Этап - организационно – методический
На данном этапе студент должен продемонстрировать возможность организовывать работу в группе с учащимися. Содержание занятий обсуждается с куратором практики от образовательного учреждения. При наличии в образовательной программе курса «Психология». студент выбирает определенную тему из календарного планирования, при отсутствии курса «Психология», студент с педагогом-психологом обсуждают возможные темы с учетом возрастных особенностей и специфики детского коллектива. Студент-практикант должен самостоятельно разработать сценарии занятий и реализовать их, проведя два урока (по 40-45 минут). Первый урок будет носит «пробный» характер как для студента, так и для подопечных. На данном занятии обязательно должен присутствовать куратор практики от образовательного учреждения, с целью представления психолого-педагогической характеристики проведенного урока. Второй урок будет носить характер «открытого» занятия. На данном занятии присутствует куратор практики от образовательного учреждения и ответственный за педагогическую практику на кафедре университета. После проведения занятия, студент должен провести самоанализ урока (Приложение 4), затем проводят психолого-педагогический анализ занятия присутствующие педагоги, психологи. Высказанные комментарии присутствующих должны быть зафиксированы в письменном самоанализе урока студента. В качестве рекомендаций для организации занятия ниже предложены критерии отбора содержания, а также формы организации занятий.
Критерии отбора содержания психологического содержания: 1. Степень систематизации рассматриваемого вопроса в соответствующей области психологического знания. Необходимо учитывать, что урок ограничен во времени, следовательно, необходимо определить наиболее значимый вопрос из темы и логично выстроить содержание.
2. Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя. Ведущий урока вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на рассматриваемый вопрос. 3. Учет интереса учащихся и студентов к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. 4. Ориентация на существующие знания (житейские и научные) учащихся. 5. Существующий фонд дидактических материалов. Степень дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу «Психология» для учащихся различных классов, конкретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению определенных тем. Таблица 1. Современные приемы организации занятий
В таблице представлены формы проведения занятий (приемлемые для использования в практике студента, далее - преподаватель). Более подробно остановимся на некоторых из них. Лекция 1. Лекция вдвоём, втроём - материал излагается двумя или более преподавателями (теоретик – практик; преподаватели с разными взглядами на решение данной проблемы и т.д.). Необходимо, чтобы лекторы были психологически и интеллектуально совместимы, владели материалом на высоком уровне, могли непринуждённо общаться с аудиторией. Данный вид лекции развивает альтернативное мышление, повышает уровень культуры ведения дискуссии.
2. Лекция-провокация (лекция с запланированными ошибками). В начале лекции преподаватель объявляет, что он преднамеренно допустит в ходе изложения материала определённое количество ошибок – содержательных, мировоззренческих, методических и т. д. (по тематике предыдущих лекций), которые учащиеся должны обнаружить. Ответы он кладет в конверт, который будет вскрыт после того как учащиеся объявят свои результаты. Затем проводится анализ выявленных ошибок. Среднее количество ошибок на 40-45 минут – 4-5. 3. Лекция-дискуссия - предполагает не только ответы на вопросы, но и организацию свободного обмена мнениями, что активизирует познавательную деятельность аудитории. Преподаватель может обращаться к конкретнымучащимся, «сталкивать между собой различные мнения», развивать дискуссию, направляя её в нужное русло. Опираясь на правильные ответы, преподаватель подводит аудиторию к коллективному выводу или сообщению. 4. Проблемная лекция -заключается в создании по рассматриваемым вопросам проблемных ситуаций, в основе которых лежит противоречие между известным и неизвестным, а так же в принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучаемых и преподавателя. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, они самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен был сообщить в качестве новых знаний. 5. Лекция-визуализация. Передача информации в лекции сопровождается показом (демонстрацией) различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм; с помощью использования ТСО (слайды, диафильмы, кодопозитивы, кинофильмы и т.д.).
Игровые приемы Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются». [по 4]
Интеллектуальные игры Игры типа «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» «Быки и коровы» и т.д. Данные игры – важная составная часть учебной и внеучебной деятельности. Деловые игры - это метод организации активной работы учащихся, направленный на смену их установок и формулировку решений сложной ситуации. При конструировании деловой игры можно выделить ряд структурных компонентов: · цели, · предмет игры, · графическая модель взаимодействия участников чаще предлагается комплекс ролей с указанными функциями игроков), · система оценивания (возможно, бланки для экспертов). Примеры деловых игр, реализуемые студентами в курсе педагогической практики: «Суд», «Переговоры», «Дети и родители», «Моя профессия» и пр. Метафорические игры - это особый класс деловой игры. Особенность ее в том, что для решения задачи в качестве сюжета деловой игры берется метафора. Метафорой служат: сказки, притчи, легенды, анекдоты и пр. Психотерапевтические игры – это один из инструментов психологической работы, в процессе которой есть возможность вывести в сознательную сферу подавляемые чувства и выразить накопившиеся эмоции. «Мозговой-штурм» - это групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. В этом методе каждый участник свободно выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, при этом критика запрещена полностью. «Метод способствует не только преодолению мыслительных стереотипов, но и снимает социальные и субординационные запреты, налагаемые каждым человеком на свои высказывания при обычном разговоре! Работая в группе, легче видеть недостатки в идеях партнеров повзаимодействию, чем в своих собственных. Тот член группы, который формулирует текущее предложение, внимание которого полностью занято, может не заметить и не оценить намека на решение, содержавшегося в качестве второстепенной детали в его предложении. Другой, наблюдая со стороны, оказывается в более благоприятных условиях. Для него эти второстепенные детали выступают как намек на нужное решение, и он может его использовать при анализе качества предложения и его совершенствовании».
Занятие проводится следующим образом. Организовывается пространство, для улучшения взаимодействия (обычно каждой группе предлагается садиться в круг). Затем ведущий ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени (от нескольких минут до часа). Ни один из предложенных вариантов не только не подвергается критике, но, наоборот, всячески поощряется, стимулируется выдвижение необычных и даже совсем нереальных идей. Время выступления каждого участника, как правило, не более 1–2 минут, выступать можно много раз, но желательно не подряд. Все выступления как можно точнее записываются, все предложения, включая самые ценные идеи, являются плодами коллективного труда и не персонифицируются. Мозговой штурм обычно заканчивается, когда поток предложений иссякает. На занятиях используют и специальные приемы активизации мышления: списки контрольных вопросов, расчленение, изложение задачи. [по 6] Приемы работы с текстами «Fishbone» - модель постановки и решения проблемы. Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста или просмотра видеоматериала смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения можно воспользоваться приемом «Fishbone», что в переводе означает «рыбный скелет». В голове этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «отростках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (это можно сделать до прочтения текста в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних «отростков» есть нижние «косточки», на которых учащиеся по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин, или возможные пути решения проблемы. При этом технология работы со схемой может варьироваться. Индивидуальный путь. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. У всех текст одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуально схему, представленную на доске. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. В этом случае возможны следующие варианты работы: а) каждая из групп получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Fishbone»;
б) каждому участнику внутри группы раздаётся свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой составляется общая схема «Fishbone»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Рис.1. Составление Fishbon IDEAL – это идеальный метод решения проблемы Шаг 1. И -интересно, в чем проблема? Шаг 2. Д - давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Шаг 3. Е -есть ли какие-либо хорошие решения? Шаг 4. А - теперь сделаем выбор! Шаг 5. Л -любопытно, как это осуществить на практике? Формулировка вопросов Возможно организовать обсуждение значимого случая (истории) между группами Таблица 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|