Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренировочная нагрузка в силовой подготовке школьников




 

На протяжении многолетней истории развития спорта особое внимание уделялось изучению и практическому совершенствованию тренировочного процесса [40]. Многие авторы экспериментально доказывали преимущество применения той или иной методики тренировки, нагрузки и дозировки упражнений при подъеме тяжестей [13,14,20,21,24,29,32,42,55].

При этом, оценивая в конечном итоге эффективность своих исследований по показателям прироста результатов в различных упражнениях, выполняемые с отягощениями, многие авторы говорят о том, что занятия с тяжестями приводят лишь к развитию силы. По мнению Л.С.Дворкина [20] сила - это способность, данная человеку, чтобы преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Вместе с тем известно, что тяжелоатлеты высокого класса (особенно в молодом возрасте) стремятся преодолеть внешнее сопротивление (то есть вес штанги при ее подъеме) как можно с большей скоростью и мощностью. Такой характер проявления мышечной деятельности принято называть "взрывной силой". Следовательно, говоря о совершенствовании силы атлетов посредством применения различных тренировочных нагрузок при подъеме штанги, мы должны принимать во внимание тот факт, что эта силовая подготовка все же имеет скоростной характер. Поэтому совершенно справедливо тяжелоатлетический спорт отнесен к видам спорта скоростно-силового характера и локомоции максимальной интенсивности [3,20,21,24,25,29,32,39,40,45].

Предваряя данный анализ литературы по вопросу эффективности применения той или иной тренировочной нагрузки, мы считаем необходимым, отметить следующее: во-первых, нам не удалось из всей массы литературных данных выделить основополагающую концепцию этой проблемы, которая бы эффективно решала задачу оптимизации тренировочной нагрузки для развития силы и скоростно-силовых качеств школьников 14-16 лет; во-вторых, полученные экспериментальным путем результаты исследований, указывающие на преимущество той или иной тренировочной нагрузки по отношению к другой, трудно сравнимы с подобными исследованиями других авторов, так как в большинстве своем они проводились в иных методических условиях и с различным контингентом испытуемых, и, в-третьих, ряд авторов не указывает в своих работах возраст испытуемых или их спортивную квалификацию, что также вызывает затруднения при сравнительном обобщении.

В связи с этим анализ литературы не был направлен на выявление преимуществ тех или иных результатов исследований. Мы стремились показать лишь сложность данной проблемы, направленной на решение исключительно важного вопроса в теории и методике физического воспитания - оптимизации тренировочной нагрузки при подготовке школьников подросткового возраста.

В современной спортивной тренировке спортсменов, направленной на развитие силы и скоростно-силовых качеств, используются самые различные средства и методы вариации нагрузки. Причем нет единого мнения об эффективности применения тех или иных нагрузок в тренировке спортсменов [12]. Как отмечает А.Н.Воробьев [12], типичная тренировка сильнейших советских штангистов в конце 30-х годов заключалась в подъеме штанги весом в 70-80 процентов от максимального при 3-4-кратном, реже - однократном повторении за подход.

В развитии максимальной силы, по мнению Л.С.Дворкина (20), существенное значение имеет вес отягощения, темп, количество повторений упражнения и интервал отдыха между упражнениями и занятиями. В результате экспериментальных исследований автор делает выводы о том, что вес штанги, близкий к пределу, лучше развивает силу; в процессе тренировочных занятий выгоднее как можно больше сокращать период постепенного увеличения нагрузки, переходя к оптимальному, близкому к максимальному весу и на этом уровне тренироваться в течение определенного времени; уровень же нагрузки от упражнения к упражнению должен постепенно возрастать.

По мнению Ю.В. Верхошанского [13,14], увеличение физиологической напряженности тренировки "на силу" на начальном этапе (высокий темп движений, малые интервалы между занятиями) не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Автор указывает, что этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности. Так, из исследований Н.В.Зимкина (взято у Л.С.Дворкина [20]), на протяжении восьми занятий упражнения с грузом в 45-60% от максимального были несколько эффективнее, чем упражнения с грузом в 60-75% и 75-90%. В дальнейшем, после 66 занятий наибольший эффект дали упражнения с грузом в 75-90%, а наименьший - с грузом в 45-60 %.

Количество подъемов в течение одного подхода имеет существенное значение для эффективности тренировки по развитию силы мышц [12]. А.Н.Воробьев [12] отмечает, что на тренировках атлетов, собственный вес которых находится у верхней границы весовой категории или несколько превышает ее, количество подъемов за подход не должно превышать двух-трех. Но в связи с тем, указывает далее автор, что тренировка, направленная на развитие силы, оказывается более эффективной, если происходит рост структурных белков, необходимо эпизодически включать в тренировку 4-5 подъемов за подход как наиболее благоприятно сказывающиеся на трофике мышц.

В исследовании А.П.Слободяна [45] мы также находим положительное отношение к различным режимам работы мышц в одной тренировке, в частности, при выполнении приседаний, тяг и жимовых упражнений. При этом автор предлагает следующее соотношение различных режимов мышечной работы: преодолевающий (75 %), уступающий (15 %) и изометрический (10 %). Интенсивность упражнений изометрического характера, по мнению А.П.Слободяна, должна составлять 80-100%, а продолжительность - не более 6 секунд, уступающего режима - 80-120 % от максимального.

