Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научное исследование роста




Рост сделался одной из центральных проблем в био­логии. Это относится в особенности к экспериментальной био­логии и к современной эмбриологии, опирающейся на механи­ку развития. Только исходя из физиологии развития становится возможным как понимание, так и воздействие на живую приро­ду. Анатомия перестала быть описательной наукой, имеющей дело со статическими объектами; происхождение, пластичность и из­меняемость структурных форм становятся предметом ее иссле­дования. Биохимия исследует энергетические основы роста и оп­ределяющие рост факторы. Биометрия дает математические за­коны роста и его константы. Биопсихология занята выяснением генетических истоков всех видов поведения — как человеческо­го, так и животного.

Никакая фантасмагория страны чудес не была бы и вполовину так интересна, как экспериментальные медицинские и биологи­ческие исследования, открывающие нам мало-помалу механизмы роста. Причудливое разнообразие этих исследований все еще скрывает в себе те обобщающие принципы, которые со време­нем будут синтезированы на основе накопленных фактов.

Рост изучается ныне во всех проявлениях жизни: у одно­клеточных и у многоклеточных, у растений и у животных, у лич­ности и у коллектива. Кривые роста вычерчиваются для микро­скопических колоний и для человеческих рас. Исследования ве­дутся, начиная от кропотливого подсчета растущих клеток в нервной системе саламандры и вплоть до широких количествен­ных характеристик физического развития китайского населения.

Экспериментальные исследования, блестящие по смелости и изобретательности, стремятся внести изменения в процессы роста. Растущий организм подвергается влиянию изменяющей­ся температуры, освещения, положения, питания и химических факторов. Конечности саламандры пересаживаются из одной части тела в другую; скорлупа яйца, находящегося в инкубато­ре, покрывается лаком; во всех подробностях изучается рост пе­ресаженных частиц эмбриональной ткани цыпленка; изменяя оперативным путем эндокринную систему головастика, отмеча­ют, как это отражается на его развитии; эманацией радия и хи­мическими воздействиями вызывают нарушения роста. Бесчис­ленное количество исследований касается влияния на развитие изменений в пищевом режиме. Стало известным даже, как дей­ствуют на рост белой крысы опилки, подвергнутые действию радия. Некоторые факторы, входящие в пищевой режим белой крысы, известны настолько хорошо, что человек может в значи­тельной степени руководить ростом крысы. Ткани, вырезанные из тела, сохраняются и выращиваются в искусственной среде.

Наука атаковала проблему роста сравнительно недавно. Атака эта есть выражение непреодолимого человеческого желания по­нять, каким образом человек стал тем, что он есть. Бесчисленные исследования, ведущиеся сейчас во всем мире, будут расти в объеме и глубине и доставят возможность по-новому заглянуть в глубь тех факторов, которые определяют собой всякий рост.

Совершенно ясно, что рост можно изучать с самых различ­ных точек зрения2. Рассматриваемый с одной точки зрения рост

В этой книге не будет проводиться различия между понятием роста (growth) как увеличения в размерах и развития (development) как дифференци-ровки. Оба слова будут употребляться попеременно с различными оттен­ками в зависимости от контекста. Нам представляется фактически невоз­можным придерживаться упомянутого различения, кроме того, кажется не­желательным при обсуждении физиологических и психологических явле­ний отказаться от такого великолепного слова, как рост (growth).

выражается в изменениях величины, формы, веса, структуры. В своих грубых проявлениях эти физические изменения /подле­жат изучению анатома и антрополога, в тончайших своик дета­лях— эмбриолога, гистолога и невролога. /

С другой точки зрения рост есть функция тела, пфдобная секреторной или дыхательной функции — динамический ряд био­химических изменений и изменений в обмене веществ. Это — плодотворная область физиологии развития.

