Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 5. Лаборатория Поисков




Введение

Если вас интересует возможность развить свои психологические способности, важные в общении с людьми; если вам хочется не только читать книжки об этом, но и предпринять практические шаги по пути к самоизменению; если вам удастся найти еще несколько человек, заинтересованных в том же, – вы сможете вместе организовать собственную Лабораторию Поисков.

 

Эта последняя часть книги адресована тем, кто хочет практически овладеть всем, о чем говорилось выше. Предложения, обсуждаемые на последующих страницах, нельзя рассматривать как рецепты легких и счастливых отношений с людьми. Я лишь сформулировал некоторые общие принципы и дополнил их сценариями пяти встреч, в ходе которых можно предпринять определенные поиски. Я считаю, что только чтение сценария без практических занятий в специально организованной группе мало чем может помочь в развитии собственных навыков. Предлагаемые упражнения предоставляют возможность кое-чего достичь, но это во многом зависит от усилий тех, кто не ограничится чтением, а будет работать по-настоящему. Здесь часто употребляется слово "поиск". Этим я хочу подчеркнуть, что, начиная работать над каким-то сценарием, никто не может заранее определить ни конечную цель, которую удастся достичь каждому из участников, ни тот путь, который он себе изберет. Основой этих поисков является обучение, но отличное от обучения в традиционной школе.

 

Чтобы вы могли лучше понять, что я имею в виду, отвечу на четыре важных вопроса:

· Чему могут научиться члены Лаборатории Поисков?

· Кто кого будет учить?

· На каком материале будет основано обучение?

· Как вы будете учиться?

 

Вопрос: "Чему могут научиться члены Лаборатории?" – это вопрос о цели совместных поисков. В Лаборатории можно научиться:

  • правильнее воспринимать и понимать других людей и самого себя, а также то, что происходит между нами и другими людьми,
  • лучше общаться, обсуждая с другими мысли, чувства, поступки,
  • успешнее справляться с проблемами и разрешать конфликты, помогая друг другу.

 

Теперь вы можете подумать и решить, насколько привлекательны и важны эти цели, чтобы предпринимать какие-то усилия и идти на определенный риск. Риск, с которым всегда будут связаны любые попытки сделать что-нибудь иначе, чем раньше, ввести любые новшества.

 

Ответ на вопрос: "Кто кого будет учить?" – может вызвать недоумение, потому что не будет упомянут ни один учитель или специалист. В Лаборатории Поисков люди учатся сами у себя. Для огромного большинства людей, независимо от их возраста, эта ситуация кажется совершенно необычной и новой. Участие в ней, с одной стороны, также сопряжено с некоторым риском, а с другой – предполагает доверие к себе и к другим участникам практикума, оказавшимся в подобной ситуации. Доверие к себе, своим возможностям овладеть чем-то очень важным для жизни без активной помощи авторитетов, без готовых, предлагаемых извне рецептов, только своими силами.

 

В процессе работы Лаборатории вам представится возможность научиться тому, как можно учиться у самого себя.

Если в Лаборатории нет учебников, нет докладчиков и докладов, если нет заранее доказанных научных фактов, то возникает естественный вопрос: "На каком же материале учиться?"

Самым ценным материалом, дающим человеку важнейшие сведения о себе и своих отношениях с другими людьми, являются его субъективные переживания, связанные с конкретными ситуациями межличностного общения, его жизненный опыт. В Лаборатории этим материалом для совместного обучения будет субъективный опыт каждого, приобретаемый на очередной встрече. То, что будет происходить с каждым из участников и между ними за время, проведенное вместе. Их мысли, чувства, желания, образы, действия и т.д.

Все, что можно будет увидеть, услышать, почувствовать, осознать, выразить словами и без слов. Обучению на основе личного опыта посвящена часть моей книги "Поиск себя", знакомство с ней может стать дополнительным материалом для работы Лаборатории. Выше я уже перечислил важнейшие элементы подобного самообразования.

