Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Усвоение правил и Сверх-Я




Наконец, в этот же самый период можно наблюдать, как ребенок прерывает начатое действие и вопрошающе смот­рит на взрослого. Это проявляется особенно ярко в тех случаях, когда ребенок хочет коснуться запрещенного предмета. Позднее

это заторможенное действие часто сопровождается словами «нет, нет», что полностью проясняет смысл ситуации. Первое побуж­дение, таким образом, сдерживается вторым, которое соответ­ствует не спонтанному желанию, а запрету вторичного проис­хождения, связанному с прошлым опытом. Эти явления до сих пор остаются малоизученными; очевидно, они связаны с тем, что в психоанализе принято называть Сверх-Я. Процессы подража­ния и идентификации, безусловно, играют важную роль в нача­ле формирования Сверх-Я, однако имеется слишком мало на­блюдений, чтобы можно было более точно определить связь этой новой системы с теми системами, которые уже различаются к этому времени. Напомним все-таки, что некоторые факторы Кет-телла имеют отношение к Сверх-Я.

Г. Роли, поиск тождества

Формирование Я, первые проявления которого на вто­ром году жизни мы уже отметили, вступает в решающую фазу начиная приблизительно с трех лет, когда отчетливо обнаружи­вается его сложный характер. Среди новых элементов поведе­ния, характерных для этого периода, укажем на желание «по­казать себя» и проявления стыда, попытки утвердить и проявить свою власть, привлечь к себе внимание, а также сильный гнев, являющийся в известном смысле выражением неудовлетворен­ного желания. Этот период часто называют периодом негати­визма, или оппозиции, потому что ребенок говорит «нет» и про­тивится всякому вмешательству извне как бы ради единствен­ного удовольствия, получаемого от такого противодействия, на самом же деле он поступает так, чтобы, утвердить свою лич­ность, собственную ценность.

Генерализованность противодействия указывает на то, что конк-ретноэ желание не является изолированным элементом, а принад­лежит устойчивой структуре, не трансформирующейся по воле окружающих с такой легкостью, как временные тенденции. В прин­ципе в этом нет ничего нового по сравнению со вторым годом, и структура личности, таким образом, не претерпевает суще­ственных изменений. Упомянутые факты и их частота свиде­тельствуют только о том, что процессы структурирования и цен-трации субъективной системы, о которых мы говорили выше, продолжаются и что новый объект, образующийся благодаря внут­ренним переживаниям, желаниям, удовлетворению и неудачам, интегрируется в образ собственного тела, который, как говорит Валлон (1934), приобретает в этот период более устойчивую форму.

Объективная система, соответствующая миру внешних объек­тов, значительно обогащается и вместе с тем дифференцируется, однако в отличие от того, что происходит с субъективной систе­мой, не имеет единой центрации. Она настолько легко поддается влиянию со стороны Я, что приводит к возникновению хорошо известного феномена эгоцентризма, проявления которого в ин­теллектуальном и нравственном плане были показаны Пиаже.

Совокупность всех этих фактов говорит о том, что внутри субъективной системы начинают формироваться подструктуры. Действительно, хотя и не так отчетливо, как несколько позднее, но уже в это время некоторые аспекты «Я», некоторые жела­ния, части тела и ощущения чаще включаются в упомянутые нами конкретные действия. Однако систематические исследова­ния в этой области не проводились, и мы можем только ска­зать, что границы внутри субъективной системы, очевидно, весь­ма расплывчаты. Образ «границы» к тому же, вероятно, неве­рен, и «система Я», равно как и поле тяготения, возможно, вообще не имеет границ.

Природа таких подструктур становится более понятной в све­те двух явлений, также свойственных этому периоду. Одно из них известно под названием, предложенным Фрейдом, — это ком­плекс Эдипа. Речь идет, как известно, об особой привязанности ребенка к родителю противоположного пола, сочетающемуся как следствие с желанием устранить другого. Непосредственные на­блюдения за жизнью первобытных цивилизаций показывают, что конкретная форма отношений между родителями и между роди­телями и детьми играет огромную роль в формировании комп­лекса Эдипа. Сам факт, что в семье между ребенком и родителя­ми устанавливаются весьма своеобразные отношения, зависящие от пола ребенка и его положения в семье, указывает на то, что происходит выделение личности ребенка. Такая трансформация не может быть исключительно результатом эволюции либидо, вступающего в свою генитальную стадию, как утверждает пси-. хоаналитическая теория, ибо в таком случае мы не в состоянии объяснить, почему структура семьи и отношение родителей мо­гут иметь такое важное значение, о каком свидетельствуют дан­ные антропологов. Однако, какова бы ни была интерпретация этого факта, ребенок осознает роли, которые играют отец и мать, имитирует их и отождествляет себя с одним из них. Но посколь­ку имитировать индивид может только то, что он уже готов сде­лать и спонтанно, как это показал Пиаже (1945), мы неизбежно приходим к выводу, что формирование личности ребенка дос­тигло уже той стадии, когда он в состоянии дифференцировать

некоторые роли. Речь в данном случае идет не просто об ими­тации каких-то действий, так как имеется выбор из того, что можно имитировать, выбор, который определяется потребностью в самоутверждении. Ребенок сам хочет играть какую-то роль, а именно ту, которая представляется ему наиболее привлекатель­ной. Именно эта тенденция и обозначается термином «иденти­фикация».

