Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партнер X будет Говорящим, а партнер Y – Слушателем.




X рассказывает Слушателю о своих трудностях и проблемах в отношениях с людьми, обращая специальное внимание на сложности, связанные с личностными особенностями (страхами, предубеждениями, сомнениями, ожиданиями). Y старается как можно тщательнее следовать Принципам Хорошего Слушания и помогает Говорящему максимально полно изложить свои мысли. Эта фаза длится 5 минут, ведущий дает знак, когда время кончается.

 

Говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения Слушателя во время первой фазы, подчеркивает то, что ему помогало, а что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Длительность фазы – 1 минута.

 

Говорящий рассказывает Слушателю о своих сильных сторонах и умениях, проявляющихся в общении с людьми, о том, что ему помогает и облегчает устанавливать взаимоотношения с окружающими. Слушатель снова старается как можно лучше слушать собеседника. Через 5 минут ведущий предлагает прервать беседу.

 

Слушатель своими словами повторяет то, что услышал и понял из слов Говорящего во время предыдущих фаз занятия. X движениями головы либо подтверждает, либо опровергает слова Y, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Если Говорящий с чем-то не согласен, Слушатель должен как-то скорректировать свой пересказ, чтобы X подтвердил правильность новой версии – 5 минут.

 

Часть вторая – смена ролей

Теперь X станет Слушателем, а Y – Говорящим. Все последующие фазы упражнения (a, b, c, d) выполняются в соответствии с теми же инструкциями, которые давались для первой части.

 

Все члены группы возвращаются в круг, и ведущий начинает обсуждение впечатлений каждого о том, что происходило во время упражнений. Необходимо пользоваться Правилами Совместных Поисков. Разговор может длиться от 20 до 30 минут.

 

Ведущий спрашивает у группы, как участники воспринимали его поведение, и проводит выборы нового ведущего для третьей встречи.

Материалы

Индивидуальные задания для дискуссии – содержимое отдельных конвертов

"Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то на обсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя..."

* * *

"Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Ты будешь слушать других, но только затем, чтобы найти в чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением заранее намеченного тобой вопроса. Будешь делать вид, что слышишь и понимаешь то, о чем говорится, но на самом деле будешь только ждать момента, чтобы направить разговоры в нужном для тебя направлении..."

* * *

"Будешь активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь и очень многое пережил".

* * *

"Как минимум пять раз постараешься влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы в своих словах вынести какие-то оценки или суждения конкретным участникам дискуссии (например, начинающиеся со слов "ты –..."). В основном будешь ориентироваться на то, чтобы давать оценки членам группы".

* * *

"Ты должен как минимум три раза высказаться в ходе дискуссии. Ты должен внимательно слушать других, каждую свою реплику начинать с пересказа своими словами того, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: "Правильно ли я тебя понял?" – и вносить необходимые поправки в свои слова".

* * *

"Твое участие в разговоре должно быть направлено главным образом на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы".

* * *

"Вспомни, как обычно выглядит твое поведение во время дискуссий, постарайся, чтобы на сей раз все было иначе. Попробуй изменить свой привычный способ поведения на более совершенный".

* * *

"Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как ты обычно ведешь себя во время групповых обсуждений".

 

Примечания к заданиям:

  • Показать другим участникам содержание твоего задания ты сможешь только по знаку ведущего.
  • Чтобы выполнить данное тебе задание, не старайся играть какую-то роль или изображать другого человека. Если в группе больше 8 человек, одно и то же задание может достаться кому-то еще. Четыре первых задания не являются образцами удачного поведения, им не надо подражать.

 

Принципы Хорошего Слушания (содержание таблицы)

1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе; обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.

 

2. Покажи говорящему, как ты его понимаешь; это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

 

3. Не давай оценок.

 

4. Не давай советов; оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

 

 

Встреча третья

Целью третьей встречи является:

  • приобретение опыта совместной работы всей группы над новым и трудным заданием;
  • поиск новых способов поведения в контактах с людьми;
  • развитие навыка восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения с ними.

