Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случай устойчивого ускорения умственного развития




возрасте от 2 месяцев до 21 месяца)

От громких исторических имен мы принуждены об­ратиться к нашим анонимным -клиническим случаям, среди ко­торых найдутся, быть может, один-два ребенка, имена которых попадут в энциклопедию.

Из самой заурядной среды происходит J. К., тот восемнадца­тимесячный ребенок, который был использован для психологи­ческого сопоставления с мальчиком А. В., двадцати одного месяца, для того чтобы подчеркнуть всю ординарность последнего. В воз­расте полутора лет этот ребенок дал по шкале развития отчет­ливое ускорение на три месяца по сравнению со стандартными

данными (диаграмма 1). Как долго будет продолжаться этот ускоренный ход умственного развития? Нужно быть пророком, чтобы ответить на этот вопрос, но стоит задать другой, более уместный и легче разрешимый вопрос: с какого времени стало обнаруживаться ускоренное развитие? К счастью, наши данные достаточно ярко освещают этот пункт.

Первое исследование (в двухмесячном возрасте). Впервые J. К. был подвергнут исследованию в возрасте двух месяцев. Разви­тие его в это время подходило под понятие высокой нормы. Он начал с того, что остановил свой взгляд, на лице эксперимента­тора и смотрел на него не отрываясь в течение двух минут, отвечая улыбкой на заигрывание. В графу, где отмечаются ин­дивидуальные особенности, было занесено: «Настороженный и чутко реагирующий».

Второе исследование (в трехмесячном возрасте). В три ме­сяца он производил еще более благоприятное впечатление. За­пись гласит: «Моторное развитие ребенка выше нормы», «вни­мание живое, производит впечатление настойчивого». В нашем психологическом листе отведено специальное место для «пред­сказаний характера будущей личности». Там мы находим следу­ющее: «Крепкий, энергичный ребенок, пользующийся хорошим уходом, обещает стать сильной, уравновешенной личностью». Надо заметить, впрочем, что ребенок в смысле развития мото­рики был поставлен в особо благоприятные условия, так как мать со дня рождения регулярно проделывала с ним во время одева­ния простейшие физические упражнения. Ребенка трудно было усадить, до такой степени он был приучен матерью принимать вертикальное положение и отталкиваться ножками. Когда ребе­нок был уложен на спинку, мать стала на колени, и он, оттал­киваясь от ее ладоней, передвигался таким образом по столу. Мышечный тонус младенца был превосходен, и эта физическая деятельность доставляла ему удовольствие. Усиленное рассмат­ривание собственной ручки и энергичная реакция на край сто­ла были расценены как показатели высокого уровня развития. Выполнение моторных тестов вполне соответствовало ступени 5 месяцев.

Третье исследование (в четырехмесячном возрасте). Кривая развития держалась на прежней высоте. Ребенок справился со всеми без исключения заданиями для четырех месяцев и со все­ми, кроме одного, для пяти месяцев. Такого рода достижения редко встречаются в нашей практике.

К этому времени J. К. без труда поднимал лежащие перед ним предметы; громким криком давал знать о своих желаниях;

Диаграмма I

роняя предметы, получал удовольствие от шума их падения. Фун­кции кишечника были уже до известной степени подчинены его контролю. Излюбленным положением его стало теперь сидячее, и, будучи удобно посажен, он мог в течение короткого времени сидеть без поддержки. Его моторика стояла на таком высоком уровне, что невольно приходило в голову, не этим ли объясня­ется столь благоприятное общее впечатление, однако приспосо­бительное поведение также отличалось ускоренным темпом раз­вития, что и зафиксировано в его индивидуальной кривой.

Четвертое исследование (в.девятимесячном возрасте). Не представилось возможности вновь увидеть этого ребенка рань­ше достижения им девяти месяцев.

Прослеживание ежемесячных приростов несомненно дало бы картину устойчивого ускорения, ибо к девяти месяцам ребенок этот почти достиг уровня двенадцати месяцев. Он ясно выгова­ривал три слова {ма-ма, па-па, бай-бай). Он находил отверстие в доске для круглого чурбачка. Он повторял действия, которые вызывали смех. Он подчинялся некоторым запрещениям. Кишеч-

ник и мочевой пузырь контролировались в такой степени, как это бывает лишь на уровне пятнадцати месяцев.

Двигательные умения вновь были на первом плане. Он стоял без поддержки в течение короткого времени, он ходил, держась за руку экспериментатора; он опускался из стоячего положения в сидячее без посторонней помощи, медленно и осмотрительно. После того как собственно исследование было закончено, он раз­влекал нас разными комичными штуками и кувырканьем.

Пятое исследование (в десятимесячном возрасте). За один месяц он далеко продвинулся вперед. ■ Словарь его обогатился еще двумя словами; он стал ходить самостоятельно и научился влезать на стул. Он был оценен в этот момент как стоящий на уровне 14 месяцев. Запись гласит: «Впечатление о его превосход­стве резко усилилось. Быстрые реакции. Прекрасное внимание». Шестое исследование (в возрасте двенадцати месяцев). Это исследование совпало с его первым днем рождения, но по шка­ле развития он оказался стоящим между 15 и 18 месяцами. Его кривая располагалась во всяком случае вне нормальной зоны поведения годовалого ребенка. Словарь его расширился до ше­сти слов. Он мог показать свой нос, глаза, волосы. Во время спонтанной игры он набивал чашку кубиками. Он пытался по­строить башенку из трех кубиков. Все эти акты поведения дос­таточно ясно указывают на его превосходство над «средним» ребенком. Таким образом в пятый раз было подтверждено оче­видное ускорение темпа развития.

Седьмоедесятое исследования (в возрасте 16, 17, 18, 21 ме­сяца). Результаты этих четырех исследований излагаются совме­стно. Все они согласуются как друг с другом, так и с предыду­щими наблюдениями и подтверждают ускоренный темп разви­тия. В шестнадцать месяцев он непринужденно обращался с дюжиной слов. В семнадцать месяцев это число удвоилось. В во­семнадцать месяцев прибавилось еще полторы дюжины новых слов и фраз. Аналогичные успехи были сделаны и в других об­ластях поведения. Он влезал на стулья с изумительной ловкос­тью. По моторному и индивидуально-социальному поведению его легко можно было отнести к ступени двух лет. По уровню при­способительного поведения он соответствовал одаренному ре­бенку двадцати одного месяца.

Не приходится сомневаться в устойчивом ускорении умствен­ного развития у этого мальчика. Ускорение это проявилось уже на втором месяце жизни и носит настолько постоянный харак­тер, что его следует рассматривать как подлинный биологичес­кий феномен. Отклонение 6т обычного темпа развития так сильно,

что оно не укладывается в пределы нормальной вариации. Оно указывает на иное качество развития, на такую интенсифика­цию обычного развития, которая служит провозвестником высо­кой одаренности в юношеские и зрелые годы.

Если мы воспользуемся спирмановской концепцией духов­ной энергии, то сможем различить в этом живо и четко реаги­рующем младенце сверхобычный динамический фонд. С самого начала этот ребенок произвел на нас впечатление исключитель­но богатых конституциональных возможностей. Нельзя, конеч­но, сбросить со счетов то особое моторное воспитание, которое выпало на его долю с первых дней жизни, но им одним вряд ли можно объяснить всю картину поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...