Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа по истории. Требования к уровню подготовки абитуриентов. Основное содержание




ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

Программа вступительного испытания «История» предназначена оказать помощь абитуриентам в подготовке к вступительному испытанию, которое принимается в институте в письменной форме по разработанным билетам.

Настоящая программа базируется на программе курса по истории для основной и полной средней школы Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и представляет собой руководящий и методический документ, имеющий цель ориентировать абитуриентов на подготовку к вступительным экзаменам в военный институт, выявить их знания в области истории, определить профессиональную ориентацию будущих курсантов.

Программа определяет основные направления подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам, обращает их внимание на необходимость знания сущности, содержания и функций основных понятий: человек, общество, государство.

В процессе вступительного экзамена абитуриенты должны показать глубокие знания материала, изученного в школьном курсе по истории, излагать его логично, грамотно, не допускать существенных неточностей.

Требования к владению материалом

Перечень требований к уровню подготовки абитуриентов, достижение которого проверяется на экзамене по истории, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

Требования к уровню подготовки абитуриентов

Абитуриенты должны:

1) знать и понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

2) уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнό го и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;

представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности;

использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска исторической информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

оценки исторических изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

решения практических проблем, возникающих в общественной и политической деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных вариантов развития общества в будущем;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения исторической объективности.

Основное содержание

Древность и Средневековье.

Народы и древнейшие государства на территории России.

Восточнославянские племена и их соседи.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян.

Русь в IX – начале XII в.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.

Категории населения. «Русская Правда».

Международные связи Древней Руси.

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.

Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.

Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.

Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Культурное развитие русских земель и княжеств.

Российское государство во второй половине XV–XVII в.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией.

Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.

Церковный раскол. Социальные движения XVII в.

Новое время.

Россия в XVIII – середине XIX в.

Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.

Северная война. Провозглашение Российской империи.

«Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское просвещение.

Превращение России в мировую державу в XVIII в.

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.

Отечественная война 1812 г.

Движение декабристов.

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

Реформы 1860–1870-х гг.

Политика контрреформ.

Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.

Русско-японская война.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. «Критический реализм». «Русский авангард». Развитие науки и системы образования.

Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.

Реформы П. А. Столыпина

Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922–1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И. В. Сталина.

Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики.

Индустриализация, коллективизация.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920– 1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.

Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны.

Причины, этапы Великой Отечественной войны.

Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.

СССР в антигитлеровской коалиции.

Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.

Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.

XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач.

Замедление экономического роста. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.

Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.

Российская Федерация.

Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения.

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская Федерация в 2000-2018 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.

Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. Современная российская культура.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...