Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозная система Древнего Рима




Деление индоевропейской общности привело к образованию в III тысячелетии до н.э. древнеевропейцевусловное название конгломерата племён, говоривших на древнеевропейских диалектах. Вероятным ареалом совместного проживания (так называемой «второй прародиной») этих племён была территория Северного Причерноморья и приволжских степей. Миграции племён древнеевропейцев на запад во II — начале I тысячелетий до н.э. привели к формированию новых этнических групп. Среди них одна из наиболее заметных — праиталики, начавшие заселять Апеннинский полуостров с начала II тыс. до н.э. (археологическая культура террамары)[255].

Переселенцы, древнейшие носители италийских языков, осев в разных частях Италии, образовали несколько крупных племенных объединений — латинов, осков, умбров [256] и других. Латины, заняв земли в нижнем течении реки Тибр, положили начало городу Риму. Прежде латинов здесь проживало местное население (к ним можно отнести лигуров [257]). Рядом с латинами на прибрежных холмах укрепились в VIII — VII вв. до н.э. италики-сабиняне[258]. Из слияния этих двух племён при главенстве латинов и формируется население первоначального Рима.

Этнически неоднородное население древнейшего Рима с самого начала испытывало культурно-религиозное влияние ахейских греков, основавших по близости свои колонии. Римская мифология удержала память об этом в мифе, о прибытии на берега Тибра — Энея, вождя оставшихся в живых троянцев и греке Евандре, научившего римлян «искусству письма». Но не только по берегам Тибра, но и на всём Апеннинском полуострове племена италиков столкнулись с присутствием иноэтнических элементов. Помимо местных плёмён, проживавших здесь с древнейших времён, и греков, особо быстро распространившихся в эпоху Великой греческой колонизации, соседями италиков стали многие другие этносы. Среди них были индоевропейские народы: кельты (римляне называли их галлами), венеты, иллирийцы [259]. Были и индоевропейские пунийцы (финикийцы из Карфагена) и этруски [260]. Этруски оказали особенно значительное воздействие на древнеримскую религию.

Таким образом, уже на стадии формирования древнеримская религия, будучи у истоков своих религией италиков-латинов, испытывала сильное иноэтническое влияние как со стороны родственных индоевропейских верований (в первую очередь — греческих), так и со стороны неиндоевропейских (прежде всего — этрусских). Синкретизм (неорганическое слияние разнородных элементов различных культов и религиозных систем) оставался заметной чертой древнеримской религии на всём протяжении её истории. Социально-политической основой синкретизма, особенно на начальном этапе развития древнеримской религии, был синойкизм (от греческого. synoikismos от synoikizo — вместе заселяю) — процесс слияния в единое гражданское целое (полис) нескольких этнорелигиозных общин. В Риме синойкизм был результатом, с одной стороны, объединения италиков с сабинами [261], с другой стороны — переселения в черту города других общин (например, этрусков).

Уже на первой стадии, в дореспубликанский период, определилась другая черта древнеримской религии — её этатизм [262] и политическая ангажированность. Конституирование древнеримской религии, религии не только италиков-латинов, а прежде всего религии граждан полиса, было одним из следствий идеологического определения Рима как города-государства.

Созданию государственной религии Древнего Рима способствовали реформы первых царей. Так, второй царь Рима, Нума Помпилий, выходец из племени сабинов, учредил общий пантеон главных богов, порядок их почитания и положил начало правовому регулированию религиозной жизни. «Нума связал народ религиозными обрядами и божественным правом» — сообщает Тацит в знаменитых «Анналах» [263]. Ему же принадлежит «заслуга» строительства храма богини Весты — покровительнице всего римского народа. Другой царь, Сервий Туллий, этруск родом, установил общие для населения городских и сельских общин компиталии (религиозные праздники соседей), а также предпринял строительство храма в Диане, чтобы теснее сплотить латинские города вокруг Рима — центра латинского союза.

Таким образом, религиозная система Древнего Рима была банально назначена «сверху» — в период становление римской государственности — как нечто сугубо формальное, но крайне необходимое для сплочения племён в единую «нацию». Если религиозные системы большинства рассмотренных нами ранее древних национальных государств складывались из прямых древних традиций племён, входящих в них, то в случае Рима — преемственности и традиций немного. Конечно это объясняется двумя главными причинами. Первая: религиозная система складывалась «сверху» одновременно с государственным законодательством. Вторая: религиозная система складывалась в более поздний период (середина I тысячелетия до н.э.) — по сравнению с другими государствами-цивилизациями древнего мира. В силу этих особенностей древние римляне оказались ещё более атеистической религиозной системой — даже по сравнению с древними греками. Их «религиозность» была не «от сердца», а «от разума», поскольку государственных богов, ритуалы и праздники они считали неотъемлемой частью мощи и безопасности государства, а посему — непреклонно обязательными вне зависимости от личной веры каждого римлянина[264]. Именно по этой причине — по причине уже имеющегося с древности в Римской империи стереотипа подчинения религии государству «раз цезарь приказывает такую религию, значить её и надо поддерживать» — в IV веке н.э. римляне сравнительно легко откажутся от пантеона богов и примут библейское христианство.