 

Выполнение каких-то новых заданий дает хорошую возможность для лучшего знакомства с конкретными людьми и со всей группой в целом. Когда выполняешь новое задание, не имея готовых рецептов или образцов поведения, проще внести какие-то изменения в свой стиль взаимодействия с другими людьми. Понятно, что существенно изменить что-то нелегко и невозможно с помощью какого-то одноразового приема, после которого можно прекратить все усилия. Опыт, который вы приобретаете в Лаборатории, может лишь стимулировать вас к дальнейшим шагам по изменению собственного поведения, но шаги эти вы будете делать за пределами Лаборатории, в вашей повседневной жизни. Подчас для того, чтобы успешнее начать работу над собой, лучше выбрать какой-то конкретный и не слишком "размытый" фрагмент поведения и поставить перед собой вполне определенные цели. Можно, например, опробовать такие способы поведения, на которые в повседневной жизни вы боитесь решиться.

Делая свой выбор, решите сразу, каких перемен вы хотите добиться, чтобы впоследствии можно было оценить, насколько вам удалось задуманное. Поэтому намерение, сформулированное в слишком общих словах или тесно связанное с необходимостью внешних изменений, а не собственного поведения, не очень подходит для нашей задачи – попытки изменить что-то конкретное в себе. Если эта задача решается в группе людей, занятых общей деятельностью, члены группы могут помогать друг другу, делясь своими впечатлениями и наблюдениями.

 

Задания для ведущего

Твоим основным заданием будет помощь всей группе и каждому конкретному человеку в обучении совместному поиску решений. Ты не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Тебе не нужно доказывать себе или другим, что ты в чем-то лучше, не надо стремиться проверить себя или вызывать у других восхищение или страх.

Твоя помощь другим во время этого занятия будет заключаться в:

  • подготовке помещения для встречи, размещении на видном месте таблицы с Правилами Совместных Поисков и в такой организации пространства, чтобы в середине комнаты было свободное место размером 3×3 метра;
  • подготовке материалов: списка Качеств, Важных для Межличностных Отношений, которым пользовались в ходе первой встречи, а также большого листа картона размером 2×2 метра (его можно склеить из нескольких маленьких листов), красок и кисточек для каждого, цветных мелков и пишущих предметов, нескольких коробок пластилина;
  • зачитывании инструкций каждого последующего задания и в контроле за длительностью каждой ситуации;
  • организации совместного анализа впечатлений, возникших в каждой конкретной ситуации, ведении дискуссии в соответствии с Правилами.

 

Внимательно познакомься со сценарием всех ситуаций и реши, не захочется ли тебе изменить что-то в своем поведении в ходе проведения этого занятия. Перед встречей просмотри свой список Качеств, Важных для Межличностных Отношений. Подумай, готов ли ты работать над совершенствованием какого-то из описанных тобой качеств. Постарайся в конце занятия вызвать членов группы на обсуждение твоего поведения, того, что им помогало, а что мешало и т.д. Не забудь о необходимости выбрать ведущего для следующей встречи.

 

Сценарий ситуации

Все садятся в круг. Ведущий раздает листочки со списком Качеств, Важных для Межличностного Общения, которыми пользовались на первом занятии. Каждый получает свой листок, узнав его по почерку или по подписи. Ведущий просит всех внимательно прочитать то, что написано, и выбрать для себя одно или несколько качеств, над которыми каждый хотел бы поработать в течение ближайшего часа.

Он подчеркивает, что выбор и любые попытки развить то или иное качество – сугубо личное дело каждого.

Нельзя никого заставлять, никто не должен ни перед кем отчитываться за свое решение и способы, которые он выбрал, чтобы изменить что-то в своем общении с другими людьми. Тот, кто чувствует, что готов предпринять какие-то попытки, должен мысленно представить себе, какие конкретные шаги он мог бы сделать в течение ближайшего часа, который он проведет вместе с другими членами группы.

Такая индивидуальная подготовка не должна занимать больше чем 10-15 минут.

 

Ведущий раскладывает на полу в центре комнаты большой лист картона и раздает всем участникам краски, кисти, пластилин и т.п. Потом рассказывает членам группы о следующем задании-предложении: "Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить.

Вы можете:

a) освоить остров, организовать на нем хозяйство;

b) наладить на нем социальную жизнь (создать организации, распределить функции, роли, обязанности и т.п.);

c) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний)".

На это вам дается 1 – 1,5 часа и полная свобода действий в рамках пунктов a – c.

 

По истечении назначенного времени все садятся вокруг освоенного "острова". Ведущий предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило, с учетом Правил Совместного Поиска. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и не был доволен.

 

Этому разговору можно посвятить от 20 до 30 минут.

 

Ведущий предлагает поделиться на пары и найти себе место для разговора так, чтобы не мешать другим. В парах члены группы обмениваются своими переживаниями, связанными с запланированными ранее намерениями что-то изменить в своем поведении. Пары могут быть теми же, что и на второй встрече, но это не обязательно. На эти разговоры выделяется не больше 5-10 минут.

