Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права женщин в международном праве




Права женщин по-прежнему остаются одним из самых острых вопросов международного права, и за время, прошедшее после выработки Всеобщей декларации прав человека, он заставил многое пересмотреть в понимании этого вопроса. Идет ли речь о культурном релятивизме, гуманитарном праве и международных военных преступлениях, рассматривается ли критерий должной тщательности или право на уважение к половой идентичности, — везде женская тема выступает как определяющий момент в подходе к правам человека.

Организация Объединенных Наций, ее Устав утверждает веру в «равноправие мужчин и женщин». Вот почему Организация с самого начала своего существования направила свои усилия на ликвидацию дискриминации в отношении женщин, учредив Комиссию по положению женщин в качестве функциональной комиссии Экономического и Социального Совета. В 1952 г. Генеральная Ассамблея приняла первый правовой документ Организации Объединенных Наций, касающийся исключительно прав женщин — Конвенцию о политических правах женщин. В этом документе говорится, что женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами правах, занимать общественно-государственные должности, выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом. В целом, на международном уровне в движении за права женщин выделяют две основные фазы:

1. Это фаза борьбы против дискриминации, которая увенчалась принятием Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.). Она затрагивала дискриминацию в области здравоохранения и образования, отношение со стороны общества, участие в политической жизни и равенство прав в семье. Положений, касающихся насилия против женщин, в Конвенции не содержалось.

2. Вторая фаза началась в 1980-е годы. В это время вопросы насилия против женщин и подход к правам женщин в контексте защиты прав человека выдвинулись на передний план. В международном женском движениии виделась сила, способная действенно влиять на органы власти, побуждать их к изменению правовых норм в соответсвии с международными стандартами. Эта фаза увенчалась принятием Декларации ООН о ликвидации насилия против женщин (1993 г.) и созданием при Комитете ООН по правам человека поста Специального докладчика ООН по вопросам насилия против женщин.

В ст. 2 Декларации содержится более подробная расшифоровка термина «насилие в отношении женщин». Подразумевается, что он охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

· физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

· физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

· физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.

Важное место среди международных документов, касающихся прав женщин, занимают Конвенции и Рекомендации специализированного международного органа — Международной Организации Труда (МОТ), цель которых состоит в стремлении максимально устранить дискриминацию женщин в сфере трудовых отношений. В их числе Конвенция 100-я о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция 103-я об охране материнства, Конвенция III о дискриминации в области труда и занятий и др.

Конституция Республики Беларусь содержит положения о равноправии мужчины и женщины в семейных отношениях. Статья 32 Конституции говорит о том, что женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Республика Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций (договоров), предусматривающих улучшение правового положения женщин.

Права ребенка

Права и благополучие детей всего мира являются первейшей заботой одного из наиболее известных специализированных учреждений — Международного детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), эта организация ведет борьбу за права детей развивающихся стран иметь доступ к надлежащему медицинскому обслуживанию и питанию, профессиональному образованию, чистой питьевой воде, санитарным условиям и другим основным услугам. Рамки деятельности ЮНИСЕФ определены Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация вновь подтвердила положения Всеобщей декларации прав человека применительно к детям, добавив, что ребенок «нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Основной тезис Декларации заключается в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, добровольные организации, местные власти и правительства принять изложенные в Декларации права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорится, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и в условиях свободы и достоинства.

В 1979 году Комиссия по правам человека создала рабочую группу по разработке Конвенции о правах ребенка. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи. Конвенция базируется на следующих принципах: ребенок это личность; он имеет право на активное участие в обсуждении и решении вопросов своей судьбы; ребенок имеет право на свою индивидуальность: гражданство, имя, семью; особой заботой государства являются дети, лишенные семьи, дети с нарушениями психофизического развития, дети, которые оказались в тяжелых индивидуальных условиях существования.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1 октября 1990 г. В 1993 г. в республике был принят Закон о правах ребенка. В Законе, состоящем из 35 статей, определены принципы государственной политики в отношении детей, закреплены их права и обязанности. Основой для формирования семейного права является Конституция Республики Беларусь. Нормативным правовым актом, формирующим структуру семейного права, является Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в действие 1 сентября 1999 года. В соответствии со статьей 179 Кодекса Республики Беларусь о семье, лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет считается несовершеннолетним. Ребенок до достижения им 14 лет считается малолетним. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет считается подростком. В соответствии со статьей 181 Кодекса Республики Беларусь о семье, ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения. Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака. Защиту прав и законных интересов детей обеспечивают в пределах своей компетенции государственные органы. Полномочия органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей от имени государства, а также особенности защиты прав и законных интересов детей определяются Кодексом Республики Беларусь о браке и семье и другими актами законодательства Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей и возмещения затрат по уходу за ними, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. Родители, лишенные родительских прав, утрачивают право на получение содержания от своих детей.

ТЕМА 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...