Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие поведения просьбы




В качестве поведения просьбы рассматриваются паттер­ны, включающие активный поиск взгляда другого ребенка и/или ориентация взгляда на объект, принадлежащий другому ребен­ку, вне связи с попытками захвата или агрессией. Были выде­лены основные формы поведения просьбы: ребенок протягива­ет руку в сторону объекта ладонью вниз, вверх или вертикаль­но; ребенок неподвижно указывает пальцем на объект (вплоть до легкого касания объекта); ребенок дотрагивается до облада­теля объекта; ребенок наклоняет голову набок лежа, сидя или стоя, фиксируя взгляд на объекте и/или пытаясь установить глаз­ной контакт с обладателем объекта; ребенок ритмично сгибает ноги (слегка приседает), глядя на других детей; ребенок сидя или лежа беспорядочно колотит ногами и руками, будучи по­вернут в сторону других детей; резкое изменение ритма пере­мещения ребенка.

Эти различные паттерны могут сочетаться с вокализациями, улыбкой и словами в зависимости от возраста ребенка. В данном исследовании не рассматривается лицевая экспрессия обраще­ния у маленьких детей (J. С. Rouchouse, 1978, 1980), а также раз­личные способы указания пальцем (A. Jouanjean-L'antoene, 1982).

До 9 месяцев процент поведения просьбы относительно вы­сок (27,5%) по сравнению с другими видами коммуникативного поведения в этом возрасте и по сравнению с другими возрас­тами. В этом возрасте выделяются два основных паттерна:

* ребенок протягивает руку ладонью вниз в сторону объек­та, обладатель объекта может быть повернут к нему лицом, бо­ком или спиной;

* ребенок лежа наклоняет голову набок и устанавливает с обладателем объекта зрительный контакт.

От 9 до 12 месяцев процент паттернов просьбы остается высоким по отношению к другим видам коммуникативного по­ведения (22%). При том, что ладонь просящего остается повер­нутой вниз, возникает множество различных паттернов просьбы. В этом возрасте наблюдались 20 различных паттернов в отли­чие от 4 паттернов, наблюдавшихся в возрасте до 9 месяцев. Отсутствуют только формы, связанные с поворотом ладони кверху и с речью.

От 12 до 15 месяцев наблюдается значительное снижение процента паттернов просьбы (12,5%). Это связано с началом ходь­бы, которое приходится на период от 12 до 18 месяцев в зави­симости от индивидуальных различий.

От 15 до 24 месяцев происходят качественные изменения в движении руки и ориентации ладони: все чаще ладонь поворачи­вается горизонтально или кверху при том, что рука, протянутая ладонью вниз, остается преобладающим паттерном. Одновремен­но наблюдается увеличение частоты указания пальцем в направ­лении объекта, находящегося в руках другого ребенка. В этом возрасте ребенок начинает чаще дотрагиваться до обладателя объекта, а не до самого объекта.

Таблица 3

Положение кисти руки в паттерне просьбы

Возраст Ладонь повернута вниз Ладонь повернута вертикально Ладонь повернута кверху Указание пальцем
9—15 мес. 89% 5% 0% 6%
15—24 мес. 53% м% 5% 28%
24—36 мес. 26% 5% 14% 55%

От 24 до 36 месяцев предшествующие изменения выступа­ют с полной отчетливостью: паттерны просьбы с помощью руки ладонью вверх и указания пальцем начинают преобладать над паттернами просьбы, когда рука повернута ладонью вниз. По данным факторного анализа, именно для данного возраста ха­рактерен паттерн, когда ребенок, стоя или сидя, наклоняет го­лову набок и устанавливает глазной контакт (часто при этом при­седает). Также в этом возрасте наблюдается развитие вербаль­ной просьбы и увеличение подвижности взгляда просителя -от объекта к глазам его обладателя и обратно.

Развитие поведения угрозы

К поведению угрозы относятся действия, возникаю­щие в ситуации соревнования или конфликта, не включающие в себя телесного взаимодействия, регулирующие обладание объектом или ситуацией, за исключением паттернов просьбы и отдавания, описанных ранее. Основные формы угрозы: откры­вание рта, сопровождающееся характерными вокализациями; характерные вокализации в ситуации конфликта; рука, подня­тая и вытянутая вперед в направлении другого ребенка (может сочетаться с предыдущими паттернами}; резкий наклон головой и корпусом вперед; ребенок замахивается ногой вперед; ребе­нок кидает в направлении другого объект без попадания (без

просьбы); ребенок фиксирует взгляд на другом ребенке, сжима­ет зубы и хмурит брови; начало погони (без продолжения); бес­системное движение разных частей тела; указание пальцем на другого ребенка, сопровождающееся фиксацией взгляда; угроза в словах.

До 9 месяцев наблюдается появление мимики угрозы, со­провождаемой характерными вокализациями. Данный паттерн об­ращен к объекту, который держит другой ребенок.

От 9 до 12 месяцев появляются все основные формы пове­дения угрозы — все более и более организованные, за исключе­нием нахмуривания бровей и паттернов, связанных с положе­нием стоя и показом языка. При этом процент поведения угро­зы остается примерно таким же, как и до 9 месяцев (12% и 13% соответственно).

От 12 до 15 месяцев значительно возрастает процент пове­дения угрозы (21,5%). Данное возрастное изменение можно свя­зать с началом ходьбы, которое сопровождается более выражен­ным активным освоением пространства и одновременно возра­станием вероятности конфликтов и соревнований между детьми. До 15 месяцев паттерны угрозы, особенно включающие вокали­зацию, могут возникать «вхолостую» (вне ситуации соревнова­ния), как будто ребенок «испытывает» свои голосовые возмож­ности вместе с глобальной моторикой.

В течение этого периода до 20 месяцев паттерны угрозы мо­гут объединяться в единую цепь с паттернами отдавания и просьбы. Ответы на такие поведенческие комбинации могут быть самые разнообразные: отдавание, просьба, плач, бегство, агрес­сия, изоляция и т. д.

Начиная с 15 месяцев все чаще в поведении угрозы встре­чается паттерн, когда ребенок поднимает руку и вытягивает ее вперед.

После 20 месяцев поведение угрозы приобретает ясность и организованность у большинства детей, эпизоды угрозы стано­вятся явными и легко различимыми:

формируются простые маловариативные паттерны угрозы (см. табл. 1);

* паттерны становятся менее избыточными и строгими;

возникают только в ситуации явного конфликта или со­ревнования (в отличие от предыдущих возрастов), за некоторы­ми исключениями;

значение паттернов быстро и точно распознается адреса­том, о чем можно судить по ответной реакции (положение тела, общая установка на внимание, быстрота реакции). Ответом редко

является открытая агрессия, особенно у детей с ясно организо­ванным поведением.

В возрасте от 24 до 36 месяцев наиболее характерными пат­тернами угрозы являются слова угрозы, начало погони, рука, под­нятая и вытянутая в направлении адресата, указание пальцем, фиксирование взгляда на другом ребенке со сжатыми зубами и нахмуренными бровями. В этом возрасте ребенок использует меньшее число моторных комбинаций для достижения опти­мального эффекта. Меньше используется мимика, сопровожда­ющаяся вокализацией, но увеличивается использование взгляда и слов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...