В то же время, религиозные традиции были. Но в первую очередь это касалось древних племенных культов — в основном дошедших до эпохи римской государственности в виде родовых и семейных верований и культов. Государственные культы, с одной стороны, наследовали эти древние родовые религиозные традиции, с другой стороны — соперничали с ними, не будучи в силах отменить их. Две тенденции — к централизации религиозной жизни в государственных культах и к её раздроблению в культах отдельных общин — уже с ранних пор совмещались в древнеримской религиозной системе. В общем можно сказать, что религия римлян, идущая «от сердца» была основана на древних общинных культах; а «от разума» — на государственных культах. Последнюю римляне принимали как дань сильному государству, в котором и общинам тоже безопаснее.

Римская история официально делится на три периода:

 

· Царский период — от основания Рима (около 754/753 гг. до н.э.) до начала республиканского периода (510/509 гг. до н.э.)[265]. В преданиях упоминаются 7 правивших в этот период царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика. Этот период характерен становлением древней государственности и началом внутренней борьбы между римским плебсом[266] и патрициями[267].

· Республиканский период — с 509 до 27 гг. до н.э. К середине 3 в. до н.э., подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном[268]. После трёх Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 г. до н.э., Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Усилившееся в связи с ростом крупного землевладения и рабовладения разорение крестьян вызвало широкое движение сельского плебса, рабов (восстание Спартака) и первые вспышки гражданской войны на улицах г. Рим. В социально-политической жизни Рима 1 в. до н.э. все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 гг. до н.э. неограниченным правителем государства стал Цезарь; в 44 г. до н.э. в результате заговора сторонников республики Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 г. до н.э. титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей.

· Имперский период — с 27 г. до н.э. по 476 год н.э. Для предотвращения внутренних беспорядков вследствие продолжающегося имущественного расслоения населения был законодательно изменён политический строй. Концентрация как бы «абсолютной» власти в руках могущественного императора позволяла быстро подавлять любые антиимперские настроения (что в республиканский период занимало больше времени). Но главное, максимальная централизация власти нужна была для дальнейшего расширения империи с помощью военной интервенции. При Траяне во 2 в. н.э. империя достигла максимальных границ. Однако, продолжающиеся восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями «варваров»[269] привели к отпадению ряда провинций и разделу империи на Восточную и Западную (395 г). В 476 г. вождём германских наёмников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще около 1000 лет.

Римский миф

Выше мы говорили о государственной религии Древнего Рима. Однако, ещё в древние для Рима времена, к племенным культам и к назначенному «сверху» пантеону богов уже в VI веке до н.э. была заложена основа «римского мифа» [270] — явившаяся надёжным «мостом преемственности» от греческой культуры к римской. Чуть позже мы рассмотрим содержание этого «римского мифа», но прежде чем это сделать, проанализируем интересные исторические обстоятельства, которые и привели к преемственности эллинистической культуры, которая лишь несколько формально преобразилась в условиях Римской империи.

«Абсолютный азиатский монарх» Александр Македонский (356-323 гг. до н.э., царь Македонии с 336 г.) мало чего слышал об уже зародившемся за несколько веков до его правления — Риме. Лишь у одного из греческих писателей незадолго до времени Александра упоминается Рим. В то же время, будучи на смертном одре, удачливый всемирный полководец и царь на вопрос, кому он завещает своё царство, ответил: «Сильнейшему». Во всемирно-историческом смысле подобного Александру в его империи не нашлось. Зато на западном берегу Северной Италии империи Александра уже наследовала другая империя — Римская империя времён республики. Остановимся на вопросе преемственности мировой власти подробнее.

О кураторстве Александра и его действий со стороны «мировой закулисы» уже немало сказано выше. Рассмотрим кратко, чем же занимался Александр Македонский. Александр III Великий — царь Македонии, великий полководец, создатель крупнейшего государства древнего мира. Наследник Филиппа II македонского царя царицы Олимпиады, Александр получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы он продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству. После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н.э. 20-летний Александр был возведен на престол.

