Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Система административных взысканий по законодательству




Вывод

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии КоАП.

Административные наказания осуществляют цели общей и частной превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер.

Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

Наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

 


2. Система административных взысканий по законодательству

 

Устанавливая административные взыскания, законодатель в целях предоставления органам административной юрисдикции возможности при вынесении постановления (решения) по делу избрать соответствующую по характеру и степени общественной опасности административного проступка меру взыскания, в ст. 24 Кодекса об административных правонарушениях не только приводит перечень их видов, но и располагает в строго определенном порядке. Такое их расположение принято называть системой административных взысканий.

Согласно ст. 24 КУоАП видами административных взысканий являются:

а) предупреждение;

б) штраф;

в)возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

г) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

д) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

е) исправительные работы;

ж) административный арест.

Перечень административных взысканий ст. 24 КУоАП не является исчерпывающим, о чем говорит часть вторая данной статьи. То-есть законами могут быть установлены и другие виды административных взысканий. Как уже неоднократно подчеркивалось — это огромный недостаток законодательства об административной ответственности, так как система административных взысканий должна содержаться в рамках одного систематизированного нормативного акта, и перечень видов административных взысканий должен быть исчерпывающим.

Так же ч. 3 ст. 24 КУоАП предусматривает возможность применения к иностранцам и лицам без гражданства за совершение административных проступков, грубо нарушающих правопорядок, выдворение из пределов.

Система административных взысканий, закрепленная ст. 24 КУоАП, внутренне упорядочена и построена по принципу: от наиболее мягкого к наиболее строгому виду взыскания. Такой подход имеет практическое значение, так как органы административной юрисдикции обязаны сначала рассматривать возможность применения наиболее мягкого взыскания, а затем более строгих взысканий.

Систему образуют отдельные виды административных взысканий, каждый из которых имеет специфическое содержание. К ним относятся:

Предупреждение — это официальное, от имени государства, осуждение и порицание противоправного деяния правонарушителя органом административной юрисдикции с предостережением его о недопустимости таких действий впредь. Предупреждение, как один из видов административного взыскания, применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных, не представляющих большой общественной опасности проступков. Поскольку предупреждение — самое мягкое административное взыскание, оно не затрагивает имущественных и иных прав нарушителя.

Применяется предупреждение лишь в том случае, когда, во-первых, оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи КУоАП или иного нормативного акта, устанавливающего административную ответственность, и, во-вторых, когда незначительный проступок впервые совершен лицом, которое в целом характеризуется положительно.

Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно со штрафом (например, статьи 50, 79, 92, 101 КУоАП и другие). Иногда является единственным взысканием, предусмотренным в санкции статьи (например, ст. 125 КУоАП).

В соответствии со ст. 283 КУоАП предупреждение оформляется письменно путем вынесения постановления органом (должностным лицом), рассматривающим дело. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение может быть оформлено также и иным способом (например, совершением компостерной просечки талона к удостоверению на право управления автомобилем или маломерным судном).

Штраф — это денежное взыскание, которое налагается на правонарушителя за совершенный административный проступок в случаях и размере, установленных КУоАП и законами (ст. 27 КУоАП). Данный вид взыскания является наиболее распространенным в санкциях статей Кодекса Особенной части. Как правило, в санкциях статей указывается минимальный и максимальный размер штрафа, только в пределах которых орган административной юрисдикции может назначить взыскание. Однако иногда законодатель четко определяет размер штрафа, не указывая минимальных и максимальных его пределов (например, ст. 1551 КУоАП).

Возмездное изъятие предмета — это принудительное изъятие по решению суда общей юрисдикции предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка с последующей его реализацией и передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (ст. 28 КУоАП). Возмездное изъятие предмета, как меру взыскания, не следует путать с изъятием вещей и документов как процессуально-обеспечительной меры административного принуждения (ст. 265 КУоАП), так как различно их целевое предназначение (см. параграф 2 главы 2). Также возмездное изъятие предмета не следует путать с реквизицией, которая является мерой административного предупреждения и используется представителями государственной власти с целью предотвращения возможных вредных последствий для государства, общества и отдельного лица.

