Мотивация и стимулирование работников
В истории человечества известны всего два способа обеспечения участия работника в деятельности организации: – заставить (принуждение) и заинтересовать (мотивация). Однако, труд по принуждению значительно менее эффективен, чем труд, основанный на заинтересованности работника в качественности его результатов. Проблема мотивации труда злободневна не только для Беларуси, но и для всех государств, что обусловлено необходимостью роста производительности труда и повышения уровня доходности производства. Ежедневно менеджер сталкивается с проблемой мотивации труда сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу. Человек, получивший образование, опыт, знания, навыки в определенной области хочет применить свое умение в труде. И чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам возможность реализовать себя, их труд будет высокоэффективным. Значит, мотивировать сотрудников – это затронуть важные интересы и дать им шанс реализовать себя в процессе трудовой деятельности. А для того, чтобы интерес к своей работе не исчез, необходимо стимулировать сотрудников. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к активной деятельности, определяют ее границы и формы и придают направленность, ориентированную на достижение определенных личных целей и коллективных задач. Мотивация – это процесс побуждения к труду. Управление деятельностью сотрудника осуществляется с помощью механизмов мотивации и стимулирования. Под мотивом того или иного действия работника понимаются причины (пусть не всегда осознанные), побудившие его это действие совершить.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. В основе процесса мотивации работника лежит удовлетворение его потребностей. Потребность – это чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо (нужда), принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида (физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо). Потребности служат мотивом к действию, когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Стимулирование – это средство приведения в действие интересов, форма организации экономических отношений в процессе производства и распределения материальных благ. Оно имеет различные виды. Одним из самых распространенных является материальное стимулирование, роль которого исключительно велика. Материальная заинтересованность – есть осознанная людьми объективная связь между возможностью удовлетворить потребности и необходимостью решения тех или иных экономических задач. Степень взаимосвязи между удовлетворением потребностей и результатом зависит от того, в какой мере на человека действуют стимулы. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования, и суть его состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Стимулирование работников организации не ограничивается только уровнем заработной платы. Можно выделить следующие виды стимулирования. Неденежное стимулирование – этобесплатные либо льготные путевки на отдых, лечение, бытовое обслуживание, материальные подарки, предоставление служебного жилья, лучшее оборудование, инструмент и т.д. Социальное стимулирование – социальное признание, участие в управлении, наделение полномочиями, создание условий для профессионального и карьерного роста.
Психологическое стимулирование – личные психологический комфорт, ощущение защищенности, причастность к делам фирмы, конструктивное профессиональное общение. Творческое стимулирование – это возможность для раскрытия творческих способностей, творческого потенциала сотрудников, самореализация, самосовершенствование. Моральное стимулирование – уважение со стороны коллег и руководства, помещение на доску почета, устная похвала, благодарность, присвоение определенных званий, вручение почетных грамот, переходящие вымпелы и другие знаки отличия и т.д. Современные теории мотивации можно разделить на две группы: 1. Содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений человека, которые заставляют его действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации описывают структуру и содержание потребностей, из связь с мотивацией человека к деятельности, пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. 2. Процессуальные теории мотивации - базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. В них анализируют реакции человека на мотивирующие факторы, т.е. на то, что заставляет его направлять усилия на достижение различных целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|