Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация и стимулирование работников




В истории человечества известны всего два способа обеспечения участия работника в деятельности организации: – заставить (принуждение) и заинтересовать (мотивация). Однако, труд по принуждению значительно менее эффективен, чем труд, основанный на заинтересованности работника в качественности его результатов.

Проблема мотивации труда злободневна не только для Беларуси, но и для всех государств, что обусловлено необходимостью роста производительности труда и повышения уровня доходности производства. Ежедневно менеджер сталкивается с проблемой мотивации труда сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

Человек, получивший образование, опыт, знания, навыки в определенной области хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам возможность реализовать себя, их труд будет высокоэффективным.

Значит, мотивировать сотрудников – это затронуть важные интересы и дать им шанс реализовать себя в процессе трудовой деятельности. А для того, чтобы интерес к своей работе не исчез, необходимо стимулировать сотрудников.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к активной деятельности, определяют ее границы и формы и придают направленность, ориентированную на достижение определенных личных целей и коллективных задач.

Мотивация – это процесс побуждения к труду.

Управление деятельностью сотрудника осуществляется с помощью механизмов мотивации и стимулирования.

Под мотивом того или иного действия работника понимаются причины (пусть не всегда осознанные), побудившие его это действие совершить.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

В основе процесса мотивации работника лежит удовлетворение его потребностей.

Потребность – это чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо (нужда), принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида (физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо).

Потребности служат мотивом к действию, когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.

Стимулирование – это средство приведения в действие интересов, форма организации экономических отношений в процессе производства и распределения материальных благ.

Оно имеет различные виды. Одним из самых распространенных является материальное стимулирование, роль которого исключительно велика.

Материальная заинтересованность – есть осознанная людьми объективная связь между возможностью удовлетворить потребности и необходимостью решения тех или иных экономических задач.

Степень взаимосвязи между удовлетворением потребностей и результатом зависит от того, в какой мере на человека действуют стимулы.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования, и суть его состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

Стимулирование работников организации не ограничивается только уровнем заработной платы. Можно выделить следующие виды стимулирования.

Неденежное стимулирование – этобесплатные либо льготные путевки на отдых, лечение, бытовое обслуживание, материальные подарки, предоставление служебного жилья, лучшее оборудование, инструмент и т.д.

Социальное стимулирование – социальное признание, участие в управлении, наделение полномочиями, создание условий для профессионального и карьерного роста.

Психологическое стимулирование – личные психологический комфорт, ощущение защищенности, причастность к делам фирмы, конструктивное профессиональное общение.

Творческое стимулирование – это возможность для раскрытия творческих способностей, творческого потенциала сотрудников, самореализация, самосовершенствование.

Моральное стимулирование – уважение со стороны коллег и руководства, помещение на доску почета, устная похвала, благодарность, присвоение определенных званий, вручение почетных грамот, переходящие вымпелы и другие знаки отличия и т.д.

Современные теории мотивации можно разделить на две группы:

1. Содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений человека, которые заставляют его действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации описывают структуру и содержание потребностей, из связь с мотивацией человека к деятельности, пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

2. Процессуальные теории мотивации - базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. В них анализируют реакции человека на мотивирующие факторы, т.е. на то, что заставляет его направлять усилия на достижение различных целей.

 

 
 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...