Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольный эксперимент. Диагностика




 

В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.

Диагностика проводилась по следующим критериям:

.Интеллектуальный компонент

Показатели

Наличие представлений детей о материальной культуре народов Среднего Поволжья (одежда, предметы быта, кухня, украшения, жилье, головные уборы).

Наличие представлений детей о духовной культуре народов Среднего Поволжья (традиции, обряды, праздники).

. Эмоционально-мотивационный компонент

Показатели:

Наличие интереса у детей к культуре народов Среднего Поволжья

Проявление эмоционально-позитивного отношения к народам других национальностей.

Наличие желания изучать культуру народов Среднего Поволжья.

.Поведенческий компонент

Показатели:

владение способами проявления толерантного отношения к другим национальностям.

Владение способами сохранения реликвий, традиций, обычаев своей национальности

Умение устанавливать причинно-следственные связи между миром национальностей Среднего Поволжья и миром их предметов.

Методика диагностирования:

Беседа с детьми;

Разбор ситуаций;

Интервьюирование детей;

Педагогическое наблюдение за особенностями общения в поликультурных сообществах, решение ситуаций;

Игровые действия.

Экспериментальная группа: дети обладают знаниями о традициях и обычаях, народных праздниках, пользуются пословицами и поговорками в повседневной речи. При рассматривании традиционных орнаментов, народных костюмов могут отличить русский от татарского, мордовского. В ходе эксперимента было отмечено повышение заинтересованности детей к истории Ульяновской области, Татарстана, народным промыслам. При чтении народных сказок дети могут различать характеры героев, описать их действия и обстановку, аргументировано выделять положительных и отрицательных персонажей, что помогает развитию нравственно-эстетического восприятия мира.

 

Экспериментальная группа Уровень Контрольная группа Уровень
Рунтов Вадим Высокий Кариенко Даша Высокий
Широков Вова Высокий Абзалов Марсель Высокий
Алишеев Максим Низкий Халимов Антон Высокий
Муругов Слава Средний Кудашов Дима Низкий
Газизова Оля Высокий Чувашов Антон Средний
Переверов Егор Высокий Акимова Настя Средний
Данилов Саша Низкий Левашов Витя Низкий
Кирилин Никита Средний Киреева Валерия Средний
Шилькер Данила Высокий Иванов Сережа Средний

 

Уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой народов Поволжья в экспериментальной группе повысился существенно, в контрольной - незначительно.

 

Количественный анализ показал следующие результаты

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 5 3
Средний 2 4
Низкий 2 2

 


 

Выводы

 

В результате исследования я пришла к следующим выводам:

. Приобщение детей к этнической культуре открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.

. Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания младших школьников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.

Разработанная мною методика показала свою высокую практическую значимость в работе с детьми:

дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;

используют в активной речи русский фольклор;

умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;

знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма;

умеют различать изделия разных народных промыслов.

Гипотеза исследования доказана: разработанная система проведения детских праздников и развлечение способствует эффективному приобщению школьников к этнической культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.

 


 

Заключение

 

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Для моего исследования важными явились подходы к этнокультурному воспитанию детей Р.М. Чумичевой, которая разработала культурный концепт ценностно-смыслового развития ребенка и становление его социокультурного опыта средствами культуры. Автор считает, что данная задача может быть решена за счет построения социокультурной среды, которая обеспечивает формирование социокультурной толерантности, которая понимается данным автором как уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры истории и ценностей других народов.

В своем исследовании я учитывала положения С.Д. Киреенко об этнокультурном воспитании, которая считает, что народная культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности ребенка. Для этого, по мнению ученого, необходимо в образовательном учреждении создать основу для изучения народной культуры, что предполагает глубокое знание детьми традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Не менее важным является исследование Е.С. Бабуновой, которая предполагает, что реальной чертой этнокультурной действительности образования выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности.

В определении понятия «этнокультурное воспитание» я следовала за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры».

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе русской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

 


 

Список литературы

 

1. Бердникова В., Ткаченко И. Масленица // Воспитание школьников. - 2007. - № 1. - С. 76.

2. Бессчетнова, О. В. Культура и образование: формы и методы взаимодействия: учеб. пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры / О. В. Бессчетнова. - Саратов: Научная книга, 2009. - 136 с.

. Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. - 235 с.

. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

. Емельянова, Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего Поволжья / Т. Емельянова. - Л., 1988.

. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2х т. М.: Наука, 1986. Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. -189 с.

8. Каныгина, Т. Масленица / Т. Каныгина // Народное образование. - 2001. - № 9. - С. 180.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М.: Просвещение,-1982.- 445с

. Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко - М.: Педагогика, 1980. - С. 155-172.

. Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория / Под. ред. О.П. Целиковой. - М.: Просвещение, 1974. - С. 106-143.

. Леонтович К.Ф. Стадии морального развития личности, стиль поведения и художественный вкус // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.

. Лысикова, Н. П. Народная культура: генезис и традиции / Н. П. Лысикова // Народы Среднего Поволжья: этнология, этнография, духовная и материальная культура: матер. Межрегион. науч.-практич. конф. - Саратов: Изд-во ТППСО; Триумф, 2006. (Труды СОМК. Вып. 10). - С. 7

13. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л., 1974.

. Макаренко А.С. Соч. т.5. - М.: Учпедгиз,1960.

. Марынко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1980.- 181 с.

. Матюхина Н.В. Михальчик Т.С. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1976. - 207 с.

17. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / сост. и авт. ввод. текстов Г. Д. Рыженков; вступ. ст.
и словарь А. Н. Розова; оформ. Т. М. Чирковой. - М.: Современник, 1992.

18. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Знание, 1989.

20. Оферкина, М. Прощай, зимушка-зима / М. Оферкина // Народное образование. - 2001. - № 9. - С. 180-185.

. Раншбург Й. Формирование и развитие морали // Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: Пер с венг. - М.: Айрис-пресс, 1983.

. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1972. - 144 с.

. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975. - 273 г.

. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1978.

. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. - 1993. - №6.

26. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - Иркутск, 1983.- 158 с.

. Хвостов А.А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. - 1998. - № 3-4. - С. 62-82.

. Хрестоматия по детской психологии//Под ред. Г. В. Бурменской. - М.: Владос, 1996.

. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. -М.: Просвещение, 1986. - 80 с.

. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.

. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Просвещение, 1984.

. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Просвещение, 1981.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...