 

Возмездное изъятие предмета, как вид административного взыскания, включает в себя три составляющие. Во-первых, это принудительное изъятие предмета, явившегося непосредственным объектом или орудием совершения административного проступка. Во-вторых, это реализация изъятого предмета в установленном законом порядке. И, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику с вычетом расходов, связанных с реализацией предмета. Именно наличие третьей составляющей позволяет различить два вида административного взыскания: возмездное изъятие предмета и конфискацию предмета (ст. 29 КУоАП). Так как при конфискации предмета изъятые вещи собственнику не возвращаются, а обращаются з собственность государства.

Возмездное изъятие предмета применяется в качестве административного взыскания, только в случаях, когда закреплено в санкции соответствующей статьи КУоАП. Например, возмездное изъятие транспортных средств предусмотрено ч. 2 ст. 130 КУоАП; изъятие оружия и боевых припасов — ч. 1 ст. 191 и ст. 193 КУоАП.

Конфискация предмета — это принудительное безвозмездное обращение предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка, в собственность государства по решению суда общей юрисдикции (ст. 29 КУоАП). Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами. Так, в рамках производства по делам о нарушениях таможенного законодательства конфискация предметов допускается независимо от того, установлено виновное лицо или собственник имущества либо нет.

К примеру, в качестве административного взыскания конфискация оружия и боевых припасов предусмотрена санкциями ч. 1 и 2 ст. 190, ч. 2 ст. 191 КУоАП; конфискация специальных средств самообороны — ч. 1 и 2 ст. 195-1 КУоАП; конфискация электрошоковых устройств — ч. 1 и 2 ст. 195-4 КУоАП и т. п.

Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к людям, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются кроме Кодекса   об административных правонарушениях и другими законами.

Лишение специального права — это ограничение в соответствии с законом на определенный срок права лица пользоваться определенными общественными фондами (право охоты) либо заниматься определенной деятельностью (право управлять транспортным средством). Согласно ст. 30 КУоАП лишить права охоты или управления транспортным средством можно на срок до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением таких случаев: а) управления в состоянии опьянения; б) невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства; в) оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись; г) уклонение от освидетельствования на состояние опьянения. Лишение права охоты не допускается в отношении лиц, для которых охота является основным источником существования.

Лишение права управлять транспортным средством, к примеру, предусматривается в санкциях ч. 4 ст. 122 КУоАП; ч. 2 ст. 122-1 КУоАП;               ст. 122-2 КУоАП и т. п. Лишение права охоты, как вид административного взыскания, предусмотрен, например, ч. 2 ст. 85 КУоАП.

Исправительные работы — это назначаемое судом (судьей) административное взыскание, которое отбывается правонарушителем по месту постоянной работы с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства (ст. 31 КУоАП). Сущность исправительных работ заключается в том, что это срочное взыскание, назначаемое на срок до двух месяцев.

Исправительные работы назначаются за совершение проступков с повышенной степенью общественной опасности. Однако перечень проступков, за совершение которых может применяться это взыскание, невелик. К их числу, например, относятся: мелкое хищение государственного или коллективного имущества (ст. 51 КУоАП)); уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 511 КУоАП); мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП); распространение ложных слухов (ст. 1731 КУоАП) и другие правонарушения.

Как правило, в санкциях статей КУоАП указывается срок исправительных работ с нижним и верхним пределами (например, статьи 51, 173, 185 и др). Иногда законодатель в санкции статьи указывает только верхний предел назначения срока исправительных работ (например, в статьях 51і, 1731 и т. п. ).

Административный арест — это кратковременное, до пятнадцати суток, лишение свободы лица, совершившего административный проступок повышенной степени общественной опасности (ст. 32 КУоАП).

Административный арест устанавливается за административные проступки с повышенной степенью общественной опасности, поэтому и назначается в исключительных случаях только судом (судьей).

В действующем Кодексе   об административных правонарушениях предусмотрено незначительное количество составов таких проступков. К ним относятся: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44 КУоАП); мелкое хулиганство (ст. 173 КУоАП); распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде, совершенное лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такие действия (ч. 3 ст. 178 КУоАП); нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 1851 КУоАП); проявление неуважения к суду (ст. 1853 КУоАП) и другие правонарушения.

Круг лиц, к которым может быть применен административный арест, ограничен действующим законодательством. Согласно ч. 2 ст. 32 КУоАП к такой категории лиц относятся: а) беременные женщины; б) женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет; в) несовершеннолетние (до 18 лет); г) инвалиды первой и второй группы.

Анализ положений ст. 24 Кодекса об административных правонарушениях дает основание к видам административных взысканий отнести также выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...