Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы управления – это приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него. Они направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. Социально-психологические методы управления предполагают два направления воздействия на повышение трудовой активности: 1. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и новых отношений между руководителями и подчиненными (поддержка, уважение) 2. Раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности труда. Социально-психологические методы управления - это методы, основанные на учете и использовании нематериальных мотивов труда. Социально-психологические методы состоят из двух групп методов: 1. Социальные методы включаю т: 1.1. Метод социального нормирования – позволяет упорядочить социальные отношения между коллективами и внутри их, на основе норм, правил, выработанных обществом, таких как: гуманность, соучастие, сопереживание, честность, критическое отношение к своим недостаткам. 1.2. Метод социального регулирования – включает договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных интересов и потребностей 1.3. Воспитательный метод – предполагает использование приемов и способов убеждения и непосредственного воспитания, проведение пропаганды и агитации, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в процессе управления.
1.4. Метод социального почина и новаторства – предполагает обмен опытом (почин – начинание какого-либо дела). 1.5. Метод социальной преемственности – посвящение в работники, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотр конкурса на «лучший по профессии», «работник месяца». 1.6. Методы морального стимулирования. 2. Психологические методы включают: 2.1. Методы комплектования групп и коллективов – формирование групп на основе проведения исследований по возникающим симпатиям и антипатиям внутри коллектива, совместимости и несовместимости, с учетом возрастных особенностей. 2.2. Методы профессионального отбора и обучения – заключается в определении соответствия психологических особенностей личности к выполняемой работе. 2.3. Методы гуманизации труда – в основе методов лежит влияние на человека факторов производственной среды: окраска стен, музыка, монотонность труда и др. Социально-психологические методы – это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Для менеджеров очень важно: - правильно провести оценку индивидуальных качеств работника; - правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах; - создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника. Для эффективного управления организацией необходимо использовать все методы управления в комплексе.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение методов управления. 2. Приведите технологию применения методов управления. 3. Охарактеризуйте организационно-административные методы управления. 4. Охарактеризуйте экономические методы управления. 5. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.
РАЗДЕЛ 2. ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 2.1. Власть и руководство При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы: 1. Понятие власти, влияния и лидерства. Формы власти 2. Стили руководства 3. Управленческая решетка ГРИД
Понятие власти, влияния и лидерства. Формы власти Управление – процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий – управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менеджмента, с одной стороны, а с другой – различные специалисты неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. При изучении данной темы необходимо ознакомиться с различными формами влияния менеджера на подчиненных, как должен вести себя менеджер, который является лидером, какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления людей на достижение целей организации. Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля необходимо эффективное руководство. Руководитель должен направлять усилия группы и каждой личности на выполнение общих задач. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы подчиненные выполняли работу, порученную организации. Руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно руководит своими подчиненными. Формальные организации так же, как и неформальные имеют своих лидеров. Лидер формальной организации назначается и действует в рамках делегированных ему официальных полномочий. Неформальный лидер завоевывает признание работников и в своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Руководство (или лидерство) в формальной организации осуществляется субъектом (руководителем), который наделен определенной властью. Однако руководитель должен учитывать и понимать тот факт, что подчиненные тоже обладают властью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|