Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила и приемы вербального общения




Все правила и приемы вербального речевого воздействия можно сгруппировать в несколько факторов. Важнейшие из них - следующие: фактор соблюдения коммуникативной нормы, фактор контакта с собеседником, фактор содержания, фактор языкового оформления, фактор манеры, фактор объема, фактор расположения информации, фактор адресата.

Фактор соблюдения коммуникативной нормы предполагает реализацию следующих правил:

1 Необходимо соблюдать нормы речевого этикета. Почему важно соблюдать нормативные правила вербального общения? Это связано прежде всего с тем, что соблюдение нормативных правил речевого этикета, речевой вежливости обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия, а это - одно из двух условий эффективности речевого воздействия вообще. Если мы говорим вежливо, соблюдаем принятые в обществе правила речевого этикета, мы всегда сохраним нормальные отношения с нашим собеседником - ведь мы демонстрируем к нему уважение, показываем, что мы умеем поддерживать с ним отношения и в дальнейшем. Это располагает собеседника к нам, а значит и делает возможным наше успешное воздействие на него. Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимания к нему как к личности, а также к тому, что он говорит. Соблюдение норм речевого этикета является эффективным средством речевого воздействия на собеседника. Как писал великий Сервантес, «ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» Этикетное общение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.

2.Необходимо соблюдать нормы культуры речи.

Для эффективного вербального воздействия очень важно обладать правильной, культурной речью.

Необходимо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и мн. др.

Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. "Если человек говорить культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит - достаточно умен, видимо, разбирается в том, очем он говорит. Языковой паспорт такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы располагаемся к такому человеку- Люди склонны думать так: хорошо говорит - значит правильно говорит- Поэтому, если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, при прочих равных условиях скорее нам поверят.

Фактор контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и поддерживать этот контакт, надо понравиться собеседнику.

Чтобы установить и поддержать контакт с собеседником, особенно важно соблюдать следующие правила бесконфликтного общения:

• производить благоприятное внешнее впечатление;

• меньше говорить сами, давать собеседнику поговорить о себе;

• укрупнять собеседника;

• снижать себя в глазах собеседника (принцип коромысла: не обязательно тянуть собеседника вверх, необходимо снижать немного себя в его глазах);

индивидуализировать собеседника;

говорить комплименты;

отождествлять свои интересы с интересами собеседника,

интересоваться проблемами собеседника;

вспоминать положительный опыт.

Естественно, наше общение с собеседником должно быть вежливым, соответствовать принятым в обществе стандартам вежливого общения.

Фактор содержания объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.

Правила:

• говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

• больше сообщать положительной информации;

• сводить к минимуму негативную информацию;

• не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекать его в форму заботы);

• чаще обращаться к собеседнику («закон имени»);

• приводить аргументы, не быть голословным

• приводить примеры из жизни;

• использовать приемы, повышающие убедительность сообщаемой

информации.

Использование этих приемов может усилить любое выступление, независимо от его содержания.

Приемы усиления убедительности выступления (их называют также сигналами достоверности) требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, обычно позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению:

· подача факта как нового (недавно установили..., я только что читал, что..., вчера стало известно, что...);

· подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я сам долгое время сам в это не верил...,я долго сомневался в этом.. и т. д.);

· подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов: экспериментально установлено..., эксперименты показали,

· подача факта как установленного психологами;

· подача факта как установленного американскими или японскими учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами др., такого эффекта в русской аудитории не будет);

· подача факта как установленного молодыми учеными;

· подача факта как установленного московскими или ленинградскими учеными;

· упоминание о том, что факт установлен профессором, или упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных;

· ссылка на то, что oб этом говорил еще Петр 1, И Грозный, Я. Мудрый, Л.Толстой;

· ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Рамзес Второй при своем дворе имел..., еще Екатерина Великая пользовалась.., все французские короли, русские князья всегда имели..., Наполеон, Александр Македонский всегда учитывали.... и т.д);

· подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХУ1 веке использовали этот метод..., об этом знали еще в XIX веке... и т.д.).

· персонификация своих идей (феномен личной реальности),

Можно говорить: «Я лично думаю...», «Мое мнение таково...», «Я это испытал на себе” «Мне лично рассказывал один знакомый...», «Со мной был такой случай..» и т.д.

· приводить конкретные подробности, детали

Фактор языкового оформления реализуется в группе правил, связанных с выбором тех или иных слов при выражении мысли:

· разнообразьте используемые слова;

· используйте синонимы, близкие по значению слова и оборо-

ты.

· используйте слова, вызывающие образы;

Это значит, что надо использовать больше конкретных слов вместо абстрактных, обобщающих: вместо «жирная пища» лучше сказать «сало, масло, свинина» и т.д.,

· используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;

· разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;

· держите одинаковый темп с партнером.

Нормальный темп - это около 120 слов в минуту, это текст 0,5 с. через 2

интервала, прочитанный за минуту.

• цифр приводите немного и округляйте их.

Фактор манеры:

· Демонстрируйте дружелюбие, искренность.

· Демонстрируйте воодушевление.

· Демонстрируйте умеренную эмоциональность.

· Демонстрируйте физическую бодрость, подвижность

Фактор объема:

· Будьте кратки.

· Говорите меньше собеседника.

· Говорите короткими предложениями.

Фактор расположения информации:

· Важную информацию необходимо давать в начале и конце.

· Важную информацию нужно повторять несколько раз в различных местах своей речи и разными словами

Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к собеседнику или аудитории с учетом особенностей ее восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному.

«Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика»(А,Михальская).

Существуют особые правила, как эффективно вести общение с ребенком, мужчиной, женщиной, молодым человеком, стариками, с большой и маленькой аудиторией, с подготовленной и неподготовленной аудиторией, с гуманитариями и «технарями» и т.д. Этих правил много.

Приведем лишь некоторые примеры:

· С большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой - спокойно и рационально.

· С малоподготовленной аудиторией, малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов.

· С женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать вопрос за раз.

· С мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление.

· С ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме.

· Со старшим поколением нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылк и на авторитетных людей

Вербальному общению традиционно противопоставляется невербальное.

Контрольные вопросы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...