6. Политические воззрения и успехи Василия III.
6. Политические воззрения и успехи Василия III. При Василии III, которого называют «последним собирателем земли Русской», был завершен процесс консолидации русских земель под эгидой Москвы, был положен конец системе уделов. В 1510 г. была ликвидирована автономия и окончательно присоединена Псковская республика. Трудную и упорную борьбу вела Москва за Смоленск, находящийся под властью Литвы. В состав России вошли Рязанское (1521 г. ) и Новгород-Северское (1523 г. ) княжества. Тем самым в первой трети ХVI в. завершилось присоединение к Москве всех русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Около двух веков продолжался этот процесс объединения самостоятельных княжеств в единое государство. В рамках этого объединения формировалась русская (великорусская) народность, в то время как на западных и южных землях бывшей Киевской Руси складывались украинская и белорусская народности. Московское государство, продемонстрировав свою военную силу в борьбе с Литвой и Казанским ханством, развивало и международные связи. Были завязаны связи со Священной Римской империей, Англией, Данией, Нидерландами, Испанией, Персией. В межгосударственном общении Василий III именовал себя «цесарем», т. е. императором. Таким образом, в России при Иване III и Василии III складывалась самодержавная монархия. Вся полнота политической власти теперь принадлежала великому князю – «государю всея Руси». Ничем не ограниченная самодержавная власть уже в тот период (еще до Ивана Грозного) поражала иностранных наблюдателей. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 г., дал вполне определенную характеристику власти Василия III: «Властью, которую он имеет над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира... Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством... Свою власть он применяет к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно по своей воле жизнью и имуществом каждого».
Однако сложившаяся единоличная власть не была подкреплена соответствующими органами управления. Отсутствие государственного аппарата ограничивало возможности центральной власти. В управлении сохранялись архаические элементы и черты патриархальности. 7. Венчание Ивана IV на царство, его значение. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия. Василий III умер в 1533 г., оставив престол трехлетнему сыну Ивану IV (1533-1584 гг. ). На восьмом году жизни Иван лишился и матери Елены Глинской. Один за другим последовали боярские заговоры, и власть переходила из рук в руки. В такой обстановке рос Иван IV и наблюдал, как каждый переворот сопровождался ссылками, опалами, казнями, расхищением казны. С юных лет он таил жажду мести и, получив власть, дал волю своей жестокости. А пока, в детстве, злобу вымещал на животных – сбрасывал с теремов собак и кошек, а позднее с ватагой сверстников мстил людям – на улицах бил и грабил прохожих. В тринадцать лет он вынес свой первый смертный приговор: по его приказу псари убили правителя, князя Андрея Шуйского. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. Митрополит Макарий возложил на него «шапку Мономаха». Как полагает историк В. Я. Хуторской, это была украшенная золотом и отороченная соболями среднеазиатская тюбетейка, подаренная, видимо, ханом Узбеком Ивану Калите. Она считалась на Руси знаком царской власти, присланным византийским императором Константином Мономахом своему внуку – князю Владимиру. Полувековое царствование Ивана Грозного можно разделить на два периода. Начальный период (40-50-е годы) его правления отмечен значительными успехами во внутренней и внешней политике, которыми государство было обязано «Избранной раде» – правительственному кружку, сложившемуся вокруг Ивана IV. В нее вошли незнатный дворянин Адашев, священник Сильвестр, митрополит Макарий. В 1549 г. впервые в России был созван Земский собор, являвшийся совещательным органом. В 1550 г. принят новый Судебник, который упорядочил и дополнил прежний. Были созданы органы централизованного управления – приказы вместо прежних учреждений, Дворца и Казны. Посольский приказ ведал внешней политикой, Разрядный – назначением воевод, Поместный – распределением поместий, Разбойный – борьбой с преступностью и др.
Упорядочивалась обязательная воинская служба феодалов в соответствии с «Уложением о службе» (1556 г. ). С каждых 150 десятин земли феодалы должны были выставлять одного воина и являться на службу «конно, людно и оружно». Для охраны царя и крупных городов создавалось постоянное стрелецкое войско. Эти реформы повысили централизацию и эффективность управления и знаменовали собой оформление государственного аппарата России и развитие в направлении сословно-представительной монархии. Однако эта система не утвердилась в верхнем эшелоне власти. Таким органом формально стали Земские соборы. Первый Земский собор, созванный Иваном IV в 1549 г., состоял из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Тенденция к усилению самодержавной власти привела к тому, что их деятельность продолжалась всего около ста лет – с середины ХVI до середины ХVII в. «Избранной радой» были приняты меры по повышению авторитета церкви. Созванный в 1551 г. церковный собор принял решения в виде ответов на вопросы государя. Таких вопросов и ответов было сто, и собор получил название Стоглава. Собор обязал духовных лиц заводить училища для обучения детей грамоте, письму, церковному пению. Он предписал священникам «не лаяться», не сквернословить, не драться в церкви, монастырям велено не держать водку и т. п. Собор принял решение о корректировке церковных книг. Избранная рада проводила и активную внешнюю политику. Укрепление военной мощи страны было решено использовать для завоевания Казанского ханства. В 1552 г. 150-тысячная русская армия осадила Казань. Поход возглавил сам царь. Осада Казани велась по всем правилам военного искусства с привлечением иностранных инженеров, применением осадных башен, обстрелами неприятеля из 150 пушек, подкопами и взрывами городской стены. Затем в составе России оказались подвластные Казани народы - башкиры, мордва, чуваши, удмурты. Вассальную зависимость от Москвы признала Ногайская орда, а в 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. Подчинив себе соседние народы, Россия с середины XVI в. начинает превращаться в империю.
