Становление социальных и гуманитарных наук. Социальное и историческое знание.
Социально-гуманитарные науки начинают развиваться в начале XIX в. Так, К. Марксом создается экономическая теория, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель формулирует философию денег. Конт ввёл в свою иерархию наук социологию и стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как "недостаточным" для нее. Немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер не разделяет резко естественные и социальные науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Существенная среди них та, что они требуют "ясных понятий", знания законов и принципов мышления, крайне необходимых в любых науках. Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки. Формирование социально-гуманитарных наук: XVI – н.XVII – познавательный идеал научности как дедуктивно построенная математическая система.
До к.XIX – эталон научности – классическая механика→разделение всех знаний на теоретический и эмпирический уровень (познавательный идеал – «метод принципов» Ньютона).
В к.XIX – н.XX в. –науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент (базисная школа неокантианства, философия жизни).В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное.
Важная задача науки – с помощью индивидуализации метода и исторических понятий представить исторические явления как нечто неизменное, раз навсегда данное.
В XX в. современное социально-гуманитарное познание (предмет – сфера человеческой деятельности; ориентирование на пространство, развитие; акцент на индивидуальную уникальность; включение человека в предмет познания; ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия; понимание; текстовая природа; семиотическая проблематика; сочетание эмпирических и теоретических компонентов познания.
Социальное Знание - совокупность социального опыта социального субъекта, кристаллизованного в рациональных (в широком понимании) формах. С.З. это системообразующая субстанция культуры, самоорганизация которой лежит в основе культурной самоорганизации. С.З. характеризуется: максимально широким спектром и объемом: оно включает в себя "все то, что считается "знанием" в обществе" В его основе лежит общеупотребительное повседневное знание - "опыт обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции".
Историческое знание Историческое знание сформировалось в древности в процессе развития общества и социального сознания. В основе его лежали два взаимосвязанных мотива — желание сохранить память о себе для потомков и стремление понять собственное настоящее путем обращения к опыту предков. Способы сохранения прошлого, его изучения и повествования о нем менялись в процессе общественного развития, неизменным оставалась лишь традиция искать в прошлом ответы на насущные вопросы современности. Особенности и общие черты современной науки и изменение мира науки. Единство науки и связи отдельных ее областей. Основными характеристиками современной науки являются: 1) Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. Представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, хаосогенного, неустойчивого неопределенного.
2) Укрепление парадигмы целостности – осознание глобального, всестороннего взгляда на мир: а) человек не вне объекта изучения, а внутри его, его часть. б) природа - целостный живой организм. в) закономерность объединения естественных наук, сближение естественных наук и гуманитарных наук, науки и искусства. г) выход науки за пределы классической культуры Запада, обращение к традициям восточного мышления и его методам. 3) Укрепление и все более широкое применение к эволюции, т.е. сопряженного взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого - глобальный эволюционизм. 4) Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития. 5) Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных подходов в его изучении. 6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. 7) Широкое применение философии и ее методов во всех науках. 8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающейся уровень их абстрактности и сложности. 9) Методологический плюрализм – осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической. Развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. Важен процессе взаимодействия и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания. Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности. В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Изменение мира науки Наука сегодня охватывает огромную область знаний. Она включает около 15 тысяч дисциплин, которые всё теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука даёт нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий её развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей.
В сознании современных учёных имеется ясное представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе её достижений наших представлений о мире и его преобразовании. Особые надежды здесь возлагаются на науки о живом, человеке, обществе. По мнению многих учёных, достижения именно в этих науках и широкое использование их в реальной практической жизни будут во многом определять особенности XXI века. ЕДИНСТВО НАУКИ Тенденции к единству науки противостоит процесс дифференциации науки, на основе которого происходит прогрессирующая специализация научной деятельности. В науке необходимо различать экстенсивную компоненту — расширение области применения научного знания — и интенсивную — создание принципиально новых научных идей. Специализация характерна для периодов преобладания экстенсивной компоненты. Однако эти периоды сменяются периодами интенсивного развития, когда необходим выход за рамки узкой специализации; при этом актуализируются и поиски единства науки.
Общие черты современной науки: расширение содержания, новая ступень точных методов и точных теорий, новые черты отношения к другим областям человеческой деятельности, изменение отношения к технике, новые модели образования.
Основными характеристиками современной науки являются: 1) Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. Представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, хаосогенного, неустойчивого неопределенного. 2) Укрепление парадигмы целостности – осознание глобального, всестороннего взгляда на мир/ 3) Укрепление и все более широкое применение к эволюции, т.е. сопряженного взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого - глобальный эволюционизм.
4) Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития. 5) Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных подходов в его изучении. 6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. 7) Широкое применение философии и ее методов во всех науках. 8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающейся уровень их абстрактности и сложности. 9) Методологический плюрализм – осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической. Развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. Важен процессе взаимодействия и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания. Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности. В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Современная наука имеет следующие особенности: 1. Она не признает классическую механику в качестве ведущей науки, заменив ее квантово-релятивистскими теориями, что привело к разрушению классической модели мира-механизма. Ее сменила модель мира-мысли, основанная на идеях всеобщей связи, изменчивости и развития Механистичность и метафизичность классической науки сменились новыми диалектическими установками: – стремление найти конечную материальную первооснову мира сменилось убеждением в принципиальной невозможности сделать это, представлением о неисчерпаемости материи вглубь; – новый подход к пониманию природы познавательной деятельность и основывается на признании активности исследователя, не просто являющегося зеркалом действительности, но действенно формирующего ее образ;
2. В новых исследовательских установках преломляется картина постоянно изменяющейся природы: – признание зависимости свойств предмета от конкретной ситуации, в которой он находится; – отказ от изоляции предмета от окружающих воздействий, что было свойственно классической науке; – динамизм – переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, открытых систем с обратной связью;
3. Неслучайность появления Жизни и Разума во Вселенной доказывают развитие биосферного класса наук, а также концепции самоорганизации материи.
4. До своего логического конца дошло противостояние науки и религии. Не будет преувеличением утверждение, что наука пытается стать религией XX века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|