Дисциплины «Основы менеджмента»
Специальность 2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Тема 1.1 Развитие теории и практики менеджмента При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:
1. Понятие менеджмента 2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента 3. Основные категории менеджмента 4. Историческое развитие менеджмента (основные этапы развития менеджмента, школы управления, современные подходы к управлению, уровни управления)
Понятие менеджмента Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения. Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации. Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленных целям. Умение ставить и реализовывать цели, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента. Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от английского слова «manage» – управлять. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели. Существует 3 класса управления: - в неживой природе (технических системах);
- в организмах (биологических системах); - в обществе (социальных системах). Можно сказать, что управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.
Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки. Социальное управление – это процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления, материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы. Социальное управление – это воздействие объектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы, т.е. управление социальными системами. Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство. Управление > Менеджмент Менеджмент > Руководство Менеджмент в переводе с английского языка означает управление. Этот термин характеризует специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее (деятельность) науку. В англоязычных странах менеджментам называют также группу руководителей (менеджеров). Менеджмент – это процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Определение «менеджмент» применяют как для коммерческих организаций, так и некоммерческих, оказывающих платные услуги (образовательные, медицинские и пр.), а также для самостоятельной деятельности, не связанной непосредственно с созданием и функционированием каких-то структур (организация платных выступлений артистов, спортсменов и т.д.).
Понятие «менеджмент» применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации. Хотя понятия «менеджмент» и «управление» близки по значению, однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности. Менеджмент предусматривает эффективное управление на профессиональном уровне, что отличает его от понятия «руководство». Менеджер – это человек, прошедший специальную подготовку, а не просто инженер, экономист, занимающийся управлением. Одним из наиболее важных управленческих процессов является разработка управленческого решения. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия и реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. 2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911 году книги Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915) «Принципы научного управления». Основные ее положения можно сформулировать следующим образом: 1. Создание нового подхода к методам работы, научные исследование каждого ее элемента. 2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение. 3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда. 4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. В менеджменте получили свое развитие идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др. По мере разделения общественного труда образовались две группы людей. Одна занята непосредственно производством и реализацией товаров, а другие управлением. Между этими двумя группами людей возникают определенные отношения, которые можно охарактеризовать как отношения управления. Именно эти отношения и составляют предмет науки управления, основы которой изучаются в менеджменте.
Иными словами - предметом изучения научного менеджмента являются наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею. Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (организация, предприятие, фирма) независимо от сферы деятельности и формы собственности, как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Субъекты менеджмента – это менеджеры – руководители различного уровня. Содержание менеджмента можно рассматривать в четырех аспектах: - как вид деятельности и процесс управления; - как науку и искусство управления; - как аппарат управления деятельностью современной организации. - как определенная категория людей (социальный слой), осуществляющий управление. Содержание менеджмента. 1. Менеджмент – это процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. 2. Менеджмент – самостоятельная область знаний с начала ХХ века. В основе менеджмента как науки – тысячелетняя практика управления. Высокая степень, овладения практикой управления организациями может оцениваться как искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. 3. Менеджмент – это специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления – координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители). 4. Менеджмент – это определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление. Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации, действующей в рыночных условиях. В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, а в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных.
Менеджмент можно характеризовать как: - способ, манера общения с людьми; - власть и искусство управлять кадрами; - особые умения и административные навыки; - орган управления, административная единица. Сущность любой деятельности, в том числе и управленческой, проявляется в ее функциях, то есть в основных задачах общего характера, возникающих в процессе разделения труда, которые она постоянно решает. Общие функции менеджмента, которые отражают его суть, были сформулированы в 1916 году Анри Файолем, выделивших в качестве таковых организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить мотивацию, развитие. Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке. Перед менеджерами стоят две задачи: тактическая - поддержание устойчивости работы организации и всех ее элементов); стратегическая – развитие организации и перевод ее в качественно новое состояние. Основные виды ресурсов в менеджменте: - материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации и т.д.); - финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты, недвижимость в стоимостном выражении и т.д.); - трудовые или людские ресурсы (персонал); - информационные ресурсы; - рекламные возможности; - временные ресурсы. Менеджер должен отдавать себе отчет, что в его распоряжении находятся шесть рычагов воздействия, соответствующих выделенным видам ресурсов. В процессе управления человека от любого другого вида ресурсов отличает возможность принимать самостоятельные решения. В этом плане менеджмент любой организации может быть отнесен к одному из двух типов: 1-й тип – человек только исполняет полученное от своего непосредственного руководителя распоряжение; 2-тип – человек включен в процесс решения возникающих проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|