Такая интерпретация комплекса Эдипа могла бы показаться слишком смелой, если бы этот период от 3 до 5 лет не характе­ризовался в очень сильной степени игрой воображения и игра-нием ролей2, что следует считать неоспоримыми проявлениями этой же самой тенденции. В играх ребенок выражает свои аф­фективные потребности в данный момент, а также более глубо­кие тенденции, связанные с формированием его идеалов. Когда девочка играет в куклы или в доктора, а мальчик изображает из себя кондуктора, шофера или полицейского — это не только под­ражание, но и упражнение в роли, соответствующей идеально му образу, к которому он стремится. Даже когда ребенок изоб­ражает паровоз, льва или ягненка, он символически реализует тот аспект своей личности, который представляется ему жела­тельным. Такие действия и фантазии (аналогичные тенденции могут проявиться и в рассказах, рисунках и даже в сновидени­ях) указывают на то, что у ребенка этого, возраста происходит столкновение его собственного реального состояния с идеаль­ным образом.

Таким образом, помимо того, что утверждается и принимает более определенную форму структура личности, в это время воз­никают зачатки самосознания, которым только и можно объяс­нить упорное желание стать чем-то иным. Только начиная с этого времени можно говорить о поиске тождества (Erikson, 1950), или тенденции к устойчивости личности (Goldstein, 1934), понимае­мой как известная форма равновесия, к которому тяготеют все структуры, т. е. о принципе уравновешивания, которым опреде­ляется также и развитие интеллекта (Piaget, 1969). Трудности, испытываемые однояйцовыми близнецами (Zazzo, I960) при об­наружении тождества, проливают некоторый свет на условия, необходимые для формирования такого равновесия. Тот факт, что многое из того, что представляется «внешним», соответству­ет на самом деле тому, что внутренне переживается близнецом,

2 Мы говорим здесь о роли в узком смысле этого слова, т. е. о роли, ко­торую (бессознательно или сознательно) играет индивид, а не о роли, которую он действительно выполняет в силу своего положения в группе.

существенно удлиняет процесс образования связной и устойчи­вой структуры.

В ходе этих трех стадий, важные особенности которых мы коротко изложили, складываются, видимо, наиболее существен­ные элементы структуры личности. Однако мы вышли бы за рам­ки нашего изложения, если бы решили проследить все даль­нейшие стадии вплоть до половой зрелости, когда вследствие полового созревания и разрыва семейных связей структура субъективной системы претерпевает существенные изменения. Последние соответствуют расширению и обогащению сферы дей­ствия, что не предполагает тем не менее фундаментального пре­образования психической организации. Еще позже, по достиже­нии половой зрелости, в результате различных кризисов, кото­рые снова и снова подвергают опасности всегда неустойчивое равновесие, личность по-прежнему продолжает модифицироваться.

 

 


 


[1] Выготский Л. С. Собр. соч. Т. III. M., 1983, стр. 37—40, 147—154. 10

[2] Давыдовский И. В. Проблема причинности в медицине (этиология). М., 1962, стр, 25—37.

[3] Потребность к оформлению, к формообразованию, к структурной упо­рядоченности — одна из основных закономерностей живой природы. Стремление это наглядно выступает в белковых телах, например в мы­шечном, коллагеновом волокне, и даже в сравнительно простых телах, как лецитины, кефалины, образующих кристаллы и миелиновые фигу­ры. Структуру имеет и атом, казавшийся неделимым.

[4] Ленин В. И. Сочинения, изд. 4, т. 38, стр. 127.

[5] Давыдовский И. В. Проблема причинности в медицине (этиология). М., 1962, стр. 77—96.

[6] Сб, Вопросы детской психиатрии. М., 1940, стр. 6—27.

[7] Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. Лекция 4. М.. 1955, стр. 57—73.

[8] Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия. М-, 1993.

[9] Эта статья впервые издана на английском языке: Chess 5., Thomas A. (1989) The practical application of temperament to psychiatry. In: W. B. Carey & S. C. McDevitt (Eds.) Clinical and Educational Applications of Temperament Research,— Lisse, Ihe Netherlands: Swets & Zeillinger B.V. (23—35).

[10] Равич-Щербо И. В. и др. Психогенетика. М., 1999, стр. 241—243, 398—418.

[11] Gesell and Amartruda's Developmental Diagnosis, editors: A. Knobloch, B. Pasamanick. USA, 1974, перевод А. Рыжова.

[12] В сб. докладов I Международной конференции памяти А. Р. Лурии. М., 1998.

[13] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, стр.269—276.

[14] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, стр. 451—456. 200

[15] Гезелл А. Педология раннего возраста. М.—Л., 1932. стр.15—27, 120—142.

[16] Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000, стр. 108—138.

[17] Если пользоваться классификацией стадий развития Хомбургера, потребова­лась бы система по крайней мере из трех измерений, потому что система должна иметь столько координат, сколько выделено качеств, в дополнение к коор­динате, представляющей время. Здесь нам приходится иметь дело с абстракт­ной системой координат, сходной с «фазовым пространством» в физике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...