Контрольный эксперимент. Диагностика
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении. Диагностика проводилась по следующим критериям: .Интеллектуальный компонент Показатели Наличие представлений детей о материальной культуре народов Среднего Поволжья (одежда, предметы быта, кухня, украшения, жилье, головные уборы). Наличие представлений детей о духовной культуре народов Среднего Поволжья (традиции, обряды, праздники). . Эмоционально-мотивационный компонент Показатели: Наличие интереса у детей к культуре народов Среднего Поволжья Проявление эмоционально-позитивного отношения к народам других национальностей. Наличие желания изучать культуру народов Среднего Поволжья. .Поведенческий компонент Показатели: владение способами проявления толерантного отношения к другим национальностям. Владение способами сохранения реликвий, традиций, обычаев своей национальности Умение устанавливать причинно-следственные связи между миром национальностей Среднего Поволжья и миром их предметов. Методика диагностирования: Беседа с детьми; Разбор ситуаций; Интервьюирование детей; Педагогическое наблюдение за особенностями общения в поликультурных сообществах, решение ситуаций; Игровые действия. Экспериментальная группа: дети обладают знаниями о традициях и обычаях, народных праздниках, пользуются пословицами и поговорками в повседневной речи. При рассматривании традиционных орнаментов, народных костюмов могут отличить русский от татарского, мордовского. В ходе эксперимента было отмечено повышение заинтересованности детей к истории Ульяновской области, Татарстана, народным промыслам. При чтении народных сказок дети могут различать характеры героев, описать их действия и обстановку, аргументировано выделять положительных и отрицательных персонажей, что помогает развитию нравственно-эстетического восприятия мира.
Уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой народов Поволжья в экспериментальной группе повысился существенно, в контрольной - незначительно.
Количественный анализ показал следующие результаты
Выводы
В результате исследования я пришла к следующим выводам: . Приобщение детей к этнической культуре открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру. . Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях. . Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания младших школьников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.
Разработанная мною методика показала свою высокую практическую значимость в работе с детьми: дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры; используют в активной речи русский фольклор; умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами; принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников; знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства; знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма; умеют различать изделия разных народных промыслов. Гипотеза исследования доказана: разработанная система проведения детских праздников и развлечение способствует эффективному приобщению школьников к этнической культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.
Заключение
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Для моего исследования важными явились подходы к этнокультурному воспитанию детей Р.М. Чумичевой, которая разработала культурный концепт ценностно-смыслового развития ребенка и становление его социокультурного опыта средствами культуры. Автор считает, что данная задача может быть решена за счет построения социокультурной среды, которая обеспечивает формирование социокультурной толерантности, которая понимается данным автором как уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры истории и ценностей других народов. В своем исследовании я учитывала положения С.Д. Киреенко об этнокультурном воспитании, которая считает, что народная культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности ребенка. Для этого, по мнению ученого, необходимо в образовательном учреждении создать основу для изучения народной культуры, что предполагает глубокое знание детьми традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.
Не менее важным является исследование Е.С. Бабуновой, которая предполагает, что реальной чертой этнокультурной действительности образования выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. В определении понятия «этнокультурное воспитание» я следовала за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры». Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе русской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.
Список литературы
1. Бердникова В., Ткаченко И. Масленица // Воспитание школьников. - 2007. - № 1. - С. 76. 2. Бессчетнова, О. В. Культура и образование: формы и методы взаимодействия: учеб. пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры / О. В. Бессчетнова. - Саратов: Научная книга, 2009. - 136 с. . Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с. . Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. - 235 с. . Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. . Емельянова, Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего Поволжья / Т. Емельянова. - Л., 1988. . Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2х т. М.: Наука, 1986. Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. -189 с. 8. Каныгина, Т. Масленица / Т. Каныгина // Народное образование. - 2001. - № 9. - С. 180. 9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М.: Просвещение,-1982.- 445с . Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко - М.: Педагогика, 1980. - С. 155-172. . Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория / Под. ред. О.П. Целиковой. - М.: Просвещение, 1974. - С. 106-143. . Леонтович К.Ф. Стадии морального развития личности, стиль поведения и художественный вкус // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979. . Лысикова, Н. П. Народная культура: генезис и традиции / Н. П. Лысикова // Народы Среднего Поволжья: этнология, этнография, духовная и материальная культура: матер. Межрегион. науч.-практич. конф. - Саратов: Изд-во ТППСО; Триумф, 2006. (Труды СОМК. Вып. 10). - С. 7 13. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л., 1974. . Макаренко А.С. Соч. т.5. - М.: Учпедгиз,1960. . Марынко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1980.- 181 с. . Матюхина Н.В. Михальчик Т.С. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1976. - 207 с. 17. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / сост. и авт. ввод. текстов Г. Д. Рыженков; вступ. ст. 18. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. . Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Знание, 1989. 20. Оферкина, М. Прощай, зимушка-зима / М. Оферкина // Народное образование. - 2001. - № 9. - С. 180-185.
. Раншбург Й. Формирование и развитие морали // Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: Пер с венг. - М.: Айрис-пресс, 1983. . Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1972. - 144 с. . Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975. - 273 г. . Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1978. . Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. - 1993. - №6. 26. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - Иркутск, 1983.- 158 с. . Хвостов А.А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. - 1998. - № 3-4. - С. 62-82. . Хрестоматия по детской психологии//Под ред. Г. В. Бурменской. - М.: Владос, 1996. . Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. -М.: Просвещение, 1986. - 80 с. . Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. . Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Просвещение, 1984. . Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Просвещение, 1981.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|