 

И остается последний вопрос: "Как учиться?" Приведенная на следующих страницах программа Лаборатории содержит описание различных ситуаций и поступков, а также правила и принципы работы с ними. Можно приступить к реализации этой программы, если есть группа людей, заинтересованных в достижении целей Лаборатории, готовых потратить на это определенное время, и если есть помещение, в котором можно проводить встречи. Оптимальное количество членов группы – 8-10, на каждой встрече не должно присутствовать более 12 и менее 6 человек. Работа Лаборатории рассчитана на 5 встреч, по 2-3 часа каждая. Встречи связаны в единый комплекс, поэтому, соглашаясь участвовать в работе Лаборатории, каждый должен рассчитывать на посещение всех пяти встреч. Встречи могут проходить с разными интервалами между ними, например каждый день или через день, через два, но перерыв не должен превышать недели.

Участие в работе Лаборатории должно быть добровольным, любое решение каждый принимает без давления извне. Решение участвовать означает готовность быть задействованным в любой из предлагаемых ситуаций, прикладывать серьезные усилия для достижения целей Лаборатории. Формулировка типа "Если будет хорошо – останусь" означает, лишь частичное согласие и не может быть примером окончательного решения, поскольку выражает скорее согласие на роль зрителя, а не автора того, что будет происходить в Лаборатории.

Состав участников Лаборатории не должен иметь иерархическую структуру, не предполагает распределения ролей – нельзя делить членов группы на "высших" и "низших", на "лучших" и "худших", на "более осведомленных" и "менее осведомленных", на "более опытных" и "менее опытных" и т.д. Напротив, каждую встречу должен проводить выбранный всеми человек, причем от встречи к встрече руководители должны меняться. Он будет ведущим, помогающим группе организовать совместный поиск, будет подготавливать специальные материалы для упражнений, зачитывать инструкции.

Сценарий каждой встречи содержит конкретное задание для ведущего, инструкции для всей группы и набор таблиц или вопросов для всех участников. В начале каждого сценария дается введение в форме пролога, в котором объясняются цели встречи и намечается направление поиска. Перед началом каждого занятия участники должны ознакомиться с прологом.

 

СЦЕНАРИИ ВСТРЕЧ

Встреча первая

Целью первой встречи является создание условий для лучшего знакомства; определение тех особенностей каждого, над которыми можно будет работать в Лаборатории; знакомство с принципами работы Лаборатории.

Никто не может гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуации и предлагаемых упражнений. Можно и нужно помогать друг другу, но каждый сам отвечает перед собой за то, что будет делать, за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научится.

Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкции для упражнений, нелегко будет сконцентрироваться в определенное время на определенных ситуациях. Может быть, порой будет возникать ощущение скуки или раздражения. Это естественно и вполне уместно. Однако важно, чтобы такие переживания не заставляли вас отказаться от участия в упражнениях или ситуации, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

 

О содержании встречи вы узнаете из вступления, которое сделает один из вас, выбранный всеми на роль ведущего этой встречи.

 

Задание для ведущего

Твоей основной задачей является помощь группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече. Ты не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Тебе нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением ты не должен вызывать восхищение или страх. Твоя помощь группе должна заключаться в:

  • подготовке помещения, в котором будет проходить встреча;
  • подготовке необходимого материала, а именно: бумаги для записей (лучше из альбома для рисования), карандашей или ручек, английских булавок или скрепок, таблички с перечнем Правил Совместных Поисков, списка Качеств, Важных для Межличностных Отношений;
  • зачитывании инструкции очередного задания и контроле над длительностью каждой ситуации;
  • организации совместного анализа того, что происходило во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников.

Конечно, это не означает, что все это ты должен делать в одиночку; например, подготовка помещения или материалов может быть общим делом. Перед началом встречи подробно ознакомься со сценарием ситуации и содержанием Правил Совместных Поисков. Если в них ты не найдешь каких-либо указаний, помогающих тебе справиться с возможными сомнениями (если такие возникнут у тебя в ходе подготовки занятия), постарайся справиться со своими сомнениями сам или посоветуйся с другими.

 

В твоих интересах позаботиться о том, чтобы в конце встречи члены Лаборатории рассказали тебе, как воспринимали тебя в роли ведущего. Ты так же, как и все, несешь ответственность за выбор следующего ведущего.