Анализ ряда работ, связанных с исследованием эффективности применения различной тренировочной нагрузки и оптимального количества повторений при подъеме штанги за один подход, показал, что в этом вопросе единое мнение отсутствует. В настоящее время нет возможности остановиться на одном каком-то универсальном варианте нагрузки в тренировке с тяжестями. Однако большинство авторов отдают предпочтение все же интенсивным нагрузкам, т. е. более 70-80% от максимального.

Г.С.Туманяном, Э.Г.Мартиросовым (взято у Л.С.Дворикна [20]) разработана модель построения многолетней тренировки (отдельных его циклов и периодов) и возрастная модель тренировки спортсменов высокого класса, внедрены модельные характеристики физического развития спортсменов. По их мнению, в силу возрастных особенностей развития человека модельные характеристики физического развития юных спортсменов являются наиболее существенными показателями, отражающими специфику того или иного вида спорта.

На это указывается в исследованиях Р.Е.Мотылянской [34], которая отмечает, что длина тела у юных спортсменов должна быть ориентирована на средние данные ведущих спортсменов. Исследования Л.С.Дворкина, Н.И.Младенова [21], а также А.Н.Воробьева [12] говорят о том, что по росто-весовым показателям ведущие штангисты 16-18 лет 70-х годов достоверно не отличались от сильнейших взрослых атлетов.

По мнению Г.С.Туманяна, Э.Г.Мартиросова, во многих видах спорта сложился определенный морфотип ведущих спортсменов. Изучение этого вопроса позволило разработать морфометрические показатели современных спортсменов высокого класса в ряде видов спорта.

Проблема управления силовой подготовкой школьников успешно решалась в 70-80-е годы. Об этом достаточно убедительно говорится в монографическом труде коллектива авторов "Основы управления подготовкой юных спортсменов" под редакцией М.Я.Набатниковой, в котором изложены организационные и научно-методические основы системы управления подготовкой юных спортсменов, а также освещены особенности модельных характеристик. В то же время в этом основополагающем труде не нашли своего отражения вопросы подготовки школьников подросткового возраста.

На современном этапе физической подготовки школьников и учащейся молодежи целый ряд методических и педагогических проблем решается как единое целое применения физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения. По мнению ряда авторов, традиционная система физического воспитания детей, подростков и юношей не обеспечивает в полной мере успешного решения задач, стоящих перед ней. Имеются значительные резервы для более полного использования средств физического воспитания в целях укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и подготовленности разных возрастных групп населения. В работах указывается, что эффективное внедрение оздоровительно-спортивных технологий в процесс физического воспитания общеобразовательных школ позволит более успешно решать в целом задачи физической подготовки детей и подростков.

Чтобы правильно подойти к решению проблемы силовой подготовленности школьников, важно точно определиться с понятием, вкладываемым в содержание теории и методики физического воспитания. Теория и методика физического воспитания - это совокупность знаний об основном содержании, формах построения и условиях физической подготовки детей, подростков и юношей, о наиболее существенных закономерностях данного педагогического процесса, общих для различных видов спорта. При этом начальная спортивно-ориентированная подготовка в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе рассматривается как фундаментальный этап формирования исходных предпосылок спортивной деятельности.

В 70-х и начале 80-х годов стала интенсивно разрабатываться проблема системной целенаправленной подготовки юных спортсменов. Появилось немало научных работ, рассматривающих эту проблему в различных видах спорта. Большинство из них достаточно убедительно доказывают преимущество системного подхода в многолетней тренировке юных спортсменов, начиная с их первых шагов в спорте и до достижения результатов высокого класса. Ряд авторов разработали теоретико-методические основы системной тренировки юных спортсменов, развития двигательных качеств, закономерности спортивной специализации, принципы построения многолетнего процесса физического воспитания.

С научной точки зрения вопросы применения дозированных отягощений в процессе физического воспитания школьников подросткового возраста впервые были исследованы Б.Е Подскоцким. Дальнейшее его исследования получили свое развитие в работах М.Т.Лукьянова, А.И.Фаламеева, Л.С.Дворкина, А.С. Медведева. Существенный вклад в исследование различных сторон силовой подготовки школьников внесли А.И.Кураченков, Р.Е.Мотылянская, И.А.Стогова, Ф.А. Иорданская, Р.А.Шабунин и др.

Таким образом, анализ ряда научных работ говорит о том, что в последние годы решались весьма важные теоретико-методические проблемы силовой подготовки школьников. Однако мы не встретили убедительных доказательств в вопросах применения тех или иных дозированных отягощений для подростков, начинающих только осваивать упражнения силового характера. Мы не встретили работ, в которых бы широко использовался вариационный метод тренировки силы на основе интенсивных и других видов отягощений, хотя в ряде видов спорта этот метод нашел свое применение. За последние годы снизилось количество научных публикаций по методике оздоровительной тренировки в работе с тяжестями школьников общеобразовательных школ.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...