Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранние проявления повышенной нервно-мышечной одаренности




Случай L. М., изображенный на диаграмме 3, с самого начала был расценен как высокая норма, Впервые мы увидели эту девочку, когда ей было девять месяцев от роду; она прекрасно спра­вилась со всеми тестами для девятимесячных. Отмечены были при этом высокий уровень внимания и живая реактивность. В двенад­цать месяцев, несмотря на ярко выраженную тенденцию тащить ручку в рот, что дисгармонировало со всем характером ее поведе­ния, она дала блестящие результаты по шкале развития. По-преж­нему выделялась она по своему тонусу. Она выказывала некото­рую боязливость, но умела также подавлять ее. Ее действия сопро­вождались самыми решительными интонациями. Ее словарь в 12 месяцев состоял из восьми слов.'

Эта ранняя восприимчивость к речевым стимулам оказалась не случайным явлением. Она проявлялась на протяжении всех четырех лет наблюдения и демонстрируется на диаграмме вы­соко располагающейся кривой речевого развития. Такого рода вербальная восприимчивость может быть признаком как общей, так и специальной одаренности. Обычно она бывает связана с общим высоким уровнем развития.

Диаграмма 3

И в данном случае бросается в глаза высокая интенсивность проявлений. В первые месяцы жизни динамизм поведения про­является резче и имеет, по-видимому, большее значение, чем коэф­фициент развития. Мы насчитываем в своем материале несколько случаев, где кривая развития, прилегая близко к норме, связана в то же время со значительным динамизмом в поведении. Эти слу­чаи оправдывают клиническую диагностику «одаренности» при от-сутствии заметного ускорения в темпе развития.

Случай М. N. {см. диагр. 4) дает картину почти среднего раз­вития в сочетании, однако, с чертами такого динамизма, что тут поневоле приходится предположить высокие поведенческие возможности. Надо иметь в виду, что отсутствие объективных измерителей для этого динамизма мешает увидеть его со стороны количественной, которая присуща ему не в меньшей степени, чем темпу развития. Вполне вероятно, что во многих

Диаграмма 4

случаях общее моторное развитие подчиняется обычному темпу, в то время как в других областях поведения развитие соверша­ется ускоренным темпом. Если это так, то мы должны иметь два различных типа ускоренного развития: один, включающий в себя моторику, и другой, ее не включающий. Оба эти типа могут указывать на высокую одаренность, причем первый из них будет давать наиболее яркую картину преждевременного развития.

На известную независимость в комплексе развития нерече­вой нервно-мышечной системы указывают два интересных слу­чая — N. О. и О. Р., изображенные на диаграммах 5 и 6. N. О. в возрасте трех лет по шкале развития подходила ближе всего к четырем годам. Уже в этом нежном возрасте она выказывала явную словесно-абстрактную одаренность. В возрасте 4 лет она располагала словарем восьмилетнего ребенка. В возрасте 5 лет она решала тесты на сообразительность, приуроченные к вось­милетнему возрасту, решила один тест на осознание нелепости

Диаграмма 5

(ступень 10 лет) и один тест на установление сходства (ступень 12 лет), но была не в состоянии закончить недорисованный треугольник. Ее интеллектуальный коэффициент при трех пос­ледовательных испытаниях был 150, 150 и 145.

О. Р., дававший в семилетнем возрасте интеллектуальный ко­эффициент в 163, в шесть лет любопытным образом выказывал ту же способность соединить сходящиеся линии треугольника. Коэффициенты интеллекта были у него в три, четыре, пять, шесть и семь лет равны соответственно 117, 137, 140, 132 и 163. Эти колебания психометрической оценки совершенно не совпадали с нашими клиническими данными, которые все время, начиная с первого исследования, позволяли рассматривать его как вы­сокоодаренного. Это расхождение было обусловлено общим ди­намизмом его реакций при сравнительно скромных в начале пси­хометрических достижениях.

Оба ребенка, о которых идет речь, были проведены через се­рию тестов по рисованию. Диаграммы показывают, что в этом отношении оба они упорно держались на среднем уровне. Их рисунки были вполне заурядными, но то критическое отношение,

Диаграмма 6

которое они проявляли к своим рисункам, было совершенно ис­ключительным. Неумение докончить треугольник или начертить ромб указывает на относительную независимость более прими­тивной моторной системы от речевой, Склонность обоих детей к обобщениям и абстракциям была ясно выражена уже в самом нежном возрасте; ускорение темпа развития в этой области осо­бенно ярко выступает наряду с неторопливым ходом моторного развития. Мы не хотим сказать, однако, что эти обобщения но­сили всегда безошибочный характер: О. Р., когда ему было пять лет, в ответ на просьбу назвать несколько островов сказал: «Ан­глия, Принстон, Франция». В возрасте шести с лишним лет ему было предложено ответить в письменной форме на ряд вопро­сов. Два ответа настолько хороши, что их было бы жаль пре­дать забвению: 1) Из всех живых существ в мире на кого бы ты хотел походить?—Ответ: на бога. 2) Если бы ты был этим существом, то что бы ты сделал? — Ответ: поступил бы в школу. Довольно трудно резюмировать содержание настоящей главы. Мы пытались показать, что дети разнятся по своей одаренности

не меньше взрослых. Нельзя еще пока сказать, насколько ус­тойчивыми окажутся в дальнейшей жизни эти индивидуальные различия, но весь имеющийся в нашем распоряжении матери­ал заставляет предполагать, что основные различия между ин­дивидуумами сохраняются от младенчества до глубокой старо­сти. Развитие не совершается путем простого наслоения более поздней фазы на более раннюю.

Обобщения в данной области рискованны, ибо «одаренность» сама по себе есть чистая абстракция. Этот термин обозначает интеллектуальный уровень, но он может быть также применен и в отношении яркой личности. В более основном смысле он обозначает повышенную способность к росту и ассимиляции. Но это и есть в сущности та самая способность, которая нахо­дит свое выражение в развитии ребенка. Важнейшим симпто­мом повышенной потенции роста может явиться ускоренный темп развития. Ускорение развития находится частично в та­ком же генетическом отношении к превосходству и одаренно­сти, как задержка развития к дефективности и отсталости.

Не всегда, однако, высокая одаренность так явно выдает себя ускорением темпа. Темп развития поведения может оставаться обычным и придавать таким детям внешнее сходство с зауряд­ными личностями, но организация поведения, его динамичность и интенсивность будут служить симптомами их скрытой потен­циальной одаренности. И даже внешнее сходство с ординарны­ми детьми исчезает в тот момент, когда подвергается внима­тельному изучению цельный отрезок их поведения за день или за неделю и перед нами предстают динамические связи и зако­номерности всей картины поведения.

Таким образом, становится ясным, что существуют, с одной стороны, дети, одаренность которых уже реализована, а с другой стороны, дети «потенциально» одаренные. Более тонкое распоз­навание важных, но трудноуловимых признаков потенциальной одаренности "придет вместе с усовершенствованием исследова­тельских методов.

Поиски этих методов не приведут к ущербу для человечес­кой личности. Раннее распознавание потенций роста окажется полезным и для индивидуума, и для человечества.

«Одаренный мальчик», «одаренный юноша», «одаренный че­ловек» — эти выражения приобрели права гражданства. Но «ода­ренный грудной младенец» звучит странно и несколько комично. Однако это выражение довольно точно отображает современный Уровень наших знаний и наших представлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...