 

Сценарий ситуации

Все садятся в круг. Ведущий раздает бумагу для записей и английские булавки или скрепки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую помечает сверху знаком "+", правую знаком "-". Под знаком "+" перечисляет: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, которое нравится больше всех, название книги, которая нравится больше всех, любимое женское и мужское имя, любимого литературного героя или исторический персонаж, психологическую особенность, которая нравится в других людях больше всего, психологическую особенность, которая больше всего нравится в себе самом, то, каким образом легче всего доставить ему удовольствие.

 

После этого в правой части листа под знаком "-" каждый называет: нелюбимый цвет, время года, которое нравится меньше всего, фрукт, который не любит, нелюбимое животное, название книги, которая не нравится, женское и мужское имя, которые не нравятся, самого неприятного литературного героя или историческую личность, самую неприятную свою психологическую особенность, то, каким образом легче всего, доставить ему неприятные переживания.

 

Ведущий по очереди читает название каждого пункта, стараясь, чтобы первое упражнение не проходило слишком быстро. Оно должно занимать не более 10-12 минут. Ведущий пишет свои ответы и участвует в упражнении вместе со всеми.

 

Когда все кончают писать, ведущий просит, чтобы в ближайшие 5-10 минут никто не проронил ни слова, включает тихую музыку (хотя это и не обязательно) и предлагает каждому прикрепить свой листок бумаги на видном месте на груди. После чего все в полном молчании начинают ходить медленно по комнате и внимательно читать то, что написано на листке у каждого. Затем ведущий просит всех замереть на том месте, где они находятся, и закрыть глаза.

 

Через 60 секунд ведущий просит открыть глаза и поговорить с тем, с кем хочется. На такие разговоры "стоя" можно выделить 5-10 минут. Ведущий предлагает участникам использовать это время для того, чтобы лучше познакомиться друг с другом.

 

Ведущий просит всех занять свои места и сесть и раздает участникам листочки со списком Качеств, Важных для Межличностных Отношений. Каждый пробует определить, в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место, куда надо вписать цифры от "0" до "6". Если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, он ставит "0" рядом с описанием. Если это качество хоть сколько-нибудь, пусть очень незначительно, выражено у данного человека, он ставит цифру "1". Если описание полностью, без сомнений может быть отнесено к этому участнику, он ставит цифру "6". Таким образом каждый член группы оценивает по очереди все описания, руководствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди). Это задание занимает не меньше 10 минут. Заполненные листочки нужно сохранить, потому что они еще пригодятся – члены Лаборатории будут обращаться к ним на последующих встречах.

 

Теперь вся группа приступает к выполнению общего задания. В течение 30 минут нужно проранжировать 10 качеств в зависимости от их важности. Группа совместно должна решить, какое из 10 качеств является самым важным в межличностных отношениях. Потом группа так же выбирает второе по значимости качество, третье, четвертое и т.д. до качества, которое кажется всем наименее важным. Кто-то один должен записывать на листочке решения группы. Если относительно какого-то качества между членами группы будут серьезные разногласия, не нужно разрешать их путем голосования или принятия компромиссных решений. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия.

 

По истечении 30 минут ведущий прерывает работу группы независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

 

Группа начинает анализировать переживания каждого из участников. Сначала ведущий представляет всем перечень Правил Совместных Поисков и зачитывает каждое правило по отдельности. Потом просит, чтобы каждый участник, руководствуясь этими правилами, в течение 10 минут говорил о том, что происходило в группе между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, происшедшие в Лаборатории, отражались поступки, мысли и чувства участников, а не содержались соображения, продолжающие общую дискуссию о качествах.

 

Через 10 минут ведущий на время прерывает говорящего и снова зачитывает Правила. Он предлагает группе решить, удалось ли выступавшим следовать этим правилам, и напоминает, что следующим нужно помнить о них, рассказывая о своих впечатлениях по поводу всего, что происходило с самого начала занятия. Ведение беседы в соответствии с Правилами – важнейшее условие, которое нужно соблюдать в течение всей встречи. Через 15-20 минут задание можно закончить.

 

В конце встречи ведущий просит членов группы высказаться о том, как они воспринимали его в роли ведущего, чем он помогал, а чем мешал работе группы. Потом группа выбирает нового ведущего для следующей встречи.

Материалы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...