Просветители XVII–XVIII веков о правах человека
Значительный вклад в развитие идеи прав и свобод человека внесли известные просветители XVII–XVIII веков: Вольтер, Гердер, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Шиллер и др. Просветители стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. Их деятельность во многом привела к подрыву церковно-феодальной идеологии и утверждению рационализма в общественной жизни. Видным представителем Просвещения был английский политический философ Дж. Локк. Он создает теорию государства и права, основанную на естественных законах. Эти законы существуют всегда и одинаково обязательны как для подданных, так и для правителей. В работе Локка «Второй доклад о государстве», опубликованной в 1688 году, впервые была комплексно разработана теория естественных прав человека. К числу таковых он относит, прежде всего, право на жизнь, право на свободу и право на владение имуществом. Теория Локка исходит из того, что на раннем, естественном этапе развития общества люди были равными и обладали естественными правами. Но эти права мало что значат в условиях отсутствия государства. Люди создали общество, а общество создало государство именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими естественными правами. Граждане, по мнению мыслителя, должны подчиняться государству только тогда, когда оно защищает их человеческие права, которые с моральной точки зрения стоят выше государственных требований и интересов. Права человека и возникли раньше появления на свет государства. Государство остается легитимным, пока оно защищает права своих граждан и обеспечивает их осуществление на практике. Итак, государственная власть не должна быть абсолютной. Все должны подчиняться законам. Главная задача государства — обеспечение права неприкосновенности собственности индивида, а главное средство для этого — установление законов. Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного состояния человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка, невозможно удовлетворить главные потребности человека. Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает.
Английский философ Т. Гоббс придерживался иной теории — теории «человека-зверя». Согласно этой теории, человек не ушел далеко от своего первобытного состояния, для которого характерна «война всех против всех» во всех сферах общественной жизни. На этом основании Гоббс делает вывод о необходимости сильного абсолютного государства — «Левиафана». Так он назвал свое сочинение о государстве, предназначенном для защиты человека. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Более того, природа сама и человеческое существо само по себе не являются ни добрыми, ни злыми. В естественном состоянии каждый индивид осуществляет естественное право сохранить свою жизнь и избежать смерти. Но человеческие существа, желая безопасности и мира, постоянно вовлечены в конфликт с другими. В естественном состоянии люди руководствуются только природными законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на все, захваченное силой. Выход из этого несчастливого состояния Гоббс видит в создании государства. Ради самосохранения, для того, чтобы выжить, каждый в обществе должен делегировать свою часть первоначальной свободы суверену, который в обмен на мир осуществляет неограниченную власть. Индивиды, таким образом, добровольно отказываются от своей свободы в пользу монарха, который единолично обеспечивает социальную сплоченность. Гоббс рассматривает право индивида на самосохранение как нерушимое и поэтому полагает, что можно отказаться сражаться за государство по приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным интересам индивида.
Французский представитель Просвещения Ш. Л. Монтескье в своем труде «О духе законов» пропагандирует республиканскую форму правления, считая ее наиболее благоприятной для развития политической свободы человека. Для обеспечения политической и гражданской свободы, безопасности граждан необходимо строгое соблюдение законов в обществе. Достигнуть этого можно путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта идея Монтескье о разделении властей развивается в целую теорию, цель которой состоит в том, чтобы обосновать принцип законности, обеспечить политическую свободу и сделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданами. Он полагал, что государству должна уступаться незначительная часть прав человека. Монтескье отстаивал идеи свободы слова, печати, свободы совести. Важное значение имели его идеи устранения крайностей имущественного неравенства, о долге государства обеспечивать граждан средствами к жизни. Известный французский политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо во взглядах на права человека отличался ярко выраженным плебейским демократизмом. Его труд «Об общественном договоре» пронизан ненавистью к деспотизму и угнетателям, любовью к угнетенному народу и требованием изменить его положение к лучшему. Наивысшее благо людей — свобода и равенство. Мыслитель отмечает, что сущность правомерного политического устройства состоит в том, чтобы человек, соединяясь с другими людьми в общество, не терял бы своих естественных прав и сохранял бы свою свободу. Руссо, в противоположность Гоббсу, полагал, что человек от природы добр. Но сильное государство все-таки необходимо, но оно должно быть выражением общей воли народа. Государству, считает Руссо, должна быть передана значительная часть естественных прав человека с целью наиболее полного их осуществления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|