Рассматриваемый в отдаленной исторической перспективе рост может быть связан с историей расы. Эта эволюционная точка зрения стремится явления индивидуального роста истол­ковать в свете развития всех предыдущих поколений. Каким об­разом и в какой степени филогенез и генеалогия являются ме­ханической причиной онтогенеза — это не разрешенная еще био­логией проблема.

Наконец рост может быть рассматриваем с точки зрения ди­намики поведения. По мере роста живого существа меняется и характер его реакций. Изменения эти носят характер совершен­ствования и также являются формой роста, доступной система­тическому наблюдению.

Поведение есть несомненно высшее и наиболее усложнен­ное проявление индивидуального роста. Рассматриваемое в ка­честве показателя умственного или психического уровня лично­сти поведение является предметом генетической психологии. Когда же механизмы и характер поведения изучаются в тесной связи с физиологическими моментами, они становятся одной из проблем биопсихологии. Развитие представляет собой более или менее цельный комплекс: исчерпывающее научное познание рос­та должно было бы сочетать все точки зрения и точно устайовить как условия, так и формы проявления умственного развития.

Термин «умственное развитие» в своем неспециальном зна­чении относится к целому ряду изменений в поведении, харак­терных для истории жизни индивидуума. Это выражение, не бу­дучи точным определением, подчеркивает все же тот факт, что поведение можно изучать исторически, с точки зрения разви­тия, изучать не столько в отношении абсолютной одаренности, сколько в отношении последовательной смены проявлений. Ха­рактеристика этих изменений так же необходима для того, что­бы постигнуть сущность интеллекта, как необходимо делать ана­томические срезы из растущего сердца эмбриона для того, что­бы исчерпывающе описать зрелый орган. Интеллект есть абстракция, рост есть абстракция, но рост интеллекта очевиден, реален, конкретен и неисчерпаем.

В настоящей книге будут затронуты характерные особенно­сти Интеллектуального развития первых двух лет жизни. Никог­да больше развитие интеллекта не совершается столь чудесно и драматически, как в этой ранней фазе жизненного цикла.

Наши данные были получены с.помощью повторных наблю­дений; над отдельными детьми. Эти наблюдения производились периодически и достаточно часто, так что изложение общего хода умственного развития приобретает характер биографии.

Собранные данные представлены в форме этюдов о разви­тии отдельных индивидуумов, и таким образом представлены раз­личные типы развития: субнормального, аномального, среднего, атипичного и гипернормального. Наибольшее внимание уделе­но нормальному и обычному в развитии. Между обыденным и исключительным не делается строгого различия. При этом пред­полагается, что в основе своей законы роста всеобщи и необы­чайные комплексы развития также являются поучительными, ибо позволяют фиксировать внимание на механизмах, лежащих в основе всякого роста. В настоящих клинических этюдах патоло­гические особенности как таковые не акцентируются. Задача наша заключается не столько в том, чтобы осветить интеллекту­альные процессы и возможности, сколько в том, чтобы рассмот­реть те типы развития, в которых эти возможности проявляются.

Конкретным генетическим этюдам, предлагаемым в следу­ющих главах, желательно предпослать соображения общего ха­рактера относительно всего цикла интеллектуального развития. Раннее детство — это. переходная фаза в более широком цикле развития; поэтому для оценки места и значения раннего дет­ства необходимо рассмотреть его связи со всем циклом разви­тия в их генетической перспективе.

В самой общей постановке нас могут интересовать следую­щие вопросы о характере этих связей: 1} в каком отношении на­ходится вообще цикл интеллектуального развития ко всему жиз­ненному циклу; 2) элементарен или сложен цикл интеллектуаль­ного развития: 3) когда начинается цикл интеллектуального развития; 4} каков объем цикла умственного, развития; 5) какова природа индивидуальных различий; 6) какие психодинамические изменения может вносить раннее детство в последующие эта­пы цикла интеллектуального развития.

Вопросы эти настолько общи, что они могут быть с таким же успехом поставлены и в отношении детства животных. В этой вводной главе они будут, однако, рассматриваться применительно именно к человеческому детству..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...