Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов
1. Браковка канатов грузоподъемных механизмов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемного механизма, составленной с учетом требований ИСО 4309.
При отсутствии в инструкции по эксплуатации соответствующего раздела браковку канатов грузоподъемного механизма проводят согласно настоящему приложению.
Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточенно обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
а - в канате крестовой свивки; б – в канате односторонней свивки
Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:
а - в нескольких прядях каната; б - в двух прядях в сочетании с местным износом
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
Канаты грузоподъемных механизмов, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:
а - небольшие лыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)
Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:
а – начальное окисление поверхности; б – общее окисление поверхности; в – заметное окисление; г – сильное окисление; д – интенсивная коррозия
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной
свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, отбраковываются
Число несущих проволок в наружных прядях n
| Типовые примеры конструкций канатов
| Группа классификации (режима) механизма
|
М1, М2, М3 и М4
| М5, М6, М7 и М8
|
крестовая свивка
| односторонняя свивка
| крестовая свивка
| односторонняя свивка
|
на участке длиной
|
6d
| 30d
| 6d
| 30d
| 6d
| 30d
| 6d
| 30d
|
n < 50
| 6 х 7(1 + 6) + 1 х 7(1 + 6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 74 + 1 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 х 6(0 + 6) + 9 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 < n < 75
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
75 < n < 100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
101 < n < 120
| 6 х 19 (1 + 9 + 9) + 1 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 19(1 + 9 + 9) + 7 х 7(1 + 6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 5(1 + 6; 6 + 12) + 1 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 25(1 + 6; 6 + 12) + 7 х 7(1 + 6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 19(1 + 6 + 6/6) + 7 х 7(1 + 6)*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
121 < n < 140
| 6 х 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 16(0 + 5 + 11) + 9 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 х 7(1 + 6) + 1 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
141 < n < 160
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
161 < n < 180
| 8 х 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 30(0 + 15 + 15) + 7 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 х 30(6 + 12 + 12) + 1 о. с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
181 < n < 200
| 6 х 31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 1 о с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
201 < n > 220
| 6 х 31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 7 х 7(1 + 6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
221 < n < 240
| 6 х 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 о.с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
241 < n < 260
| 6 х 36(17/7 + 14) + 7 х 7(1 + 6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
261 < n < 280
| 6 х 37(1 + 6 + 15 + 15)4 + 1 о.с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
281 < n < 300
| 18 х 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
300 < n
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,04n
| 0,08n
| 0,02n
| 0,04n
| 0,08n
| 0,16n
| 0,04n
| 0,08n
|
Примечания.
1. n – число несущих проволок в наружных прядях каната; d – диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Расчет числа видимых обрывов для канатов прядевой конструкции определяется по проведенным формулам. При этом полученное значение округляется до целого в большую сторону.
4. Для канатов с неодинаковыми диаметрами внешних проволок в наружных прядях класс конструкции в таблице понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала из металла с синтетической футеровкой характерно появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения (см. п. 5 настоящего приложения) диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника – внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).
Рис. 6. Местное уменьшение диаметра каната на мосте разрушения органического сердечника
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного
износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %
| Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 и более
|
|
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 4, д) или коррозии (см. рис. 5, д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потерь сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей, канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8).
Рис. 7. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)
При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Н В и свивки каната Н К канат 6ракуется при d B > 1,08d K, где d B – диаметр спирали волнистости, d K – номинальный диаметр каната.
Рис. 8. Волнистость каната (объяснение в тексте)
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при d > 4/3d k. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 d H.
6. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 9); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания или расслоения прядей (рис. 11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 6); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15); перегибов (рис. 16); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Рис. 9. Корзинообразная деформация
Рис. 10. Выдавливание сердечника
Рис. 11. Выдавливание проволок прядей:
а - в одной пряди, б - в нескольких прядях
Рис. 12. Местное увеличение диаметра каната
Рис. 13. Раздавливание каната
Рис. 14. Перекручивание каната
Рис. 15. Залом каната
Рис. 16. Перегиб каната
Приложение 9
к Правилам обеспечения
промышленной безопасности
при эксплуатации грзоподъемных
механизмов
Воспользуйтесь поиском по сайту: