Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс функционирования организации




Внутреннюю среду организации составляют:

- цели организации;

- задача;

- структура организации (например, снабжение – производство – финансы – отдел кадров – сбыт продукции);

- внутриорганизационные процессы;

- технология;

- кадры;

- организационная культура.

Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация. Постановка целей – это очень важный момент в деятельности организации, т.к. участники производства должны знать, к чему стремиться. Цель определяет направление движения.

У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида организации ее главными общими целями будут те, что направлены на:

- выживание;

- прибыль;

- перспективы.

Эти три главные в жизни организации цели тесно между собой связаны, и менеджеры должны обеспечить их выполнение.

Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Традиционно задачи делятся на три категории:

- работа с людьми;

- работа с предметами (машинами, инструментами и т.д.);

- работа с информацией.

Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

Структура формируется при создании организации и корректируется при ее последующей деятельности. Исходной точкой при проектировании организации является проектирование работ, которые должны выполняться ею. Работы могут выполняться автономно, могут быть использованы модульный принцип, конвейерный принцип и т.д.

Организации состоят из подразделений, уровней управления. Взятые в единстве и логическом соотношении между собой, они образуют определенную структуру организации. Структура устанавливает также взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации, размеры подразделений, горизонтальные и вертикальные связи, права и обязанности, задачи, которые они должны решать.

Образование структуры – это следствие разделения труда между специалистами его разных видов.

Внутриорганизационные процессы включают координацию, заключающуюся в руководстве с помощью приказов, распоряжений, предложений, а также принятие решений, коммуникацию.

Процедуры и нормы принятия решений в организациях могут различаться. В некоторых организациях решения принимаются только высшим руководством. На многих японских фирмах решения принимаются снизу вверх.

В одних организациях коммуникации осуществляются в письменном виде, в других – в виде устного разговора, в третьих, сосуществуют обе формы в зависимости от характера деятельности организации и установок управления.

Внутриорганизационные процессы являются одними из ключевых объектов управления деятельностью организации.

Технология – это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Производственные задачи выполняются по определенным конкретным технологиям.

Технологии должны являться объектом пристального внимания, поскольку они во многом определяют качество производимой организацией продукции, а следовательно, ее конкурентоспособность. В условиях рыночной экономики происходит постоянное совершенствование выпускаемой продукции. Поэтому необходимо постоянно отслеживать используемые в производстве технологии, обеспечивать совершенствование их уровня, вводить новые элементы, используя патенты, лицензии, ноу-хау.

Кадры являются неотъемлемой составляющей частью любой организации. Они производят продукцию, осуществляют деятельность основных функциональных подразделений, определяют внутреннюю культуру организации.

Эффективная кадровая политика во многом определяет эффективное функционирование организации.

Люди – в свете современных концепций менеджмента по важности стоят на первом месте. Для того чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, следует знать, чем определяется поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер функционирования менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Здесь нужны знания в области психологии человека, учет индивидуальных психологических особенностей личности, влияющих на ее поведение и деятельность.

Внешняя среда организации

Каждая организация – предприятие, фирма, инвестиционная компания, банк – существует не сама по себе. Она связана неразрывными нитями с другими организациями, с людьми, которые не входят в ее состав. Каждая организация функционирует в соответствии с принятыми в стране законами и нормативно-правовыми актами. Практически ни одна организация не может не зависеть от политической обстановки в стране, от ситуации, сложившейся на рынках сбыта, а также от многих других факторов.

Организация полностью зависима от внешней среды, поскольку получает из нее ресурсы, реализует в ней результаты своего труда и удаляет туда отходы. Поэтому внешняя среда в конечном итоге обычно диктует правила взаимодействия с ней. В силу этого она признается главной характеристикой организации. Однако, организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. Как только рвутся связи с внешней средой, – организация погибает.

Внешняя среда организации – это совокупность взаимосвязанных факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих влияние на ее деятельность.

Внешняя среда может быть представлена следующими факторами (переменными):

1. социально-политическая ситуация;

2. особенности стадии экономического развития страны;

3. состояние рынка сбыта производимой продукции;

4. уровень жизни населения;

5. покупательная способность рубля;

6. общий уровень предпринимательской активности в области деятельности организации;

7. социально-демографическая ситуация в регионе;

8. природно-климатические условия;

9. научно-технический прогресс;

10. налоговая система;

11. социально-культурные;

12. международное положение;

13. события в других странах;

14. профсоюзы;

15. нормативно-правовая база;

16. уровень инвестиционной активности;

17. эффективность банковско-финансовой системы;

18. ресурсы;

19. поставщики;

20. посредники;

21. конкуренты;

22. покупатели (клиенты);

23. партнеры по бизнесу и др.

Взаимосвязь факторов внешней среды – это сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Факторы внешней среды влияют на деятельность организации, и она должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.

Выделяют:

Среду прямого воздействия (микросреду, деловое окружение), с элементами которой организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты).

Среду косвенного воздействия (макросреду, фоновое окружение), на элементы которой организация влиять не может (политика государства, состояние рынка, состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и т.п.); к ней организация только приспосабливается, учитывает, планируя свою деятельность.

В настоящий момент число влияющих на организацию факторов макросреды постоянно увеличивается. Их приходится «принимать к сведению» и либо подчиняться, либо «уходить от воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать неблагоприятные последствия».

Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.

Сложность внешней среды определяется числом и разнообразием факторов, на которые организация обязана реагировать.

Например, организация, использующая всего несколько исходных материалов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, находится в менее сложных условиях, чем та, у которой технологии требуют множества самых разнообразных ресурсов, получаемых от множества поставщиков и имеющая филиалы за границей.

Подвижность – это скорость происходящих в окружающей среде изменений.

С развитием рыночной экономики подвижность нарастает. Наиболее быстрые изменения наблюдаются в электронике, фармацевтике, химической промышленности, производстве компьютеров, в сфере коммуникаций. В этих отраслях за счет частых научных открытий происходит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров, что обостряет конкурентную борьбу.

Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения.

Нестабильность внешней среды, качество и достоверность информации о ней, непредсказуемость поведения персонала и менеджеров придают деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности.

Поэтому руководство должно быстро «улавливать» изменения во внешней и внутренней среде, четко осознавать их значение, как в настоящем, так и будущем, и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах имеющихся материальных, финансовых и людских ресурсов.

Поскольку ресурсы всегда ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на незначительные изменения среды, а остальные – игнорировать.

Принятие решений усложняется с ростом неопределенности.

Остановимся на некоторых факторах внешней среды.

Социально-политическая ситуация. От нее зависит обстановка в регионе, где расположена организация (зависит ориентация населения на производительный труд), обстановка на рынках сбыта, где реализуется продукция (зависит сбыт), обстановка в регионах, поставляющих в организацию сырье, материалы (зависят поставки) и т.д.

Социально-демографическая ситуация. От нее зависит укомплектованность организации работниками различных профессий, возрастных категорий и т.д., необходимых организации (зависит организация производственного процесса), престижность той или иной профессии в регионе (зависит кадровая политика), уровень заработной платы, достаточный для привлечения работников на предприятие(зависит себестоимость продукции).

Потребители. Фактор наиболее подвижный. В условиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стремительно меняются. Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями.

Нормативно-правовая база. Сегодня не знать законов и норм государственного регулирования, действующих и готовящихся законов, системы налогов – равносильно проигрышу, финансовым потерям, потере рынка.

Менеджер должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...