Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школьников




Введение

 

Современное образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и своеобразие не может быть полноценным. В такой полиэтнической стране, как Россия, педагогика, являясь социальным феноменом, может созидательно функционировать преимущественно в качестве этнопедагогики.

В современных условиях этнопедагогика является гарантом межэтнической стабильности, национального подъема и духовного возрождения. Этнопедагогика выступает как стабилизирующий фактор, противодействующий процессам размывания духовности, культуры, обеспечивающий культурную идентификацию, закладывающую духовные основы личности.

Актуальность темы моей курсовой работы обуславливается необходимостью поворота общественного сознания к проблемам этнического самоопределения, национальной самобытности, отхода от идеологии тотального нивелирования. В последнее время мы были свидетелями массированного наступления западной «масс-культуры» на отечественную культуру, историю, язык.

Создание подлинно национальной школы возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое воссоздание прогрессивных народных традиций, никакое национальное возрождение невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, сохранению традиций, идущих издревна.

Актуальность проекта обусловлена:

важностью проблемы формирования знаний о народных традициях народов Среднего Поволжья у детей младшего школьного возраста для их социализации;

- обладанием развитого чувства понимания и уважения других культур и воспитание этнотолерантности.

Объект исследования: процесс приобщения школьников к этнической культуре.

Предмет исследования: праздники и развлечения как средство приобщения младших школьников к этнической культуре.

Цель исследования: выявить условия приобщения младших школьников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к изучению материальной и духовной культуры народов Поволжья.

2. Сформировать у школьников представления об особенностях материальной и духовной культуры народов Поволжья.

.   Учить применять полученные знания о материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья в практической деятельности.

.   Способствовать воспитанию этнотолерантного отношения детей младшего школьного возраста к народам Поволжья.

Гипотеза: я предполагаю, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы этнической культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению школьников к этнической культуре народов Поволжья. Методы исследования: обзор литературы по данной теме, изучение передового педагогического опыта; теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (наблюдение, беседа, игровые упражнения), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

 


 

Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школьников

    Понятие этнокультурного воспитания

этнотолерантный духовный воспитание школьный

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова (этот термин он впервые в нашей стране ввел в речевой оборот в 1972 году) [8, с.72], предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

• народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

• этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых".

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Объединяя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

• пословицы - для социально-этического;

• загадки - для умственного;

• песни - для эстетического, патриотического;

• сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества.

Этнопедагогика - наука, изучающая народную педагогику как реальность, вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений.

Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

В условиях кардинальных социально-экономических и социально-культурных перемен, происходящих в России, выявились тенденции роста национального самосознания населения, усилился интерес к глубинным историческим корням русского народа.

Русский этнограф, собиратель старины М.Забылин в последней четверти XIX века обращает внимание на тот факт, что: «... в наших учебных заведениях преподаватели... мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, в сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания. Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Таким образом, этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

§ введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;

§ использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;

§ применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);

§ внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

 

Анализ литературы

 

Накоплен богатый теоретический и практический опыт российских и зарубежных ученых по выявлению роли этнической культуры в развитии личности, по изучению и обобщению этнологических и возрастных особенностей младших школьников. Так, в исследованиях А.Б. Григоряна изучены особенности становления и развития нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре, влияние традиций на уровень нравственной воспитанности, овладения нравственными ценностями. Обоснованы возможности использования этнопедагогических факторов, средств, приемов, методов в нравственном воспитании в школе и семье. В работе Н.Ф. Сагоякова разработаны критерии гуманистического сознания и поведения, позволяющих диагностировать степень сформированности личностных качеств подростков. Теоретически обоснованы методики включения этнокультурных традиций в педагогический. процесс воспитании, гуманности у младших подростков; определены способы и условия его реализации в учебно-воспитательном процессе, школы и в семье. Д.С, Брызгалов своем исследовании раскрывает этнопедагогический смысл, сущность трудолюбия: как воспитательной ценности освоение традиционной культуры труда в процессе познавательной игровой, творческой и реальной трудовой деятельности, разработывает комплекс средств, обеспечивающих, эффективность реализации: национально-регионального компонента в трудовом воспитании; предлагаются методы включения, детей в жизнь сельского социума.

Исследования Т.Н. Баклановой, Н.М. Сокольниковой, в области развития личности на основе русской традиционной культуры стали концептуальной основой разработанных ими и их последователями этнокультурных образовательных программ. Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в создание теоретических и методических основ преподавания русской художественной культуры в школах и в вузах. Л.А. Безбородова в своих работах по методике преподавания музыки в школе делает акцент на становление духовной культуры младшего школьника.

В исследовании фундаментальной основой могут являться труды российских психологов и педагогов А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, посвященные особенностям личностного развития младших школьников, а также на ведущие теоретические положения Б.В.Зейгарник, А.Г.Асмолова, Л.И. Божович о личности, социальной детерминации ее развития, роли активной деятельности человека в его личном саморазвитии и самозащите, взаимодействии личности с семьей.

Методологической основой исследования могут являться философские идеи Н.Бердяева, И.Ильина, Г.Д. Гачева, Л.Н.Гумилева о значимости культурно-исторического наследия для судьбы России, получившие свое развитие в контексте культурно-исторической теории развития личности и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия.

Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие личностью обучающегося ценностей, нравственных установок и моральных норм, осознание культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет.

На мой взгляд, в этнокультурном воспитании школьников образовательные технологии, в первую очередь, должны опираться на идеи культуроведческого подхода. Культуроведческий подход в данном случае предполагает ознакомление учащихся с тем вкладом в культуру, который внесли народные обряды, игры, праздники; развитие у школьников представлений о роли нравственных ценностей в жизни человека (почему человек определенной этнической культуры поступает именно так?), о том, насколько этические нормы представителя какой-либо этнокультуры определяются его участием в обрядовой практике, насколько эти нормы могут быть позитивны в общечеловеческом плане.

Этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания школьников, прежде всего, должна способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, при которых достигается цель - приобщение воспитуемых к этническим ценностям. Этнические ценности - это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще [6, 39].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...