”.

Самое важное в жизни - это умение вырабатывать у себя определённое умонастроение, положительное отношение к окружающему миру, т.е. следует заботиться о решении своих проблем и предпринимать с этой целью спокойные действия. Не позволять себе поддаваться унынию и думать о поражении, что наверняка поможет найти правильный выход из любой ситуации.

Занятие 13.

Тема:определение семьи.

Цель занятия: осознание природы семьи как источника передачи ценностей и нравственности; формирование определения семьи.

Методы: индивидуальная работа, лекция, совместная деятельность.

  1. Индивидуальная работа:

Воспитанники отвечают на вопрос Что может дать семья?

  1. БЕСЕДА

Наша семья – это те люди, которые нам наиболее близки, с которыми мы поддерживаем связь в течение всей своей жизни, и именно любовь не дает этой связи прерваться. Если мы обратимся к истории, то увидим, что именно семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье из поколения в поколение передавались основы религиозной веры, мировоззрение, обычаи и традиции – все то, что составляет суть человеческой жизни. Именно в семье люди постигали ценность личной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви.

История человечества началась с того, что в большинстве своем люди существовали в группах, и семья как ячейка общества в этих группах отсутствовала. Понятно, что здесь было все то, что сегодня неприемлемо: и беспорядочные половые связи, и кровосмешение. Но постепенно, по мере духовного становления человека, люди начинали жить в парах мужчин и женщин. Важной ценностью во взаимоотношениях стала любовь. Как только любовь между мужчиной и женщиной становится ценностью, источником радости и счастья, а не просто удовлетворением похоти, она не допускает распущенности и вседозволенности. Самые драгоценные вещи (алмазы, золото, сбережения) люди прячут от чужих глаз. Любовь дороже всего на свете, поэтому люди в своих отношениях любви установили закон исключительности и уникальности любви. Так возникла семья. Это позволило людям основать свой род, передавать ценности и принципы. Там, где исключительность и уникальность любви соблюдалась, каждое поколение становилось более целостным и духовно стабильным. Там, где родители выполняли роль духовных наставников, учителей и лучшего примера для детей, дети становились лучшими гражданами общества. Там, где родители любили друг друга, были верными и любящими супругами, дети вырастали хорошими супругами и родителями. Люди наследуют или перенимают хорошие и дурные черты родительских характеров, их точки зрения, поведение. Умение различать хорошие и плохие качества и ценности родителей и перенять хорошие, но не умножать плохие очень важно не только для семьи, но и для общества в целом.

Поэтому семья – это основная единица общества, т.к. общественное благополучие – это благополучие и счастье семьи. И семья – это итог духовной эволюции человека. Он, обладающий духом и способностью любить, не мог не придти к этому итогу. В детстве мы могли думать, что обойдемся без семьи, но с возрастом мы осознаем, что семья – это часть нашего личностного, нравственно-этического становления, а потому это – основная цель нашей жизни.

  1. Работа в группах.

Каждая группа получает одно из следующих описаний семей:

  1. Семья А: мать каждую неделю моет пол на лестничной клетке и у лифта, сын часто ей помогает. Отец с детьми каждое воскресенье ходит в парк (велосипед или лыжи). Вся семья приглашает к себе в гости соседей на дни рождения. Если на этаже появились новые соседи, они тут же знакомятся с новоселами и пекут им приветственный пирог.
  2. Семья Б: в этой семье особое внимание уделяется образованию. Квартира этих людей не красива, но у них очень много редких, хороших книг. Это просто библиотека. В этой семье читают родители, старшие дети, а младшим прививается любовь к книгам. Дети мало проводят времени на улице, они посещают курсы, музыкальную школу и группу хореографии. У них мало друзей, но их дружба очень крепкая и долгая.
  3. Семья В: это либеральная семья. В ней дети могут заниматься тем, что им интересно. Здесь нет четкого распорядка дня, распределения ответственности. Хотя большая часть домашних дел ложится на мать. Здесь любят устраивать вечера по разным поводам, приглашать друзей и просто знакомых. Родители в семье курят, они учили своих детей не курить, но дети тоже начали курить. Если дети захотят круто изменить свою жизнь, родители, скорее всего, не станут их отговаривать.

Каждая группа обсуждает и письменно отвечает на вопросы:

  • Каково жить по соседству с такой семьей? Приведите мнение соседей.
  • Что ценят в такой семье? Перечислите главные ценности.
  • С какими ценностями вырастут дети в такой семье?
  • Как такая семья может воздействовать на общество?

Каждая группа докладывает о результатах обсуждения.

  1. Работа в парах.

Каждая пара в течение 5 мин. должна дать самое краткое и точное определению понятию «семья». Определения зачитываются перед классом.

Занятие 14.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...