 

В заключение ведущий опрашивает членов группы о том, как они воспринимали его поведение, и организует выбор ведущего для следующего занятия.

Встреча четвертая

Целью четвертого занятия является: осознание собственного влияния на других людей; овладение навыком высказывания и принятия обратных связей.

 

Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен постоянно искать вокруг себя разные признаки, свидетельствующие об истинных последствиях своего поведения. В особенности его должны интересовать реакции других людей на его конкретные поступки в конкретных ситуациях. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Таким образом можно узнать что-то новое, что поможет лучше и яснее увидеть самого себя. Следует только не забывать, что то, как другие видят нас, не может быть единственным источником информации и суждений о том, что мы за люди.

 

Обеспечение других обратной связью – сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, – может повышать взаимное доверие, создавать условия для более глубоких и теплых отношений. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующим умением, но и смелостью. Умение можно выработать посредством упражнений, смелость приобретается в результате последовательных попыток, готовности идти на риск.

 

Задания для ведущего

Твоим основным заданием будет помощь всей группе и каждому конкретному члену в обучении и совместном поиске.

Однако ты не являешься ни руководителем, ни учителем, ни судьей, ни надзирателем. Тебе не надо доказывать себе или другим, что ты в чем-то лучше остальных, ты не должен проверять себя, не должен вызывать у других восхищение или страх.

 

Твоя помощь другим в ходе этой встречи будет заключаться в:

  • подготовке помещения для встречи, размещении на видном месте таблиц с Правилами Совместных Поисков, Принципами Хорошего Слушания (использовавшимися в ходе предыдущих встреч), а также перечня Положений об Обратных Связях – на картонном листе размером 100×70 см;
  • зачитывании инструкций и контроле над длительностью выполнения заданий;
  • организации совместного анализа впечатлений в соответствии с Правилами Совместных Поисков.

 

Может быть, во время занятия некоторым участникам понадобится твоя помощь. Для этого можешь перед встречей внимательно перечитать главу "Открытость и доверие", там ты найдешь подробное описание принципов высказывания и принятия обратных связей. Особое значение следует придавать тому, чтобы человек, дающий обратные связи, опирался на свои субъективные ощущения, а не говорил о том, что из себя представляет тот, к кому он обращается. Есть очень большая разница между словами: "Я чувствую раздражение, даже злость порой, когда вижу, как ты смотришь на меня и шепчешь что-то Басе", – и словами: "Ты настроен против меня, ты – раздражительный и злобный человек".

Старайся, чтобы члены группы в основном использовали высказывания первого типа и избегали высказываний второго типа. Выражение обратных связей – это один из самых главных способов обучения в Лаборатории, пользоваться им надо не только на этом занятии.

 

Желательно, чтобы ты первый согласился выслушать обратные связи в свой адрес.

 

В конце встречи попроси участников рассказать о том, как они воспринимали тебя в роли ведущего, и не забудь о выборе ведущего следующего занятия.

 

Сценарий ситуации

Все садятся в круг. Ведущий знакомит группу с Положениями об Обратных Связях, потом ставит в центр круга пустое кресло и говорит, что его займет тот, кто первым захочет выслушать от других информацию о себе.

Кто-то вызывается первым занять пустое кресло и начинает выслушивать от каждого по очереди информацию о себе. Он сам выбирает того, кто будет говорить ему, как его воспринимает, какие чувства вызывает его поведение. Когда первый кончит говорить, следующим будет член группы, сидящий справа по ходу часовой стрелки. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссии, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратные связи. Таким образом, двигаясь по кругу, он получает информацию от всех участников, до тех пор, пока никто уже ничего не сможет ему сказать.

  1. Получив обратные связи, этот человек возвращается на свое место.
  2. В центр круга садится следующий участник и выбирает себе того, от кого он хочет выслушать обратную связь. По таким же принципам все остальные члены группы оказываются в центре круга и выслушивают обратные связи от других участников.
  3. По окончании задания ведущий предлагает всем обсудить свои впечатления в течение 15-20 минут; потом напоминает о необходимости выбрать ведущего для следующей встречи.

 

Примечание: Если в состав группы входит больше чем 10-12 человек, высказывание обратных связей одному участнику длится даже больше чем 30 минут. Это надо учитывать при планировании занятия. Можно уменьшить количество людей, от которых будет приниматься информация, это сократит время встречи.

 

Материалы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...