Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки.
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Наука в культуре и цивилизации, роль и функции науки в обществе. Наука в культуре и цивилизации. В современном обществе наука занимает центральное место, являясь особой сферой культуры. Наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры. Исходя из учета важного места науки в области культуры, следует определиться с понятиями «культура» и «цивилизация». В широком смысле слова культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, убеждений, норм и образцов поведения индивидов или сообществ, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. цивилизация – это совокупность всех культур, носящая общечеловеческий характер. роль науки в обществе. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества - экономические, культурные, образовательные. Особенно важна роль науки в современном мире в качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится экологическое состояние планеты. Осознание особенностей науки является необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса. Функции науки: · Исследовательская · Обучающая · Коммуникативная · Социокультурная · Мировоззренческая
Методологические основания философии науки. Наука в системе культуры. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, лингвистической, коммуникационной, и т.д. История науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.
Основные проблемы философии науки: вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненаучного знания, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания. Наука в системе культуры. Описать своими словами как понимается. Про современные высокотехнологичные искусства, про развитие искусства по мере развития науки.
Наука и философия. К истории взаимосвязи философии и науки. Наука и образование. Наука – это система объективно-истинных и логически взаимосвязанных форм и образований Н. знания, таких как понятие, суждение, концепция, теория, и использующих для своего формирования совокупность научных средств и методов. Философия - дословно: любовь к мудрости — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия: 1. Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого.
2. Наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину - то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Наука и образование. Наука как наиболее универсальная форма усвоения человеческого опыта является необходимым условием функционирования системы образования, основной ведущей формой учебной деятельности. Наука помогает научиться мыслить педагогически целостно и даёт возможность подходить к технологии как единству цели, принципов, содержания и методов.
Мировоззренческие аспекты науки. Мировоззренческий аспект науки отражает истолкование фактов, использование теории для подтверждения существующей картины мира или же дает основания для ее критики и поддержки новых гипотез. В общественной жизни мировоззренческий аспект науки проявляется в подтверждении или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений, например, того или иного типа государственного устройства или различных форм собственности. Мировоззренческая функция науки помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение.
Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки. Многие социальные функции науки связаны с приложением научных знаний и методов на практике. Формируются устойчивые взаимосвязи между наукой, техникой и производством. Наиболее характерно в этом отношении превращение науки в непосредственную производительную силу. Науч. эксперимент и установка для его проведения становятся моделью для промышленного процесса. После того, как наука более основательно развернулась в сторону практики, произошло разделение на фундаментальные и прикладные исследования.
Фундаментальные исследования нацелены на поиски фундаментальных истин. Их задача – обосновывать теоретические знания. Реальная польза от подобных исследований появляется очень нескоро, зато окупается сторицей. Задача прикладных исследований – более непосредственная практич. эффективность и результативность знаний. При этом наука становится массовым видом деятельности, требующим значительных общественных ресурсов, дорогостоящего экспериментального оборудования и т.п. В разделе гуманистических горизонтов описать науку как оружие. На примере ядерного химического биологического. А так же описать электромагнитное загрязнение среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|