Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опытно-экспериментальная база




Педагогические условия к приобщению младших школьников к культуре народов Поволжья

 

Для создания условий, способствующих приобщению детей к культуре народов Поволжья, необходимо обеспечить ситуацию заинтересованности (мотивацию), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, их потребности и интересы, создавая условия для продуктивной творческой деятельности. Для этого целесообразно принимать во внимание ведущий тип деятельности конкретного возраста, отбирать объем и характер материала с учетом возможностей его усвоения детьми.

Проблемное обучение позволяет через внутренний опыт и личное эмоциональное переживание учащихся вводить их в мир искусства через активность, формируя при этом собственное отношение к искусству. Через изобразительное, словесное, музыкальное творчество детей на материале народного творчества происходит приобретение новых знаний, удовлетворяются познавательные потребности, происходит развитие способности к восприятию и усвоению. Уровень работ учащихся зависит от умения учителя обеспечить условия, необходимые для творчества, найти подход к каждому ребенку и заставить его поверить в себя.

Для реализации поставленных задач в условиях учебно-воспитательного пространства школы необходимо предпринять следующие шаги:

·   сориентировать воспитание на формирование духовно-нравственных качеств учащихся путем ориентации на общечеловеческие ценности, высокие гуманистические идеалы, нормы и установки;

·   повысить уровень этнокультурной компетентности школьников путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельности;

·   способствовать организации конкурсов, представлений, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Масленицы, Пасхи, Сабантуя и т. д., у разных народов, направленных на знание национальных обычаев, традиций, ритуалов, обрядов, фольклора с целью организации диалога культур, достижения взаимопонимания и гармонизации межэтнических отношений.

Классы, в которых проводились исследования, по контингенту учащихся многонациональные. В них обучаются татары, мордва и русские.

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я построила с учетом следующих принципов:

Принцип патриотизма

Обучение и воспитание должны: соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России.

Принцип историзма

Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук.

Принцип воспитывающего обучения

Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся.

С учащимися мне помогали работать педагоги дополнительного образования, работники культуры, музыкальный работник, классные руководители.

Совместно мы проводили календарно - обрядовые праздники, а именно: Рождество Христово, Рождественские посиделки; Масленица; Пасха; Троица.


 

Выставки рисунков на тему «Народные промыслы»

Характеристика сезонных народных праздников

Время года Основная идея праздника
Осень Уборка и сохранение урожая, благодарность земле, природе. Ярмарочные гулянья. Владение ремёслами, мастерство и творчество народа
Зима Народные гулянья. Рождественские забавы. Ряженье, гадание, народные игры
Весна Проводы зимы, встреча весны, пробуждение природы, встреча птиц, подготовка к полевым работам, обрядовые действия
Лето Прославление берёзы. Пожелание хорошего урожая, прибыли скота, богатства и здоровья семьям. Молодёжные игрища, хороводы

 

Ведение этнокультурного компонента позволит:

полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;

 углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;

последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;

воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;

развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников.

 

Констатирующий эксперимент

 

Цель: выявить уровень этнической культуры учащихся 2 классов.

Задачи:

) проведение диагностической методики на выявление уровня этнической культуры как в контрольной, так и в экспериментальной группе;

) обработка и интерпретация результатов.

Перед началом исследования классы были поделены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Для определения уровня этнической культуры детей в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания, использовалась игровая мотивация. С этой же целью была составлена диагностическая карта. (См. Приложение В)

 

Формирующий эксперимент

Цель формирующего этапа: разработать систему тематических занятий (детских праздников и развлечений), способствующих приобщению дошкольников к этнической культуре.

Задачи формирующего этапа:

) ознакомить детей с элементами творчества народов Поволжья (фольклор, народные промыслы, элементы быта, обычаями и традициями народных праздников), историей национального костюма;

) обучение детей наблюдению за природой (посредством включения в занятия народных примет, пословиц, поговорок, загадок);

) эстетическое развитие школьников (посредством включения элементов народных промыслов (вышивки, лепки и др.) в занятия по труду).

Целенаправленно решать педагогические задачи по приобщению школьников к этнической культуре можно с помощью тематических праздников и развлечений. Примерную программу проведения таких мероприятий я представила в Приложении. Курс предназначен для учащихся 2-х классов. (См. Приложение Г)

Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные и подгрупповые. Следует отметить следующие особенности организации работы:

. При подборе поэтических текстов (стихотворений, загадок, песенок) учитывались: простота и четкость ритма; краткость самого стихотворения и отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; занимательность (интересная фабула, четкая сюжетная линия); отсутствие описательного и созерцательного момента при ярко выраженной действительности.

. Игры проводятся со всей подгруппой одновременно, в некоторых случаях (застенчивый, неактивный ребенок) - индивидуально.

. Каждый этап работы следует рассматривать как промежуточный. Результат работы: пересказ содержания занятия (при низком уровне приобщенности к этнической культуре) или связный рассказ ребенка на ту же тему, что и занятие, со своими дополнениями информации, полученной от родителей (например, о бабушкиных вышитых рушниках или сорочках, хранящихся в семье, о колыбельной песне, которую пела мама и т.д.)

. Занятия (праздники, развлечения) могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей о теме занятия, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия информации. Основной методический прием - вопросы педагога; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...