III. Ведение документации на клиентов психологической службы
Ведение документации на клиента - одна из основных форм организации деятельности социального работника, способ анализа состояния клиента и его проблем. Однако на практике документация ведется редко. Исключение составляют записи на прием в общей книге регистраций, где фиксируются звонки и обращения тех, кто нуждается в помощи. Ведение документации на клиента способствует преодолению собственной и общей некомпетентности. В этом контексте документирование как фиксирование словесных образов, кодирование высказываний, "историй", знаковых и символических действий становится средством овладения собственным поведением, способом регуляции поведения других, то есть клиентов.
1. Значение документирования: 1. Является своеобразной "памяткой", напоминанием о клиенте, его проблемах, тех целях, которые социальный работник вместе с клиентом поставил перед собой для их решения. Письменно зафиксированные сведения служат стимулами в схеме "стимул-реакция". Они становятся символами - носителями бессознательных побуждений к действию, выполняют рольсигналов в стремлении обеих сторон довести дело до конца. 2. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле и почему, что еще необходимо сделать. 3. Документ фиксирует результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи обслуживания, то есть может выступать в роли отчетного документа. 4. При необходимости документирование становится доказательством компетентности и добросовестности социального работника или специалиста.
5. Документация способствует повышению квалификации специалиста. В процессе письменной фиксации специалист как бы заново анализирует и переживает состояние клиента, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, формировать критический стиль мышления.
2. Задачи документирования: - накопление достоверной информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним и другими субъектами; - фиксация процесса оказания помощи; - укрепление междисциплинарного сотрудничества, координация усилий разных специалистов, организаций; - передача зафиксированной и закодированной информации о клиенте и его проблемах на все уровни управления и исполнения; - обобщение методов работы, адаптация к идее инновационной деятельности; - использование схем, графиков, компьютерных программ, схематического планирования, информационных и деятельных моделей обслуживания; - систематизация информации о формах и видах помощи, обеспечивающая доступ к ней всех нуждающихся; - типизация категорий клиентов и условий их обслуживания для банков данных информационных служб.
3. Функции докуметирования - клиническая: своеобразная "история болезни", в которой есть все, начиная от жалоб и симптомов до хода лечения и перечисления тех средств и методов, которые при этом были использованы; - профессиональная: сбор информации служит средством повышения профессионализма специалиста; - организационная: стимулирует специалиста к реализации определенной системы организационных мер; - административная: обеспечение центра информацией о работе всех отделений и специалистов и т.д.
Ведение документации начинается с письменного оформления "договора", "соглашения" или "контракта" с клиентом. В документе фиксируются цели совместной работы, методы ее осуществления, готовность клиента сообщить о себе необходимую информацию. В дальнейшем могут вноситься изменения в условия первого соглашения. Но сотрудничество начинается именно с оформления первого документа. Он очерчивает сферы ответственности сторон, что исключает возможность превращения документации в своего рода "досье", которое ведется без ведома и участия клиента в нарушение его человеческих прав.
4. Состав "личного дела" клиента: - база данных о клиенте, его семье, условиях жизни, перечень проблем. Эта информация собирается во время приема, посещения на дому, в виде справочной информации, обследования, заполнения бланков, форм; - информация о ходе совместной работы по решению проблемы - принятие решений, результаты обсуждения, официальные распоряжения и т.д.; - заключительная запись о достигнутом результате, выводы, резюме.
5. Основные виды и документирования: - повествовательное изложение проблемы со слов клиента, других участников взаимодействия (субъективная информация); - повествовательное описание с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов (аналитическая информация); - результаты тестирования, анкетирования, всевозможные справки, свидетельства (объективная информация); - планы и программы действий, протоколы, заявленные обязательства, характеристики, доверенности, составленные по определенной форме (деловая тактическая информация); - отчетные документы (о проделанной работе, о получении денежных сумм и т.п.) выводы комиссий, акты обследования (информация, фиксирующая результаты).
6. Основные формы документирования: - свободная, не требующая для усвоения никаких правил (характерна для описательного документирования); - создаваемая по правилам и стандартам - протоколы, справки, контракты, характеристики, решения, заявления и т.п.; - создаваемая по заранее заданным шаблонам, бланкам с помощью коротких ответов, отметок и т.д. - аудио и видеозаписи.
7. Основные принципы ведения документации: - принцип полноты в формировании данных о клиенте и процессе решения его проблем (с ним связано рассмотрение документации как "базовой", всесторонней, тщательно и точно подобранной информации, которую можно использовать для решения разных задач);
- принцип умеренности (представление информации в сжатой, сдержанной, экономной, удобной для работе форме); - принцип фрагментарности (отказ от тотальности в отражении проблем клиента, представление их в виде "ключевых", значимых моментов); - принцип накопления безоценочной и эмоционально нейтральной информации о клиенте и других участниках, исключающей опасность стигматизации, наклеивания ярлыков и т.д. из-за собственных негативных установок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|