Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная образовательная программа




 

Как отмечается в «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации», формирование и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, знаний об истории и культуре населяющих Россию народов, сохранение их исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия, обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития их языков, укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре и языкам других народов и мировым культурным ценностям, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией служат основными задачами национальной политики Российского государства в духовной сфере.

К.Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,с.300). Образование этнически культурной личности, на мой взгляд, не может быть ориентировано на воспитание и обучение учащегося только как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа. Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этой ситуации школа должна служить своему народу и государству, поэтому должна быть национальной, патриотической и строиться на принципах православной нравственности, народности и научности.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания.

Логика развертывания содержания этнокультурного образования сводится к рассмотрению вхождения ребенка в пространство культуры, как множества постоянно расширяющихся образцов его мира (от мира вокруг себя - к миру своей семьи - к миру ближайшего окружения - к миру родного края - миру Родины (Отечества) - к миру всего человечества).

Особая роль в этнокультурном образовании отводится освоению школьниками культурного пространства Поволжья. Этнокультурное пространство региона - это сложный территориально-исторический и демографически обусловленный, культурологический и этнологический конгломерат вещей, предметов, идей, ценностей, традиций, этических, эстетических, педагогических, политических и социальных взглядов в определенной культурной ситуации, проявляющийся в границах конкретного ареала и времени.

Российская Федерация является многонациональной и многокультурной страной. В результате демографических особенностей расселения народов на территории России, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своего региона. Внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов. В Поволжском регионе, в том числе в Ульяновской области, согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, национальный состав включает более 80 национальностей. Основными являются русские - 1 004 588 (72,65%), татары - 168 766 (12,2%), чуваши - 111 316 (8%), мордва - 53 046 (3,63%) [4, с. 39]. Данный факт актуализирует необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов, форм внедрения лучших образцов народного искусства, культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Цель программы: углубление и расширение знаний школьников об истории и культуре родного края, приобщение их к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям, воспитание патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей, снижению социальной напряженности в обществе.

Задачи программы:

·   выявить уровень знания учащихся об истории и культуре родного края посредством анкетирования и беседы;

·   разработать учебно-методический план занятий элективного курса; его цель, задачи, основные направления деятельности и формы работы;

·   раскрыть содержание национальных традиций русского, чувашского, татарского народов, проживающих на территории Поволжья,

·   способствовать укреплению этнического самосознания, толерантному отношению к людям другой национальности, профилактике экстремизма и межнациональной розни, получению нового социологического знания.

Принципы программы:

·   гуманизация образования на основе личностно-ориентированного подхода и дифференциации учебного процесса;

·   преемственность в обучении на основе расширенного толкования изучаемых понятий;

Основные направления работы:

1. Образовательный компонент программы включает:

·   развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся в рамках реализации Программы через разнообразные формы внеурочной работы;

·   освоение новых знаний по истории Отечества, родного края, повышение эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся;

·   обогащение родного языка через приобщение к народным обычаям, фольклору, праздникам;

·   ознакомление учащихся с культурным наследием народов, проживающих на территории Поволжья;

·   развитие интереса к другой культуре, ее традициям, обычаям, языку, менталитету через разучивание национальных танцев, песен, обрядов;

·   создание условий для художественно-эстетического развития и творческой самореализации учащихся;

·   привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, расширение внешних связей учебного заведения для решения насущных проблем.

2. Воспитательный компонент программы имеет целью:

·   формирование этнического самоопределения на принципах толерантности, открытости, равенства и недискриминации по этническому принципу;

·   приобщение к мировому культурному опыту через общение и деятельность с представителями других национальностей;

·   формирование позитивного отношения, эмпатии, коллективизма, сопереживания к людям, независимо от их национальности.

3. Художественно-прикладной компонент программы включает:

·   участие школьников в художественной самодеятельности;

·   реализацию творческой активности учащихся в театральных постановках, культурно-массовых мероприятиях.

Целевая группа: учащиеся 2-х классов.

Формы и методы работы:

·   проведение Клубного часа (внеклассная работа);

·   организация экскурсий в Краеведческий музей, совместное проведение тематических вечеров, посвященных выдающимся людям Ульяновской области, событиям, датам;

·   организация и проведение праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Сабантуй);

·   проведение праздников;

·   участие в конкурсах на знание национального фольклора;

·   участие в конкурсах сочинений;

·   реализация теоретических знаний на практике в форме изготовления поделок, рисунков, вышивки и т. д.

·   социально-педагогические тренинги, направленные на воспитание толерантности, выработке приемлемых форм поведения в ситуациях межкультурного общения.

Продолжительность программы: 5 месяцев (30 ч).

Количество занятий: 1-2 раза в неделю.

Количество человек в группе:18.

Структура программы: теоретическое и практическое усвоение материала в рамках элективного курса.

Специалисты: педагоги, сотрудники музея, работники культуры, музыкальный работник, классные руководители.

Знания, умения и навыки учащихся:

В ходе проведения занятий в рамках элективного курса учащиеся должны знать:

·   содержание понятий «культура», «история», «народное творчество», «традиция», «обычай», «этнос», «национальность», «толерантность»;

·   основные историко-культурные события родного края;

·   основные национальности, проживающие на его территории, их обычаи и традиции, особенности одежды, национальной кухни;

·   историю возникновения различных праздников, свадебных обрядов и особенности их проведения в Поволжском регионе;

·   пословицы, поговорки, песни, фольклор и т. д. народов Поволжья.

Учащиеся должны уметь:

·   оперировать указанными понятиями, понимать их смысл;

·   описывать особенности социальных отношений народов, проживающих на территории Поволжья;

·   демонстрировать знание народного фольклора, национальной кухни, традиций и обычаев русского, мордовского, чувашского и татарского народов;

·   изображать элементы народного костюма.

Владеть навыками:

·   применения теоретических знаний в ходе практической культурно-досуговой деятельности;

·   исполнения народных песен, загадок, пословиц, поговорок, танцев.

Критерии оценки эффективности программы:

·   уровень знаний учащихся об истории и культуре родного края; национальном составе населения области; особенностях культурно-исторического развития отдельных народов;

·   сформированность личностных характеристик учащихся, направленных на понимание и принятие другой культуры, способность к совместной деятельности и общению с представителями другой национальности;

·   степень толерантности, наличие/отсутствие страха, негативного отношения по отношению к людям другой национальности; формирование интереса к другой культуре.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...