С падением Избранной рады в 1560 г. начался поворот от политики реформ к мрачной эпохе террора, связанного с опричниной. Столь резкий переход исследователи объясняют в том числе определенными сдвигами, произошедшими в психике царя после смерти жены Анастасии. Причины также заключались в самих исторических условиях, в которых проводились реформы: незавершенность централизации, неразвитость госаппарата не приводили к немедленным результатам, тем временем накапливались разногласия царя с ближайшим окружением, и он хотел достичь желаемого, стремясь к упрочению личной власти, избавлению от самостоятельно мыслящих людей. Так, он подверг репрессиям всех деятелей «Избранной рады». Иван учредил свой личный удел – опричнину (от слова «опричь» – кроме). В нее вошла добрая половина страны, а на остальную часть страны – земщину, наложил контрибуцию в 100 тыс. рублей. С помощью опричнины царь установил террористический режим. В декабре 1564 г. царь вместе с многочисленной свитой выехал в Александровскую слободу и обратился к боярам и посадским людям с посланиями, в которых обвинил служилых людей, бояр, церковных иерархов в измене государю. Обеспокоенные посадские люди потребовали от бояр упросить царя вернуться. Воспользовавшись просьбой со стороны делегации духовенства и бояр, царь потребовал права беспрепятственно налагать опалу и казнить изменников и непослушных. Маневр блестяще удался. Получив право казнить «изменников», Иван Грозный и опричники безнаказанно расправлялись с противниками усиления царской власти, учинили массовый террор.
Вначале террор был обращен против аристократии, а затем – против всех остальных слоев общества. В результате из 34 бояр – членов Боярской думы в период опричнины погибли 15. В обиход вошли массовые публичные казни, поражавшие своей жестокостью, откровенным садизмом. В 1568 г. митрополит Филипп публично осудил опричнину, за что был низложен, заточён в монастырь, а затем задушен Малютой Скуратовым. Заподозрив очередную измену, царь в 1569-1570 гг. устроил кровавый погром в Новгороде, длившийся более месяца и сопровождавшийся неслыханными грабежами, в т. ч. церквей и монастырей, в результате в городе погибло до 10-15 тыс. человек. Иностранных очевидцев поражала покорность, податливость русского народа. Сигизмунд Герберштейн, посетив Москву еще при отце Ивана IV – Василии III, писал, что русские даже из числа привилегированных слоев «называют себя холопами, т. е. рабами государя», что «этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе». И автор задается вопросом: «Трудно понять, то ли народ по своей грубости нуждается в государе–тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким». Социальная сущность и последствия опричнины оцениваются исследователями неоднозначно. Основное назначение опричнины состояло в утверждениии режима личной власти царя, форсированной централизации, предпринятой без социальных и экономических предпосылок, опираясь на насилие и массовый террор. Скорее всего, она не была антибоярской политикой, а стала порождением конфликта внутри господствующего сословия, спровоцированного Иваном IV для укрепления своей власти. Последствия опричнины оказались губительными для страны. Они привели к глубокому экономическому кризису, более половины земель оставались необработанными и первый же недород повлек за собой голод. В. Ключевский писал, что современники Ивана Грозного видели прямую связь между опричниной и смутным временем и говорили: «великий раскол земли всей сотворил царь». Таким образом, за время полувекового царствования Ивана IV в основном завершилась централизация государства, его формирование на самодержавной основе. При наличии некоторых признаков сословно-представительной монархии, самодержавие проявляло себя как восточное деспотическое государство с сильно выраженными карательнорепрессивными функциями, не считающимися ни с какими законными и традиционными нормами. Можно указать на следующие особенности Московского самодержавного государства.
Первая. Русские государи, в отличие от западноевропейских, опирались не на города, не на противоречия между феодалами и третьим сословием, а на военную силу и насилие. Ведущую роль в формировании государства на Руси играл политический фактор, как внешний – необходимость противостоять Золотой Орде и Великому княжеству Литовскому, так и внутренний – борьба за верховенство между различными княжествами. Вторая. Русские земли собирались вокруг Москвы в единое государство на вотчинной основе. Рассматривая государство как свою вотчину, они распоряжались ею по собственному усмотрению, относились как к своей собственности. Третья. Становление самодержавия, формирование российской политической идеологии происходили под значительным воздействием наследия Византии. Четвертая. Гипертрофированный характер Русского государства. Самодержавие активно вмешивалось в экономическую жизнь страны, контролировало социальную и культурную сферы. Государство господствовало над обществом, подавляло всякую инициативу и малейшее проявление свободы, элементов гражданского общества, превращая граждан в послушных и покорных подданных. Пятая. Создание поместно-крепостнической системы, утверждение в России служилого сословия дворян-помещиков и закрепощения за их землями крестьян. Зародившееся поместное дворянство в ХV в. проявило тенденцию к быстрому численному росту и повышению своей роли в государстве, что и было законодательно закреплено в Судебнике Ивана III в 1497г. С ростом социального статуса помещиков их земельная собственность приобретает наследственный характер. Возвышение дворян повлекло за собой и другое очень важное последствие – утверждение российского типа крепостного права, мало чем отличающегося от рабства. Шестая. Наличие общины в тех условиях играло роль защитного механизма, компенсирующего усиление социального гнета, гаранта выживания основной массы крестьянства. Седьмая. Особое геополитическое положение страны. Масштабность территории требовала огромных затрат и людских ресурсов для защиты границ, значительной роли государства, армии, военного служилого сословия, т. е. складывания военнофеодального самодержавного государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|