Зарождение идей о правах человека в странах Древнего Востока и античном мире
О гражданском, уголовном, процессуальном праве стран Древнего Востока можно судить по древневавилонскому памятнику права — Законнику Хаммурапи. Данный документ относится к XVIII в. до н.э., когда народы, жившие в районе междуречья Тигра и Евфрата, были объединены под главенством Вавилона и возникло могущественное древневавилонское государство. Возвышению Древнего Вавилона способствовала энергичная политика одного из древневавилонских деспотов — Хаммурапи, во время правления которого и был создан свод законов. Законник представлял собой черный базальтовый столб, на котором клинописью выбит текст 282 статей, отражающих вопросы судопроизводства, приобретения и защиты собственности, брака и наследования, наказания за преступления против личности, трудовые процессы. В верхней части столба изображен бог Шамаш и коленопреклоненный Хаммурапи. Это изображение и введение к Законнику должны были подчеркнуть священный характер законов, их божественное происхождение, безусловную обязательность. Законник Хаммурапи провозглашал принцип талиона («равное за равное»), когда к виновному применялся вид наказания соответственно преступлению: «Если человек повредит глаз кого-либо из людей, то должно повредить его глаз»; «Если кто-то сломает кость человека, то должно сломать его кость». В ряде случаев талион имел символическое значение, например, Законник предписывал отрезать пальцы врачу, сделавшему неудачную операцию. Законник предусматривал 30 видов смертной казни: сожжение, утопление, посажение на кол и т. д. Древнеиндийские законы Ману относятся к периоду II в. до н.э. – I в. н.э. Законы Ману тщательно регламентировали повседневное существование каждого индуса в частной и общественной жизни в строгом соответствии с религиозными догматами брахманизма. Законы Ману, приписываемые мифическому прародителю людского рода, содержат также наставления об управлении государством и по судопроизводству. В данных законах защищаются положения вед и упанишад (религиозно-философских трактатов, комментирующих ведические тексты) о делении общества на варны, их неравенстве и пр. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и их ведущей роли в вопросах толкования и защиты дхармы. Дхарма — универсальная норма поведения индуса, зависящая от его возраста и варны.
Важнейшим мыслителем Древнего Китая был Кун-цзы (Конфуций ок. 551–479 гг. до н.э.). Его мысли изложены учениками в сборнике «Беседы и высказывания». Конфуций сформировал эталон высшей морали — «благородного мужа» (идеального человека — «цзюнь-цзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Цзюнь-цзы должен следовать ритуалу, обладать добродетелью, человеколюбием, чувством долга и справедливости, стремиться к знаниям, демонстрировать верность и преданность властям. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства (император — отец всех подданнных), обосновывал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюнь-цзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. По Конфуцию, лучшая форма правления — аристократия, причем править должны аристократы знаний, а не аристократы крови или богатства. По Конфуцию, правитель — сын (представитель) Бога на земле. Никто не вправе критиковать императора. Права граждан, а не права человека впервые были провозглашены в Древней Греции. Политическое творчество древнегреческой демократии второй половины V в. до н. э. заимствовалось на последующих этапах цивилизации. Условием обладания правами в античном полисе (город-государство) являлось гражданство. Гражданин имел право выступать с жалобой против того, кто предлагал или уже провел в Народном собрании незаконные решения, имел право участвовать в процессе правосудия, право претендовать на занятие места в суде или управленческой должности, имел личные имущественные права частной собственности, возможность совершения различных сделок, право на полную свободу слова в Народном собрании.
Существенное правовое значение в развитии идей о праве, законе и государстве имели суждения мудрецов Древней Греции: Солон (ок. 638–559 гг. до н.э.), Пифагор (VI–V вв. до н.э.), Гераклит (VI–V вв. до н.э.), Демокрит (V–IV вв. до н.э.), Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.), Эпикур (341–270 гг. до н.э.). Идея прав человека занимает важное место в творчестве известного мыслителя античности Платона. В трактате «Государство» он связывает осуществление многих прав человека с построением идеального государства. Идеальное государство Платон трактует как максимально возможное воплощение в общественно-политической жизни «умопостижимых и бестелесных идей», высшая среди которых — право человека на блага. Идеальное государство должно быть разделено на три сословия: правителей-мудрецов, или философов; воинов, или стражей; крестьян и ремесленников. Право на высшую власть Платон вручил философам, ибо только они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общества. В идеальном государстве не предусматривается право на частную собственность, женщины уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Для воинов вводится общность жен и детей. Детей воспитывает государство. Самым тяжелым трудом должны заниматься рабы. В идеальном государстве преодолевается раскол на богатых и бедных, устанавливается право человека на равенство. Известный мыслитель древности Аристотель по-иному смотрел на человека и его права (см. его труды «Политика», «Афинская политика», «Этика»). Он критикует Платона за его стремление уравнять всех граждан в их правах. Аристотель обосновывает естественное право каждого человека на частную собственность, которая коренится в его природе и в его изначальной любви к самому себе. Он отстаивает право человека на равные возможности, развитие его дарований, право на личную жизнь и создание семьи. И поскольку человек по природе своей существо политическое, он должен иметь право на участие в различных формах общественной жизни. Однако этого права лишаются рабы, варвары и чужеземцы. Осуществление всех прав человека Аристотель связывает, прежде всего, с правильными формами государственного устройства. Правильным он считает такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие, неправильным — такой, при котором на первом месте находятся частные цели и интересы правителей. Аристотель различает естественное право, условное право, позитивное право и права гражданина. Аристотель утверждал идею верховенства естественного права над законами государства.
Древнегреческая демократия погибла, раздираемая борьбой между более сильным афинским полисом и его более слабыми союзниками, между полисами с отсталыми общественными отношениями. Древнеримская республика преемственно продолжила тенденцию развития уровня прав и свободной личности, внеся в эти права существенные элементы новизны. Личные права римского гражданина были очень широки. Право частной собственности, право заключения договоров и сделок, иные имущественные права, вступление в брак были полным и нестесненным выражением воли индивида. Свобода слова, свобода передвижения не подвергались ограничениям. Однако резкое имущественное расслоение среди свободных граждан привело к тому, что уже к I в. до н.э. социальные низы стали объединяться с выступлениями рабов. Республика в этих условиях уступила новой форме государственности — Римской империи. Начинал развиваться европейский феодализм. Свое дальнейшее развитие идея прав и свобод человека получила в творчестве знаменитого государственного деятеля и мыслителя Древнего Рима Цицерона (106–43 вв. до н.э). В своих политических сочинениях «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он утверждает, что в основе прав человека лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость понимается как вечное, неотъемлемое свойство и человеческой природы, и природы в целом. Права человека, согласно Цицерону, устанавливаются природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе и естественному праву выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости. По мнению Цицерона, под действие закона должны подпадать все члены общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|