Лабораторная работа N 2. Статические характеристики систем автоматического регулирования. Теоретическое введение
Лабораторная работа N 2 Статические характеристики систем автоматического регулирования
Теоретическое введение
Структурная схема замкнутой статической системы стабилизации скорости вращения вала двигателя приведена на рис. 7 (см. лабораторную работу № 1). Сигнал рассогласования Uδ на выходе СС в установившемся режиме характеризует точность регулирования и называется статической ошибкой регулирования. Рассматриваемая система принципиально неработоспособна при Uδ =0, так как в этом случае UУР =0, а также UУМ =0, и, следовательно, двигатель не будет вращаться. САР, в которой при установившемся режиме работы ошибка регулирования не равна нулю и изменяется пропорционально изменению уставки U0, называется статической. При расчете САР в установившемся режиме требуется найти коэффициенты передачи усилителей, исходя из заданной точности регулирования, а также выбрать значение уставки U0, так как от выбора U0 зависит значение регулируемой величины w. Одним из методов расчета систем в установившемся режиме является расчет с использованием понятия " статизма регулирования ". Статизмом называется взятое со знаком " -" отношение относительного изменения регулируемой величины к вызвавшему его относительному изменению возмущающей величины. В данном случае возмущающим воздействием является момент нагрузки на валу двигателя. Тогда значение статизма d может быть определено как (8) Обычно статизм определяют при изменении возмущающего воздействия от МН=0 (режим х. х. ) до МН = МНmax, при этом скорость вращения вала изменится от w0 до wmin
(9) Если в рассматриваемой системе объект регулирования не включен в замкнутый контур, то при изменении момента нагрузки от МН=0 до МНmax, при U0 = const, скорость вращения вала двигателя уменьшится от величины w0 до w1.
Статическая характеристика по возмущению объекта регулирования (двигателя) w=f(MН) будет иметь вид, показанный на рис. 11 (прямая 1) Рисунок 11
В этом случае статизм объекта d0 будет равен: (10) В замкнутой системе регулирования при аналогичном изменении МН скорость уменьшится до величины w’1. Статическая характеристика по возмущению замкнутой системы w=f(МН) при U0=const, изображена на рис. 12 (кривая 2). Как видно из рис. 11, замкнутая система также обладает статизмом регулирования dС, величина которого равна: (11) Величина статизма системы значительно меньше, чем статизм объекта регулирования. Оценим уменьшение статизма системы по сравнению со статизмом объекта регулирования. § Для объекта регулирования: - если МН = 0, то , - если МН ¹ 0, то . При этом (12)
§ Для замкнутой системы регулирования: - если МН ¹ 0, то - если МН =0, то причем, изменяя напряжение уставки U0, можно получить . Тогда (13)
Таким образом, статизм системы в (1 + Кр) раз меньше, чем статизм объекта (14) Из данного выражения, задаваясь необходимой величиной статизма системы dс, и зная статизм объекта регулирования, можно определить требуемую величину Кр. Из выражения (13) следует, что чем большим мы будем выбирать Кр, тем меньшим будет статизм системы, т. е. тем выше будет точность регулирования, и в пределе при , . Однако увеличение Кр напрямую связано с условиями обеспечения устойчивости системы и чем больше будет Кр, тем менее устойчива будет система в замкнутом состоянии.
Если в контур регулирования включить астатическое звено (интегратор), выходной сигнал которого описывается уравнением
(15) то данное звено будет находиться в состоянии равновесия только в том случае, когда будет равно 0, а это произойдет только при Uδ = 0, т. е. когда регулируемая величина будет равна заданному значению. Система автоматического регулирования, в которой при постоянном входном воздействии ошибка регулирования в установившемся режиме равна нулю, называется астатической.
Однако в реальных астатических системах ошибка регулирования существует, что объясняется наличием зоны нечувствительности в характеристике двигателя (см. рис. 12).
Минимальное напряжение, начиная с которого двигатель начнет вращаться, называется напряжением трогания двигателя UTP. Следовательно, в установившемся режиме величина ошибки регулирования может достигать величины: (16)
Величина называется напряжением трогания двигателя, приведенным к входу системы. характеризует реальную точность астатической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|