Методика силовой подготовки школьников
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение Актуальность. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте отмечается низкий уровень развития силы и скоростно-силовых качеств [2, 54, 51]. Это обусловлено, как отмечает А.Г.Хрипкова [51], низким научным и методическим обеспечением уровня физической подготовки школьников и учащейся молодежи в различных типах заведений, особенно касательно применения силовых упражнений. Известны исследования, в которых говорится о том, что подростковый возраст является благоприятным для эффективного совершенствования силы и скоростно-силовых качеств. Умеренные силовые дозированные нагрузки не оказывают отрицательного влияния ни на процесс совершенствования функциональных систем и прежде всего сердечно-сосудистой, ни на физическое развитие занимающихся школьников с тяжестями в подростковом возрасте [8, 20, 24, 39, 40]. В то же время по мнению С.В. Новаковского, Л.С. Дворкин[36] для подростков важно планировать такие силовые нагрузки, которые с одной стороны способствовали росту силы, а с другой не привели бы к отрицательному влиянию состояния здоровья. Актуальность нашей работы заключается в разработке специальных методик силовой подготовки оздоровительного характера с применением щадящих нагрузок, позволяющих не форсированно воздействовать на процесс физического совершенствования школьников 14-16 лет. По данным Л.С. Дворкина [20], к щадящим нагрузкам при подъеме тяжестей относится такой вес снаряда, который подростков может поднять без задержки дыхания 6 раз подряд. Гипотеза. Было предположено, что разработка научно обоснованной щадящей методики силовой подготовки школьников 14-16 лет с использованием не форсированных дозированных отягощений различной интенсивности, позволит в значительной мере улучшить и оптимизировать процесс оздоровительной тренировки силовой направленностью.
Объект исследования - процесс оздоровительной тренировки школьников подросткового возраста с силовой направленностью. Предмет исследования - методика применения щадящих отягощений различной интенсивности оздоровительной направленности для школьников 14-16-летнего возраста. Цель исследования. Разработка и обоснование методики оздоровительной силовой подготовки школьников 14-16 лет с использованием различных вариантов щадящих отягощений. Задачи исследования: . Определить эффективность применения методики силовой подготовки оздоровительной направленности в процессе физического воспитания школьников в 14-16-летнем возрасте с применением щадящей нагрузки. . Выявить влияние щадящих отягощений на динамику силовой подготовленности школьников 14-16 лет. Научная новизна исследования . Выявлено, что применение различных вариантов щадящих силовых нагрузок, если они учитывают возрастные особенности подростков, положительно сказывается как на их здоровье, так и общей физической подготовленности. . Установлено, что в тренировке школьников 14-16 лет можно использовать следующие варианты щадящих силовых нагрузок, оздоровительной направленности: Первый вариант тренировки: % от максимального - 4 подъема, 65% - 4 и 60% -5 подъемов в одном подходе. Второй вариант тренировки: % - 6 подъемов, 40% - 8 и 35% - 10 подъемов в одном подходе. В третьем варианте педагогического эксперимента выполняется нагрузка, сочетающая в себе в равной степени нагрузку из первого и второго варианта. Теоретическая значимость работы состоит в научном обосновании возможности применения различных величин щадящих отягощений в процессе физического воспитания школьников подросткового возраста.
Практическая значимость связана с разработкой и обоснованием методики тренировки школьников 14-16 лет с применением различных вариантов щадящих силовых нагрузок. Архитектоника работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, общего заключения, выводов, списка литературы. Она изложена на 42 страницах, содержит 2 таблицы и 1 рисунок. Указатель литературы включает в себя 59 источников, в том числе 5 иностранных. Глава 1. Состояние проблемы Методика силовой подготовки школьников
Силовая подготовка современных школьников с применением тяжестей имеет свою специфику и поэтому ее анализ представляет, на наш взгляд, большой практический интерес. Один из первых отечественных педагогов, который экспериментально доказал возможность использования дозированных отягощений в тренировке силы в подростковом возрасте, был Б.Е.Подскоцкий [39, 40]. Так, в методическом материале, опубликованном в ежегоднике «Тяжелая атлетика», даются рекомендации по определению оптимального тренировочного веса штанги для подростков - это вес, который спортсмен легко поднимает в одном подходе не менее 5-6 раз подряд и равный 60-75% от наибольшего результата в силовых упражнениях. Говоря об объеме нагрузки, Б.Е.Подскоцкий отмечал, что определять допустимую степень реакции организма надо, главным образом, по показателям сердечно-сосудистой системы на ту или иную нагрузку, способствующую благоприятным морфологическим и функциональным сдвигам. Только используя данные врачебного контроля, можно более правильно оценить тренировочную нагрузку. Автор предостерегал, что частые подъемы тяжестей большого веса пагубно отражаются на здоровье занимающихся. По Л.С.Дворкину, начальная подготовка школьников подросткового возраста в поднятии тяжестей делится на два этапа [20]: первый этап - продолжительностью в один год проводился в общеобразовательной школе. Во время летних каникул (учащиеся 12-13 лет) тренировались 2 раза в неделю по 60-90 мин. Главное внимание уделялось ОФП (до 80%). Остальное время отводилось на обучение технике выполнения силовых упражнений с тяжестями. В течение трех месяцев занимающиеся выполняли упражнения с палкой: 10-15 повторений за подход, 60-70 - за урок. По мере освоения техники школьники переходили на подъем штанги 50-60% от веса тела, но делали не более 50-60 подъемов.
Второй этап (2 года в секции, возраст - 13-16 лет) направлен на значительное повышение физических и функциональных возможностей организма подростков и на совершенствование техники силовых упражнений. В этом возрасте, считает автор, наиболее полно проявляются способности к занятиям с тяжестями. Данный этап подготовки Л.С.Дворкин разделил на три части. Школьники тренировались три раза в неделю. Первые 6 месяцев подростки выполняли 30-35 подъемов штанги весом 70% при продолжительности урока в 120 мин и 50-60 подъемов за урок продолжительностью 150 мин. В последующие 12 месяцев количество подъемов за урок увеличилось до 40-45 и 65-75, а вес штанги - до 80% от максимального результата. В заключительные 6 месяцев КПШ за урок достигло 45-50, а вес штанги - 75-80% от максимального результата. На этом этапе в отдельных случаях 15-16-летним подросткам разрешалось выполнять упражнения и со штангой весом в 90% от максимального. В общее количество подъемов не входили попытки поднять вес менее 70%. На упражнение отводилось 5-6 подходов с интервалом отдыха до трех минут. Количество повторений за подход не превышало четырех подъемов в толчке и шести - в специально-вспомогательных упражнениях. Изучение литературных источников в отношении уровня месячной нагрузки для новичков и разрядников показало, что в этом вопросе имеются самые различные суждения. Согласно А.В.Черняку [52], в подготовительном периоде объем тренировочной нагрузки в силовой подготовке начинающих школьников должен быть 875 подъемов штанги, а в соревновательном - 720. В то же время Р.А.Роман [42] рекомендует уже более высокие нагрузки: для подготовительного периода до 1100, а для соревновательного - 900.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|