Широко известны походы Александра на Восток. В наследство от Филиппа от получил сильнейшую армию Древней Греции, но Александр понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов[271] понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать панэллинский (общегреческий) союз и сформировать объединенное греко-македонское войско. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено. Битвы при Гранике и Иссе В 334 г. до н.э. армия македонского царя переправились через Геллеспонт (современный Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии.

На первом этапе военных действий Александру противостояли персидские «сатрапы», управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 г. в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция) его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством.

Египетский поход Александр начал, решив воспользоваться плодами своей победы и преумножить их. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 гг. до н.э. греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг — провозгласив себя сыном египетского бога Амона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).

Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них — Александрия (Египетская).

После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно, 1 октября 331 г. до н.э. персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах (близ современного Ирбиля, Ирак). Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе.

Держава Ахеменидов перестала существовать. Александр был провозглашен «царем Азии». После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков. В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников. В 330 г. до н.э. были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, начальник кавалерии Филота, обвиненные в причастности к заговору против Александра.

Также широко известны походы Александра в Среднюю Азию и Индию. Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление. Его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328 г. до н.э. После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326 г. до н.э.). Индийцы были повержены, преследуя их, войско Александра спустилось вниз по Инду к Индийскому океану (325 г. до н.э.). Долина Инда была присоединена к державе Александра. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.

Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках — Статире (дочери Дария) и Парисатиде. Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии [272]. Его тело, доставленное в Александрию Египетскую Птолемеем (одним из сподвижников великого полководца из династии эллинистического Египта), было помещено в золотой гроб.

Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей. Фактически империей стали управлять военачальники Александра — диадохи, вскоре начавшие войну за раздел государства между собой.

Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и других, политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. до н.э. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима.

Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным [273], но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма (то есть, Александр распространял греческую культуру на Восток, после чего Восток, куда эта культура распространилась, постепенно становится современным Западом). Личность Александра Македонского была чрезвычайно популярна как среди европейских народов, так и на Востоке, где он известен под именем Искандер Зулькарнейн (или Искандар Зулькарнайн, что в переводе означает Александр Двурогий).

Основная задача Александра Македонского, постоянно контролируемого периферией «мировой закулисы» была — как можно шире распространить древнегреческую культуру — туда, куда продвинется его смешанная греко-македонская армия. Греческая культура уже была к тому времени вещественно оформлена в виде мифов и легенд в своеобразное «священное писание». По мере продвижения на Восток Александру удалось внедрять эту культуру, и результате её влияния на местные восточные культуры образовался эллинизм — синтез греческой и местных восточных культур. Рим принял эстафету у Александра — поскольку оказался исторически сильнее вследствие скорее всего естественного распада империи Александра Македонского в ходе первого эксперимента «мировой закулисы» по распространению «универсальной религии для толпы», опробованной в Древней Греции — как можно шире географически. Так Александр и передал власть «Сильнейшему» — вместе с основами древнегреческой культуры, которую он распространил весьма успешно. После чего эллинистическая культура в римской “упаковке” стала закрепляться лучше всего на территории Европы: классический Восток её в общем-то не принял.

После такого экскурса в историю можно вернуться к «римскому мифу», подтверждающему план передачи культурной «эстафеты» от Древней Греции к Древнему Риму. «Римский миф» — ключевая мифологема древнеримской религиозной системы. Именно он явился главным аргументом претензий Рима на мировую политическую гегемонию. Ведь ко времени расцвета римской государственности древнегреческая культура считалась самой “продвинутой” в формирующемся западном европейском мире.

В римских преданиях присутствовали мифологические рассказы об Энее, сыне троянца Анхиса (был ослеплён Зевсом)[274] и богини Афродиты [275] — как об основателе Рима. В преданиях сказано, что Эней принёс из Трои «священные залоги славной судьбы Рима». В то же время, не один миф об Энее связывал Рим с Древней Грецией. С историей основания города Рима тесно связаны мифические братья-близнецы Ромул и Рем — сыновья бога войны Марса [276], вскормлённые волчицей. Божественным покровителем и олицетворением могущества Рима был провозглашён Юпитер (верховный бог в римской мифологии — соответствует греческому Зевсу), в честь которого в IV в. до н.э. на Капитолийском холме был возведён храм. Эти и другие фрагменты «римского мифа», развивающиеся в более поздние времена — утвердили идеи «чудесного основания Рима» и «божественного предопределения его великой судьбы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...