Список Качеств, Важных для Межличностных Отношений
Правила Совместных Поисков 1. Говори о том, что происходит в группе здесь и теперь, то есть о том, что в данный момент происходит с членами Лаборатории, о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других членов группы. Все, что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания, в твоих словах не может быть ничего "чересчур специального" или "чересчур заумного".
2. Учись доверять своим субъективным ощущениям. Субъективные ощущения являются наиболее ценным материалом в Лаборатории, куда более ценным, чем теоретические и общие рассуждения. Они помогают глубже и точнее понять, что происходит в самих людях и между ними.
3. Старайся быть открытым, когда говоришь или когда слушаешь других. Результаты работы всей группы зависят от того, насколько каждый ее член захочет и сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересован в информации о том, как его воспринимают, несмотря на все возможные трудности и неприятности, связанные с этим.
4. Сосредоточивайся на том, что говорят и делают другие, старайся осознавать и понимать свои чувства, которые возникают в этот момент. Независимо от того, насколько ты уверен в правильности своих предположений о том, что происходит в "душе" другого человека, постарайся проверить свои догадки и мысли.
5. Не избегай риска; пытаясь проникнуть в незнаемое, всегда рискуешь; если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного и освоенного; конечно, каждый сам решает, рисковать ему или нет, но знай, что без риска любой поиск превратится в открытие и повторение того, что ты уже знаешь и умеешь.
6. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться. Встреча вторая Целью второй встречи является: изучение разных стилей общения, овладение навыками хорошего слушания и точного восприятия других людей. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, восприимчивы к нюансам их поведения. Чаще всего мы занимаем позицию внешнего наблюдателя, который, когда воспринимает окружающих, неспособен вступать с ними в контакт, а когда общается с другими, то не может объективно и разносторонне их воспринимать. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать заинтересованное общение с внимательным наблюдением и слушанием. Развитие качеств, необходимых для более успешного общения с окружающими, предполагает не только овладение умением хорошо слушать и точно воспринимать других. Не меньшее значение имеет способность слушать и понимать самого себя, то есть лучше осознавать свои чувства и действия в различные моменты каких-то интеракций с другими членами Лаборатории.
Все дальнейшее время, до самого конца работы Лаборатории, необходимо следовать Правилам Совместных Поисков. Результаты работы во многом будут зависеть от того, насколько членам группы удастся их реализовать.
Задания для ведущего Сегодня ты выполняешь роль человека, который должен помогать группе в совместных поисках и в обучении. Ты не руководитель, не учитель, не судья, не надзиратель. Ты не должен доказывать свое превосходство над другими или стремиться вызвать у них восхищение или страх. Твоя помощь группе должна заключаться в:
До начала встречи тебе надо будет приготовить конверты с заданиями и так их заклеить, чтобы никто не смог узнать, что внутри. Внимательно познакомься со сценариями всех ситуаций; конечно, тебе не нужно заучивать их наизусть, ты сможешь пользоваться сценариями во время занятия, важно лишь, чтобы при подготовке ты понял суть упражнения и те его моменты, которые могут стать материалом для анализа участников. Организуя и направляя обсуждение, следи за тем, чтобы общие и теоретические рассуждения не вытеснили разговоров на конкретные темы. В конце встречи постарайся подбить членов группы на обсуждение твоего поведения на занятии, пусть они скажут, что им сегодня мешало, а что помогало в том, как ты говорил, слушал и т.д. Ты тоже несешь ответственность наряду с другими за выбор ведущего следующей встречи.
Сценарий ситуации Все садятся в кружок в середине комнаты. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и по истечении 2-3 минут просит всех закрыть глаза. Каждый должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно зафиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить, и открыть после этого глаза.
Спустя какое-то время ведущий предлагает повторить упражнение – 2-3 минуты каждый внимательно смотрит на лица остальных, после чего все закрывают глаза и пытаются представить лица товарищей. Все это следует делать в полной тишине, и только позже можно будет 5-10 минут поговорить о своих переживаниях.
Ведущий просит всех занять свои места в креслах или на стульях, В середине круга кладется стопочка конвертов с заданиями, и ведущий предлагает всем взять по одному конверту. Никто не должен показывать другим содержание своего конверта до момента окончания дискуссии и анализа впечатлений. После этого ведущий предлагает группе в течение 20-25 минут обсудить тему "Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?". Кроме общего задания для всей группы – участия в дискуссии на названную тему, – каждый из членов должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащееся в конверте. Ведущий дает знать, когда время дискуссии подходит к концу. По окончании дискуссии группа обсуждает свои впечатления, руководствуясь Правилами Совместных Поисков. Ведущий предлагает членам группы попытаться отгадать, какое задание получил каждый. Содержание задания заключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения с людьми, и, проанализировав конкретное поведение каждого члена группы, определить, какой именно стиль был продемонстрирован. На обсуждение того, что происходило в группе и с каждым из ее членов, отводится 15-20 минут. После небольшого перерыва группа переходит к упражнениям для развития навыков хорошего слушания других людей. Ведущий вешает на видном месте таблицу с перечнем Принципов Хорошего Слушания и зачитывает ее. Он предлагает участникам поделиться на пары, выбрав себе в качестве партнера наименее знакомого человека. В каждой из пар партнеры устанавливают, кто из них будет называться X, а кто – Y. Важно, чтобы каждая пара нашла себе место в комнате, где она могла бы свободно разговаривать вполголоса, не мешая всем остальным. Поскольку каждый партнер исполняет определенную роль, задание будет состоять из двух частей, что позволит партнерам поменяться ролями.
Часть первая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|